Как управлять своими эмоциями (окончание)

Автор статьи: Андрей Савенко
Начало статьи  смотрите здесь: https://www.psyoffice.ru/article/102644/

Как управлять своими эмоциями окончание

Поэтому мне нужно выяснить, чего именно боится мой Внутренний ребёнок. То есть задать ему вопросы и определить страх как можно более конкретно. В результате я выйду на самый худший вариант развития событий, который видит мой Внутренний ребёнок:

Внутренний родитель (ВРЛ). Чего ты боишься?

Внутренний ребёнок (ВРК). Мне нужно выступать перед руководством.

ВРЛ. Что случится, если ты будешь выступать?

ВРК. Мне зададут какой-нибудь вопрос, на который я не смогу ответить.

ВРЛ. И что в этом плохого?

ВРК. Мой руководитель увидит, что я некомпетентен.

ВРЛ. Что страшного тогда случится?

ВРК. Меня уволят.

Уточняю снова и снова, что страшного и что самое плохое может произойти, и выхожу на следующие последствия:

- меня уволят – я не смогу найти работу – у меня кончатся деньги – я бедный – я никому не нужен – я ничтожен – нет смысла в моей жизни – нет смысла дальше жить – у меня начинается депрессия – я умираю

Чтобы выяснить всю цепочку автоматических мыслей важно:

  • Посмотреть на свою эмоцию со стороны. Представьте, что вы общаетесь с другим человеком, и выясняете его логику. Если вы посчитаете логику своей эмоции само собой разумеющейся, вы не сможете выделить свои мысли и потом оспорить их.
  • Записывать все мысли именно в том логическом порядке, как они возникают, – друг за другом. Если в цепочке не будет логики, вы не сможете потом её разорвать. Именно логика соединяет отдельные обрывки мыслей в цепочку.
  • Не останавливаться до тех пор, пока вы действительно не пройдёте до конца цепочки. То есть до итогового значения события, которое представляет ваш Внутренний ребёнок. Как правило, это какая-то серьёзная опасность. Потому что в этом и заключается смысл негативной эмоции – предупреждать об опасности.

В нашем примере с выступлением мне нужно выйти на самое страшное последствие, которое я могу себе представить. Потому что именно его представляет мой Внутренний ребёнок, когда боится и хочет убежать с совещания. Он видит реальную угрозу жизни и здоровью. И видит её сразу и мгновенно. В процессе внутренней беседы я просто разматываю цепочку своих рассуждений, они уже есть в моём подсознании.

Цепочка автоматических мыслей показывает, ЧТО означает ситуация для вашего Внутреннего ребёнка и о чём он вам сигнализирует своей эмоцией. Когда вы выстроите всю цепочку, вы поймёте логику своей эмоции. После этого вы сможете её разорвать или ослабить. И таким образом избавитесь от негативной эмоции, которая вас беспокоит.

Задача 3: разорвать цепочку автоматических мыслей

Ваша цепочка может быть какой угодно длины, но по смыслу она, как правило, начинается с обычного события, а заканчивается какой-то катастрофой. Драматизм же заключается в том, что ваш Внутренний ребёнок «схлопывает» цепочку и оставляет только начало и конец. Плюс, как мы уже говорили, он не знает ни прошлого, ни будущего и, представляя ситуацию, считает, что она происходит прямо сейчас.

В нашем примере это означает, что мой Внутренний ребёнок считает, что прямо сейчас я выступаю перед руководством (начало цепочки) и это для меня смертельно опасно (конец цепочки). Если я смогу объяснить моему Внутреннему ребёнку, что начало цепочки не приведёт к её концу, он перестанет бояться. Для этого нужно разорвать цепочку, т.е. оспорить её логику.

Выполняется это в три этапа:

1. Отделите в своей цепочке «факты» от «мнений»

«Факты» – это всё то, что происходит в действительности, объективно. А «мнения» – это мои оценки, впечатления, фантазии, т.е. мои субъективные суждения по поводу фактов. Вероятность и достоверность фактов можно проверить и оценить. Мнения проверить нельзя, потому что они не реальны. По этой же причине нет смысла на них реагировать. Разделяя факты и мнения, мы понимаем рациональность наших опасений и обоснованность наших эмоций.

Подробнее о фактах и мнениях можно прочитать в статье по ссылке:

https://www.psyoffice.ru/article/95860/ 

Отделять факты от мнений мы начинаем с начала цепочки, и проверяем утверждения последовательно одно за другим.

Моя цепочка автоматических мыслей начинается с утверждения: «Мне нужно выступать перед руководством»

Это факт или мнение? Факт, потому что выступление – это объективное реальное событие. Идём дальше по цепочке.

Следующее утверждение: «Мне зададут какой-нибудь вопрос, на который я не смогу ответить»

Это факт или мнение? Возможный факт, потому что можно объективно проверить, ответил я на вопрос или не ответил. Идём дальше по цепочке.

Следующее утверждение: «Мой руководитель увидит, что я некомпетентен»

Это факт или мнение? Мнение, причём производное, потому что это моё мнение о возможной оценке моего начальника. «Компетентный» или «некомпетентный» - это оценочное суждение.

И если я это понимаю, значит, я понимаю, что мне нужны объективные критерии, чтобы сделать его реальным. Мне нужно превратить это мнение в факт, тогда я смогу оценить его вероятность и адекватность в конкретной ситуации моего выступления.

Отличить мнения от фактов вам также поможет перечень Ошибок мышления. Если вы найдёте подобную ошибку в каком-либо утверждении из своей цепочки, значит, это утверждение является мнением, а не фактом

2. Объективируйте «мнения» в вашей цепочке

Определите и запишите реальные критерии, по которым вы сможете оценить вероятность и адекватность своего мнения.

Например, что такое «компетентность» и как я смогу оценить свою компетентность по моим ответам на совещании?

Если я задумаюсь над этим, то пойму, что мою компетентность можно оценить только по тем ответам, которые входят в сферу моей ответственности.

Тогда я смогу даже определить вопросы, по которым можно проверить мою компетентность в ходе совещания.

Допустим, я докладываю о результатах внедрения проекта в компании. В сферу моей ответственности входят его организация и проведение. Это значит, что я должен знать о показателях эффективности, о сроках, причинах отклонений, мерах по их устранению и т.д.

Если я перечислю такие вопросы, я буду понимать, к чему и как мне нужно подготовиться. И сконцентрируюсь на конкретных полезных задачах вместо пустого беспокойства. Это значит, что мой страх (стремление убежатьсменится сосредоточенностью на задаче (желание справиться).

3. Оцените вероятность конечного события в цепочке

После того, как вы определили объективные критерии для мнений, посчитайте вероятность наступления итогового события. Для этого нужно примерно прикинуть вероятность наступления каждого события по цепочке и перемножить их. Вероятность каждого следующего события вы оцениваете при наступлении предыдущего.

Возможно, в процессе вы поймёте, что наступление какого-либо события в цепочке вообще невозможно. Это значит, что вы разорвали цепочку и беспокоиться не о чем.

Допустим, в моей цепочке пять событий и их наступление в принципе возможно.

Рассчитаем для примера вероятность итогового события:

  • мне зададут вопрос по проекту, на который я не смогу ответить (вероятность 20%)
  • меня из-за этого уволят (вероятность 10%, если я точно не смогу ответить)
  • я не смогу найти работу (вероятность 5%, если меня точно уволят)
  • у меня кончатся деньги (вероятность 70%, если я точно не найду работу)
  • у меня начинается депрессия (вероятность 30%, если точно закончатся деньги)

Итого вероятность наступления депрессии равняется 0,021 %, т.е. примерно один из пяти тысяч (1 из 5000).

Если в вашей цепочке итоговое событие также остаётся возможным, определите для себя:

  1. Стоит ли вам и дальше продолжать беспокоиться о возможной катастрофе? Или, возможно, вы решите сконцентрироваться на более приоритетных задачах.
  2. Что (или кто) может вам помочь справиться с наступлением катастрофы и пережить её последствия?
  3. Что вы можете сделать, чтобы предупредить катастрофу и минимизировать потери?

Если вы выполнили все описанные выше задачи, но интенсивность вашей эмоции не снижается, и вы продолжаете беспокоиться, скорее всего, это означает, что причина вашего беспокойства находится не в самой ситуации, а в более глубоких подсознательных установках и убеждениях.

Например, в убеждении, что вы должны контролировать всё и всех. Или вы считаете, что другие люди всегда хотят причинить вам вред.

Как правило, такие установки формируются в детстве и для их изменения требуется помощь специалиста. Алгоритм, описанный выше, поможет вам сформулировать запрос на работу с ним.


Просмотров: 664
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Что нужно знать, если вы пережили теракт или катастрофу.Нормальные реакции на ненормальные события
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Безнадёга… «Это мой собственный ребёнок!» И что дальше?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Имидж - ни что, если вы по прежнему считаете, что это новое платье!
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если я психолог, это не значит что…
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Если я весёлая, это не значит, что я не страдаю!
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, если вы застенчивы и это вам мешает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь