Когда, в какой момент наших взаимоотношений с детьми, наступает момент своевременного "распаковывания" понятия уважение?
Конечно же, мы с вами понимаем, что воспитание как таковое родители начинают еще в тот девятимесячный период, когда ребёнок находится в животе у мамы. Человечек, совсем ещё крохотный, стремительно растёт; формируются его тело и мозг; и в это самое время уже всей душой, всем своим сердечком и каждой клеточкой впитывает он родительскую любовь. И отношение родителей друг к другу, их уважение или неуважение, тоже "записывает". Вы только представьте себе: малейший эмоциональный оттенок интонаций речи, тончайшие изменения ваших настроений, тепло дружелюбия или настроение враждебности - всё это запечатлевается в эмбрионе как на флэшке. В эти несколько месяцев ребёнок получает от вас первичную информацию для закладки базовой поведенческой матрицы. Когда он рождается и обретает способность не только чувствовать и слышать, но и видеть происходящее вокруг, в "базу" начинают добавляться сканы ваших уникальных мимических изменений на каждое эмоциональное состояние. И не только выражения лиц, но и жесты + позы. В первые три года жизни малыш накапливает достаточное количество сведений для того, чтобы вести себя точно так же, как вы общаетесь с ним и между собой.
Все мы, конечно же, слышали о феномене Маугли. Помните, о случаях "усыновления" и воспитания новорожденных детей животными? Таких детей еще называют "дикими" или "феральными". Многочисленные факты свидетельствуют о том, что дети, которые жили в обществе животных первые 3,5-6 лет, практически уже не могут впоследствии освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Даже годы, проведенные в обществе людей после того, как ребенка нашли, даже многолетние забота и обучение не в состоянии "вытравить" модель поведения, запечатленную в первые месяцы/годы жизни миллиардами нейронных связей.
Эти примеры говорят нам о том, что человеческое существо от рождения еще не является Человеком со всеми присущими ему качествами. Это некая "заготовка", которую наше бережное и любящее воспитание может сделать заботливым и сердечным человеком. А вот влияние нефункциональной семьи, напротив, превратит в самовлюблённого и обидчивого индивидуума, имеющего смыслом своей жизни получение удовольствий.
Надеюсь, что в какой-то мере мне удалось донести до вас важность собственного поведенческого примера уважительных взаимоотношений?
Тогда перейдем к следующему этапу - в каком возрасте нужно начинать не только своими действиями показывать, но и объяснять - что такое уважение? К 10ти годам ребенок в состоянии уяснить - чем уважение отличается от любви? Или еще рано? Или лучше в 13 лет говорить с ним об этом? Или в 15? Ведь нужно сделать это своевременно, чтобы потом не было поздно.
На самом деле все очень просто:
Во-первых, вы ведь в состоянии распознать тот момент, когда умственного развития вашего ребенка будет достаточно для того, чтобы понять ваши объяснения? Может быть, маленький интеллектуал еще в детском саду в состоянии усвоить - что такое границы личности и как правильно их соблюдать в общении с другими представителями малышни)
Во-вторых, будьте внимательны, дабы заметить тот момент, когда подросший индивидуум на практике начнёт изучать контур своих границ и проверять прочность ваших. "Тревожными звоночками" его /её самоутверждения могут быть - внезапно расколосившаяся дерзость, участившиеся нарушения обещаний, потеря интереса к ранее любимым совместным времяпровождениям с вами.
В этот период подросток растерян, потому что оно всё с ним происходит! Эти эмоциональные и гормональные бури, внутренний хаос и невозможность управлять собой даже с вашей помощью. Всё это - совершенно новое и незнакомое для него состояние. Он и злится, и боится; временами впадает в тотальную печаль или в безудержную эйфорию. И если вам удастся объяснить ему - что с ним происходит; если удастся научить - как с этим справляться; донести - почему, несмотря на всяческие внутренние и внешние бури, необходимо сохранять свой внутренний стержень и достоинство. Если вам удастся в этих сложных условиях повышенной ранимости вашего ребенка донести понятно и терпеливо, то - браво! Вы победили! Ибо если человек научился быть уважительным в "боевых" условиях, то в обычной жизни ему будет легко - ведь есть уже условный рефлекс, который позволяет вести себя именно таким образом. Дальнейшее уже происходит совершенно естественно, как дыхание.
Необходимо помнить о том, что люди уникальны и многогранны, они отличаются по заложенному наследственному материалу, по темпераменту, психотипам, родительским сценариям и влиянию среды. И поэтому начало пубертатного периода может очень сильно отличаться у разных детей в разных семьях. И упаси вас Бог от сравнений и желания, чтобы ваш подросток был "как все"! Относитесь к нему как к уникальной индивидуальности.
Если в ваших объяснениях будет сквозить раздражительность, поучительность или категоричность, дети вас могут не услышать. Ибо протестные реакции подростков напрочь отключают работу мозга. Поэтому вашими помощниками должны стать - деликатность, мягкость, терпение и азы знаний в эмоциональной компетентности.
Одно из свойств уважения - это умение управлять своими эмоциями. Вы уже умеете? Вы сможете объяснить этот механизм своему ребенку? Если нет, то - срочно! Скорее - вперед,за новыми знаниями!
Ищите эти знания в темах: "эмоциональная компетентность", " эмоциональный интеллект", "психология подростка"
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.