Прошлое — это вероятность

Прошлое  это вероятность

 

Пока мы не вникнем мыслью в то,

что есть, мы никогда не сможем принадлежать

тому, что будет.

Мартин Хайдеггер

 

В помогающих практиках существует большое количество различных теорий и концепций личности. Самой популярной и почти «неопровержимой» (особенно для студентов психологических специальностей, начинающих психологов и простых «потребителей» психологической литературы) является психоанализ, с его представлением, что наше прошлое определяет наше будущее, наш характер сформирован в раннем детстве родителями (или их заменителями) и конфликтами с ними.  Но существуют голоса, которые сомневаются в истинности этих положений.

 

Для начала заглянем к богине всех наук о природе физике. «Прошлое — это вероятность!», по словам Стивена Хокинга[1]. Одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным характером вещества и энергии согласно квантовой механике: до тех пор, пока не найдётся сторонний наблюдатель, всё будет парить в неопределённости. Это значит, что «независимо от того, какие воспоминания вы храните о прошлом в настоящее время, прошлое, как и будущее, неопределённо и существует в виде спектра возможностей». Хокинг допустил, что у Вселенной может и не быть уникальной истории, а скорее коллекция всех возможных историй во Вселенной, одинаково реальных и с собственным набором физических законов.  

Из этого я сделаю смелый вывод, что и у человека нет определенной истории, а есть лишь ее вероятность-интерпретация, а, следовательно, объяснение своих «проблем» неправильным обращением родителями с ребенком одна из  сказок для взрослых!

 

Похоже звучит следствие принципа неопределенности физика Вернера Гейзенберга[2]: присутствие наблюдателя определяет судьбу системы и заставляет ее сделать выбор в пользу одного состояния или, что тоже самое после наблюдения квантовая система становится классической: мгновенно перестает сосуществовать сразу во многих состояниях в пользу одного из них. Какой вывод из этого положения извлечет мыслящий психолог? А такой, что, оглядываясь в наше прошлое, мы видим-интерпретируем его согласно нашим концепциям если мы познакомились с психоанализом, будем искать уши зайца в родительской семье, если полюбился нам бихевиоризм, то будем говорить о правильном или неправильном воспитании (пряниками и кнутами) родителями, школой, социальной системой… А далее делать выбор в пользу оправдания себя или поиска психолога, который придерживается нашей концепции, и будет выслушивать наши жалобы на родителей и на время терапии станет нам матерью, только хорошей.

 

Еще одно из сотен положений теории Хокинга, которое можно назвать «Аквариумные рыбки угнетены» гласит: «Представьте себя рыбкой, живущей в аквариуме... Что вы знали бы о нашем мире, если бы всю жизнь смотрели на него в искажении стекла и не имели возможности выбраться? Невозможно познать истинную природу реальности: мы считаем, что чётко представляем себе окружающий мир, но, говоря метафорически, мы обречены всю жизнь провести в аквариуме, так как возможности нашего тела не дают нам выбраться из него»[3].

Из этого опять следует, что наши представления о реальности, в том числе о нашем прошлом и настоящем опыте, — лишь наше видение, наши версии из аквариума.

 

Как практически выглядят эти положения в мире людей?

Вывод первый. Из опыта своего исследования творческих личностей я вынесла, что те, кто реализует свои таланты и способности, приносит пользу окружающим своим творчеством, осмеливается жить и творить по-своему, те с теплом и благодарностью относится к своим родителям, учителям и друзьям. Те же, кто не может реализоваться, не доволен своими успехами, тот не удовлетворен и своим опытом детства, родителями. Причины и следствия здесь можно менять местами в зависимости от ваших концепций: можно думать, что успешные люди получаются в результате положительного детского опыта. Я предпочитаю делать обратные выводы те, кто осмеливается определять свою судьбу самостоятельно, прилагать усилия по осуществлению своих планов, учиться, падать и вставать, тот и свое прошлое интерпретирует позитивно – хорошо относится к родителям и благодарен им.

 

Мои выводы во многом продиктованы не только моим физическим образованием, но и моей экзистенциальной позицией, сформированной, в частности, под влиянием Ж.-П. Сартра. Сартр акцентирует свое внимание, на том, что человек утверждает, «выбирает себя» в мире. Сознание человека, с точки зрения Сартра, генератор «жизненного мира», «неутомимое творчество экзистенции». Человек лишен каких бы то ни было ориентиров, делает себя сам, и потому его жизнь есть «проект», самостановление. С точки зрения Сартра, человек сам неосознанно в какой-то момент своей жизни совершает выбор своего миропроекта, который впоследствии определяет всю его дальнейшую жизнь[4]. И согласно своему проекту человек интерпретирует свое прошлое и будущее. Это значит, что не прошлое определяет настоящее и будущее, а наш проект будущего Себя определяет (интерпретирует) наше настоящее и прошлое!

 

Вывод второй. Не только прошлое, как мы его осознаем, лишь одна из вероятностей нашей истории, но и будущее — это вероятность. Да, мы проектируем себя, движемся к нашей цели, учимся, падаем и встаем, проявляем упорство и волю. Но что будет в результате предсказать невозможно! Все тренинги успеха, наращивания своего богатства, своей пробивной силы, теории как получить желаемое, стать везучим и т.д. реально большую пользу приносят тем, кто их преподает. И что теперь делать? Не учиться, не консультироваться? Учиться, консультироваться… но более полагаться на самого себя и учиться у классиков повышать свой культурный уровень и общий кругозор. И самое главное, чему стоит учиться мыслить, знать, что наше проектируемое будущее – лишь вероятность, наслаждаться непредсказуемостью, учиться радоваться непредвиденному, получать удовольствие даже тогда, когда наши желания не исполняются — то есть быть счастливым от того спектра головокружительных возможностей, который перед нами развертывается. И следовать императиву Канта: делай то, что должен и будь что будет! Потому что и будущее тоже вероятность!

_____ 

[1] Сти́вен Уи́льям Хо́кинг (англ. Stephen William Hawking, род. 8 января 1942, Оксфорд, Великобритания) — английский физик-теоретик. Учился в Оксфорде, затем в Кембридже, где стал профессором математики. Изучал теорию возникновения мира в результате Большого взрыва, а также теорию чёрных дыр. Высказал гипотезу, что маленькие чёрные дыры теряют энергию, испуская излучение Хокинга, и, в конце концов, «испаряются». Популяризатор науки.

[2] Карл Вернер Ге́йзенберг — немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике, член ряда академий и научных обществ мира.

[3] Хокинг С., Млодинов Л. «Высший замысел».

[4] Ж.-П. Сартр «Бытие и ничто»





Просмотров: 581
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Наше прошлое не определяет наше будущее
  • Как наше прошлое ограничивает наше настоящее и влияет на наше будущее
  • Настоящее прошлое. А когда будет настоящее будущее? Несекретный код настоящей жизни.
  • Как наше прошлое влияет на будущее?
  • Прошлое-настоящее-будущее
  • Прошлое, настоящее, будущее...
  • Прошлое, Будущее или Настоящее.
  • Пока вы держитесь за свое прошлое - вам не встретить свое будущее
  • Прошлое, Настоящее и Будущее на перекрестке миров
  • Прошлое, Настоящее, Будущее Юнгианского Анализа в Беларуси
  • Прошлое, настоящее и будущее практической психологии, как я их вижу
  • Психотерапия временной перспективы. Прошлое, настоящее, будущее.
  • МАК техника. Работа метафорой с чувствами (прошлое, будущее, настоящее)
  • Как подсолнух человеку помог. Сказка про прошлое, настоящее и будущее
  • Про прошлое и будущее. Про психологов и гадалок
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • А куда мы идем? В прошлое или будущее?
  • Вернуться в прошлое, что бы изменить будущее.
  • Проекты, нацеленные на прошлое и на будущее. В чем разница?
  • Стереть прошлое, уничтожить будущее и насладиться настоящим.
  • Память и судьбоносные игры восприятия: как использовать прошлое, чтобы изменить будущее.
  • Там - в раннем детстве надо менять наше будущее
  • «Лифт» в прошлое: когда кажется, что прошлое нас преследует
  • Можно ли изменить свое прошлое?
  • Ценить прошлое, творить настоящее!
  • Полезность НЛП или можно ли переписать свое прошлое?
  • Люди «проедают» свое будущее (даже не замечая этого)
  • Вперед в прошлое или жизнь - это выбор
  • Детство определяет то, какой будет вся жизнь.
  • Расстановки. Есть ли у этого метода терапии будущее?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь