|
Где корни зла? Как снизить вероятность вовлечения ребёнка в употребление спиртного и наркотиковАвтор статьи: Осадчая Елена Анатольевна
Некоторое время назад, мне довелось достаточно большой период времени работать психологом в краевом наркологическом диспансере. Несмотря на то, что этот период моей профессиональной деятельности завершился, меня всё ещё продолжает волновать тема зависимого поведения. Можно отгораживаться, стараться не думать об этой весьма болезненной теме, однако наступает такой период в жизни человека, когда она становится очевидной и побуждает задумываться и что-то предпринимать. В этой статье я хочу прояснить некоторые моменты для взрослых, обеспокоенных темой психического здоровья их детей и оказать поддержку в виде предоставления информации и рекомендаций. Несмотря на всё пагубное действие алкоголя и наркотиков, т.е. психоактивных веществ (ПАВ), они по прежнему привлекают людей. И, что самое страшное, число вовлечённых в употребление этих веществ детей и подростков не уменьшается, а наоборот, возрастает. Употребление ПАВ вызывает изменение состояния сознания человека, то есть опьянение. Потребность в изменении обычного уровня своего сознания проявляется очень рано, ещё в детстве. По этой причине детям так нравятся игры, от которых нарушается координация движений, изменяется восприятие. Ребята любят качели, карусели, совсем малыши любят, когда их подбрасывают в воздух. Более старшие дети сами стараются найти возможность испытать необычные ощущения- надавливают на солнечное сплетение, сонные артерии и т.д. ( Лично я очень хорошо помню такой эпизод из моего детства). В нас глубоко заложено желание "примерить" на себя чужую роль, т.е как бы пожить чужой жизнью - попытаться выйти из рамок обыденного и привычного. Тому подтверждение - карнавалы, различные обряды, там же кроются корни пьянства. У современного человека порой нет возможности приобщиться к действиям, которые символически изменяют его личность. Однако, для развития стрессоустойчивости психики, такой процесс необходим, как одно из необходимых условий. Проще говоря, для своего рода тренировки психики, человеку необходимо "примерить" на себя роль другого. Это обеспечивает готовность к возможным психотравмирующим ситуациям. Когда социализация, т.е. способность взаимодействовать с другими, проходит нормально, такой процесс осуществляется через развитие способности к эмпатии - сопереживанию, сочувствию к другим людям. Если взрослые сами считаются с окружающими, понимают человека, воспринимают его боль, горести и радости, как свои и тем самым подают пример ребёнку, поддерживают его в этом направлении, тогда подобный жизненный опыт сына или дочери будет хорошей основой для адаптивности психики. Здесь неоценима роль культуры: книг, спектаклей, кинофильмов определённой направленности, которые помогают отождествиться с кем-либо из персонажей и отвлекают от обыденной жизни. Трудно переоценить роль хорошей музыки, которая побуждает переживать эмоции и чувства, заложенные композитором. Музыка, искусство и литература обязательно дадут замечательный эффект, если воспользоваться высокохудожественными произведениями. В таких условиях воспитанный человек, чувствует свою сопричастность миру, учится к жизни относиться философски. А главное, у него появляется способность справляться с обвалом отрицательных эмоций продуктивно, не прибегая к употреблению наркотиков и спиртного. В пору моего детства и юности благородную миссию воспитания во многом на себя брали учебные заведения- детские сады, школы, сейчас реальность несколько изменилась. Значит, не стоит уповать на внешнее воздействие на ребёнка, а самим родителям сделать правильные выводы и действовать. Ибо, "спасение утопающих - ...." Ну, и дальше по тексту. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|