|
Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляцииАвтор статьи: Латыпова Эндже Анваровна
Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции «Огненный цветок». Анжела Ахмадуллина, инструктор по методике саморегуляции , www.ahmadullina.ru Мы работаем над чем угодно и для чего угодно, только не над своими чувствами. Они как беспризорники, они пущены на самотек! Обидели – обижаешься, оскорбили – психуешь, расмешили – смеешься. А где ты сам?! Надо научиться самому управлять своими чувствами: хочу –буду веселым, хочу – буду обожать свою работу, хочу – влюблюсь.Цитата из к/ф «Влюблен по собственному желанию» За последние 10 лет ритмы жизни сильно изменились. Это связано с жесткой конкуренцией, требованиями к качеству выпускаемой продукции, к персоналу, к работникам. Если мы остаемся такими же, как прежде, это означает крах. Нужно меняться, и начинать нужно с самого себя. Важными и актуальными остаются навыки коммуникации, умение управлять своими эмоциями. Это начальная ступень любых коммуникаций. Срываясь и не понимая, что происходит на эмоциональном уровне со мной, с моим собеседником, мы проваливаем переговоры, портим отношения с подчиненными, начальством, коллегами. В настоящее время Эмоциональный интеллект является важной составляющей нашей жизни. Умение «останавливать негативные эмоции, распознавать и направлять в нужное русло – это задача не из легких. Причем с данной проблемой мы сталкиваемся как на работе, так и в семье, в социальной сфере. Быть эмоционально грамотны человеком – это гарантия вашей эффективности и в делах и в личной жизни. Если сравнивать работника с развитым эмоциональным интеллектом и не развитым, мы видим выигрыш в пользу первого. Умение выстраивать отношения в коллективе и на работе, получать дополнительную информацию с помощью эмоционального интеллекта конечно же повышает вашу эффективность. Нужны ли эмоции в бизнесе, в консультировании? Эмоции несут информацию. Мы принимаем решения не только логикой. Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решений. Известный нейрофизиолог Антонио Дамасио написал книгу под названием «Ошибка Декарта». Я мыслю - следовательно существую было заменено на я чувствую-следовательно существую. Дэниел Канеман получил нобелевскую премию по экономике за доказательство того факта, что на принятие экономических решений влияют нерациональные факты, в том числе и эмоции. Это не означает, что на принятие решений влияют только эмоции. Интеллект по-прежнему необходим для просчета последствий выбора каждой альтернативы. Учет эмоционального фактора позволяет делать более разумный выбор! Определение эмоционального интеллекта – это способность человека оперировать информацией, содержащейся в эмоциях. Человек с высоким уровнем EQ может учитывать эту информацию и наиболее эффективным (компетентным образом) ее использовать. Эмоциональный интеллект на практике проявляется как эмоциональная компетентность: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями других. Мы имеем несколько методов осознания эмоций других: эмпатия, невербальные каналы, вербальные каналы С. Петрушин выделяет следующие типы эмоционального взаимодействия: слияние, эмпатия, резонанс. Слияние – сочувствие, симпатия. В результате слияния человек выпадает из своей роли психотерапевта и формирует общее «мы» с клиентом. В результате происходит психологическое заражение эмоциями клиента. «Я» захвачено его душевным состоянием. Он плачет, мне становится жалко его, и я тоже начинаю плакать. По завершению консультации специалист еще долго не может прийти в себя, переживает его ситуацию. Именно здесь лежит причина синдрома психического выгорания, которой является причиной потери квалификации. Применение защиты снижает чувствительность, а как следствие сужает поток важной информации. Эмпатия – большая мера эмоциональной вовлеченности. Также, эмпатия отличается от интуиции, поскольку первая связана с чувствами, а последняя с интеллектом. Быть в его шкуре, носить ботинки, увидеть ситуацию глазами другого…это способность ощущать чувства и личностные смыслы клиента как бы изнутри, как их ощущает сам клиент, однако без потери условия «как если бы». Резонанс - отличается от слияния, от эмпатии. Он строится на диалоге душевных состояний. Когда у нас эмоциональные состояния совпадают. В рамках данной методике всего 16 психоэмоциональных состояний- 16 языков общения и взаимодействия. АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ: 1.ОСОЗНАТЬ СВОЮ ЭМОЦИЮ 2.ПОНЯТЬ СВОИ ЦЕЛИ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ, ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧЕГО Я ХОЧУ ДОБИТЬСЯ 3. ОПРЕДЕЛИТЬ, В КАКОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ Я БУДУ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВЕН ПРИ ДОСТИЖЕНИИ СВОЕЙ ЦЕЛИ 4. ВЫБРАТЬ СПОСОБ ДОСТИЧЬ НУЖНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 5. ДОСТИЧЬ НЕОБХОДИМОГО СОСТОЯНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ВЫБРАННЫЙ СПОСОБ Методика дифференцированных функциональных состояний поможет Вам в этом. Данная программа входит в число методик четвертого поколения. Не отрываясь от конкретной деятельности вы можете регулировать свое психоэмоциональное состояние. Автор данного метода, Игорь Калинаускас, в начале разработал упражнения для артистов Щукинского театра. Актерам было необходимо одну и ту же эмоцию проигрывать несколько раз. В основе данного метода лежит подход Станиславского: изнутри наружу. Выяснилось, что эмоциональные ресурсы у человека при грамотном пользовании «собой» безграничны и многообразны, могут проявляться и реализоваться в разных формах. Сам автор, применяя методику в своей жизни является человеком нескольких профессий: режиссер, актер, художник, писатель, певец, духовный мастер, поэт. Освоив методику я сама стала более спокойной, уравновешенной, целостной, чувствующей. Любую профессию можно освоить за короткое время. Мне удалось освоить сноуборд за короткое время, ресторанное дело в англоязычной стране, практикуя упражнения, поменяла свое психоэнергетическое звучание из уровня «физической активности» в сторону развития целостности. Благодаря способностям, которые развиваются в практическом применении методики, есть возможность получать необходимую информацию в жизни, информацию о клиенте во время консультации, переговоров. Состояния «четверки» формируют состояние целостности, гармоничности, бесконфликтности между умом –действиями-чувствами, повышают убедительность в социальных взаимодействиях, удовлетворенность в личной жизни, помогая партнерам жить на одной волне. Немного о методе. Есть два варианта обучения методики саморегуляции – экспресс метод усвоения и долгосрочный - 30 занятий, т.к. привычка формируется 30 дней. Обучение включает в себя теоретический блок и практические упражнения. Всего 4 базовых упражнения: упражнение созерцание, полет белой птицы, нуль концентрации и огненный цветок. Все упражнения взаимосвязаны между собой. Необходимо развивать умение концентрироваться, переключать свое внимание, успокаивать сознание, расслабляться, убирать свой эмоциональный фон для того чтобы лучше слышать окружение. Качественное и последовательное выполнение упражнений развивает навыки и способности: позитивного мышления, умения нейтрализовывать эмоции, препятствующие эффективности, проводить профилактику синдрома сгорания, «поддерживать огонь в очаге», формировать разные психоэмоциональные состояния.
Используемая литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|