Зеркальный мир, или роль отражения в жизни обычного человека

Эта история началась несколько недель назад, когда ко мне стали приходить клиенты, которые так или иначе "приносили" метафору зеркала с собой на прием. Всё это заставило меня задуматься о роли зеркала и принципа отражения в жизни клиента, психолога и супервизора, и чем это может быть полезно, если присмотреться. Как принцип отражения и отзеркаливание клиента проявляется в работе психолога и супервизора, я напишу позже. А сейчас о любимом, о клиентах.
Как известно, принцип отражения - один из основополагающих в психологии. Его суть в том, что он требует рассматривать психические явления как отражение обьективного, социального мира и как отражение самих субьективных явлений (вторичное отражение). В общем, если сказать грубо, то психика - это зеркало всего, что происходит снаружи и внутри, зеркало всего, что мы можем воспринимать. Благодаря этой способности психики 90% информации мы воспринимаем через невербальные проявления: мимику, жесты, особенности позы и т.д. И даже существуют особые зеркальные нейроны, которые позволяют "примерить" на себя состояние другого человека, подражая его действиям, жестам, проявлению эмоций. Это основа для сопереживания и формирования эмоционального интеллекта. С помощью зеркальных нейронов в детстве мы перенимаем варианты эмоционального реагирования и учимся чувствовать и проявлять сложные эмоции - подражая родителям и другим окружающим взрослым*.Как видите, сплошные научные обоснования, хотя зеркальные нейроны были открыты совсем недавно, в 1990-х.
Карл Юнг писал: "Психологическое правило гласит, что если внутренняя реальность не осознается, то она превращается во внешние события, подобные судьбе", - что дополняет, на мой взгляд, принцип отражения. Если мы что-то восприняли, но не осознали, то рано или поздно это неосознаваемое нечто проявит себя во внешних ситуациях. В том числе, в связи с этим так популярно стало "позитивное мышление", то есть замена осознаваемых мыслей с негативным содержанием на мысли с положительным смыслом. Таким образом, смещается фокус внимания, и отчасти человек управляет тем, что и как воспринимается и отражается в его психике. Это, как правило, решает часть проблем, но этого бывает недостаточно. Потому что есть неосознаваемая часть: убеждения, установки, мысли, реакции человека на окружающие события и людей, реакции других на человека, процессы в группах, в которые включен человек и ещё много всего. И, конечно, это колоссальный объем информации, который сложно обработать сразу. И отражение, интерпретация одного и того же будет всегда разная, исходя из личного опыта и привычных шаблонов восприятия. Эти неосознаваемые элементы мы и отлавливаем в психологической работе с клиентами. Тогда непонятные ситуации проясняются, слепые пятна больше таковыми не являются, иллюзии рассыпаются, и становится легче понимать, что происходит в конкретный момент, и как себя в нем вести. Это достаточно кропотливая работа, но она того стоит.
Теория - это хорошо, но на примерах понятнее. Возьмем отношения, ведь они всегда будут актуальны (люди же, куда мы без них:))Зеркальный мир или роль отражения в жизни обычного человека

К примеру, если человек нашел внутри себя часть, за которую, как он считает, его любить нельзя, то онбудет её прятать, и делать всё, чтобы партнёр от него ушел. При этом то, что человек эту часть нашёл, может не осознаваться совсем, или могут быть мысли, с намеком, что как-то все слишком хорошо, или что партнер слишком хорош для меня, или что-то в этом роде. И в этом случае часто включается ревность: человек начинает искать другого, к которому можно ревновать партнера. Так он переключает свои эмоции из отношений с партнером на отношения с этим другим, тем самым, готовясь к разрыву. В норме, когда все части принимаются, есть спокойная уверенность, что партнеру можно доверять. И совершенно не нужен кто-то третий в отношениях, чтобы разрешать свои внутренние конфликты через других людей. Если отношения в порядке, то даже при конфликтах партнеры стараются быть внимательны к границам друг друга, и лишний раз не задевать за живое. Просто потому, что комфорт партнера тоже имеет значительную ценность для другого.
Как мы видим из примера, неосознаваемая часть или убеждение может существенно влиять на отражение ситуации и поведение человека в связи с этим. И в этом конкретном случае, неосознаваемое вынуждает человека искажать свое поведение ревностью (чтобы подтвердить правильность своей картинки про "любить нельзя") и искажает восприятие себя другим своей ревностью ("всё хорошо было, поводов нет, и не свойственно партнеру ревновать, чего это он вдруг?!) Здесь, как уже упоминалось, ревность выступает как защитный механизм, переключатель эмоций. И если человек осознает, какую часть он прячет, то он сможет управлять своим поведением и вниманием. И переключать внимание и эмоции с пониманием, для чего и почему он так делает, не нанося вред отношениям.
Как правило, вместе с такой непринимаемой частью, за которую любить нельзя, в комплекте прилагается еще и агрессия на самого себя. Поскольку такая аутоагрессия безжалостна (себя же не жалко, да и иммунитет к собственному распинанию по разным поводам имеется) то, когда назревает конфликт, ссоры становятся очень болезненными и язвительными. Человек, со склонностью к аутоагрессии "бьет по больному" партнера, т.к. знает, при совместной жизни успел изучить больные места. И это ещё одна иллюстрация того, как внутренний процесс разворачивается во вне, в жизни, и принимается его автором за норму или черту характера. При этом, такие люди могут очень страдать от своей колкости и язвительности по отношению к другим, либо думать, что они отлично контролируют агрессию, но только иногда срываются, когда совсем "довели". И вовсе упускать из виду, что они нещадно ругают себя по поводу и без, а ведь это тоже агрессия. И помощь психолога в этой ситуации заключается в том, чтобы "поработать приглашенным зеркалом" и показать клиенту, что он делает с собой, как и почему себя ругает, и обратить внимание клиента на то, что он делает с другими. И таким способом, агрессию можно взять под контроль, но уже реальный, ведь все действия (внутренние и внешние) осознаются.
Таким образом, можно сказать, что мы с вами живем в зеркальном мире, где каждый отражает и отражается от другого, и мы можем управлять и выбирать, будут ли эти отражения легкими и цветными, либо будет картинка из непроглядно темных оттенков. Выбор за вами.

* Д. Риццолатти, К. Синигалья «Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания» (Языки славянских культур, 2012).

Продолжение следует...



Просмотров: 695
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Я для себя" - что это?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь