|
Как управлять своими эмоциями (окончание)Автор статьи: Андрей Савенко
Начало статьи смотрите здесь: https://www.psyoffice.ru/article/102644/ Поэтому мне нужно выяснить, чего именно боится мой Внутренний ребёнок. То есть задать ему вопросы и определить страх как можно более конкретно. В результате я выйду на самый худший вариант развития событий, который видит мой Внутренний ребёнок: Внутренний родитель (ВРЛ). Чего ты боишься? Внутренний ребёнок (ВРК). Мне нужно выступать перед руководством. ВРЛ. Что случится, если ты будешь выступать? ВРК. Мне зададут какой-нибудь вопрос, на который я не смогу ответить. ВРЛ. И что в этом плохого? ВРК. Мой руководитель увидит, что я некомпетентен. ВРЛ. Что страшного тогда случится? ВРК. Меня уволят.
Чтобы выяснить всю цепочку автоматических мыслей важно:
Цепочка автоматических мыслей показывает, ЧТО означает ситуация для вашего Внутреннего ребёнка и о чём он вам сигнализирует своей эмоцией. Когда вы выстроите всю цепочку, вы поймёте логику своей эмоции. После этого вы сможете её разорвать или ослабить. И таким образом избавитесь от негативной эмоции, которая вас беспокоит. Задача 3: разорвать цепочку автоматических мыслейВаша цепочка может быть какой угодно длины, но по смыслу она, как правило, начинается с обычного события, а заканчивается какой-то катастрофой. Драматизм же заключается в том, что ваш Внутренний ребёнок «схлопывает» цепочку и оставляет только начало и конец. Плюс, как мы уже говорили, он не знает ни прошлого, ни будущего и, представляя ситуацию, считает, что она происходит прямо сейчас. В нашем примере это означает, что мой Внутренний ребёнок считает, что прямо сейчас я выступаю перед руководством (начало цепочки) и это для меня смертельно опасно (конец цепочки). Если я смогу объяснить моему Внутреннему ребёнку, что начало цепочки не приведёт к её концу, он перестанет бояться. Для этого нужно разорвать цепочку, т.е. оспорить её логику. Выполняется это в три этапа: 1. Отделите в своей цепочке «факты» от «мнений» «Факты» – это всё то, что происходит в действительности, объективно. А «мнения» – это мои оценки, впечатления, фантазии, т.е. мои субъективные суждения по поводу фактов. Вероятность и достоверность фактов можно проверить и оценить. Мнения проверить нельзя, потому что они не реальны. По этой же причине нет смысла на них реагировать. Разделяя факты и мнения, мы понимаем рациональность наших опасений и обоснованность наших эмоций.
Отделять факты от мнений мы начинаем с начала цепочки, и проверяем утверждения последовательно одно за другим. Моя цепочка автоматических мыслей начинается с утверждения: «Мне нужно выступать перед руководством» Это факт или мнение? Факт, потому что выступление – это объективное реальное событие. Идём дальше по цепочке. Следующее утверждение: «Мне зададут какой-нибудь вопрос, на который я не смогу ответить» Это факт или мнение? Возможный факт, потому что можно объективно проверить, ответил я на вопрос или не ответил. Идём дальше по цепочке. Следующее утверждение: «Мой руководитель увидит, что я некомпетентен» Это факт или мнение? Мнение, причём производное, потому что это моё мнение о возможной оценке моего начальника. «Компетентный» или «некомпетентный» - это оценочное суждение. И если я это понимаю, значит, я понимаю, что мне нужны объективные критерии, чтобы сделать его реальным. Мне нужно превратить это мнение в факт, тогда я смогу оценить его вероятность и адекватность в конкретной ситуации моего выступления.
2. Объективируйте «мнения» в вашей цепочке Определите и запишите реальные критерии, по которым вы сможете оценить вероятность и адекватность своего мнения. Например, что такое «компетентность» и как я смогу оценить свою компетентность по моим ответам на совещании? Если я задумаюсь над этим, то пойму, что мою компетентность можно оценить только по тем ответам, которые входят в сферу моей ответственности. Тогда я смогу даже определить вопросы, по которым можно проверить мою компетентность в ходе совещания.
Если я перечислю такие вопросы, я буду понимать, к чему и как мне нужно подготовиться. И сконцентрируюсь на конкретных полезных задачах вместо пустого беспокойства. Это значит, что мой страх (стремление убежать) сменится сосредоточенностью на задаче (желание справиться). 3. Оцените вероятность конечного события в цепочке После того, как вы определили объективные критерии для мнений, посчитайте вероятность наступления итогового события. Для этого нужно примерно прикинуть вероятность наступления каждого события по цепочке и перемножить их. Вероятность каждого следующего события вы оцениваете при наступлении предыдущего. Возможно, в процессе вы поймёте, что наступление какого-либо события в цепочке вообще невозможно. Это значит, что вы разорвали цепочку и беспокоиться не о чем. Допустим, в моей цепочке пять событий и их наступление в принципе возможно. Рассчитаем для примера вероятность итогового события:
Если в вашей цепочке итоговое событие также остаётся возможным, определите для себя:
Если вы выполнили все описанные выше задачи, но интенсивность вашей эмоции не снижается, и вы продолжаете беспокоиться, скорее всего, это означает, что причина вашего беспокойства находится не в самой ситуации, а в более глубоких подсознательных установках и убеждениях.
Как правило, такие установки формируются в детстве и для их изменения требуется помощь специалиста. Алгоритм, описанный выше, поможет вам сформулировать запрос на работу с ним. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|