Как наше прошлое ограничивает наше настоящее и влияет на наше будущее

Автор статьи: Анна Сычёва

Одна из главных задач нашей психики - адаптация и выживание в постоянно меняющихся условиях окружающего мира. Все события, которые с нами происходят, заботливо маркируются клетками мозга ("плохо, больно" или "хорошо, приятно") и складируются в долговременной памяти, периодически архивируясь подсознанием. Это делается для того, чтоб при следующей встрече с похожей ситуацией определить, к какой группе она относится, и в соответствии этой информацией действовать. Положительно маркированные опыты мы стремимся повторять, отрицательные всеми силами избегать. С точки зрения сохранности организма и инстинкта выживания этот механизм играет ключевую роль. Если мы когда-либо обжигались, трогая горячий предмет, то если мы встретим этот же предмет снова, вряд ли захотим повторить травмирующий опыт. Также мы можем учитывать и опыт других людей, хотя, конечно, на чужих ошибках учатся не все и не всегда. Если этот механизм отключить, то мы вряд ли доживем до глубокой старости, потому что слишком часто будем сталкиваться травмами - физическими или психическими. Так что защитная функция психики играет несомненную положительную роль. 

   Но так ли все однозначно? Наш мозг помнит все, что с нами происходило после появления на свет, а перинатальные психологи считают, что мы воспринимаем и запоминаем многое еще даже до рождения, находясь в мамином животе. Порой в нашем сознании не остается даже конкретных воспоминаний о неприятном событии, но все встречающиеся ситуации хотя бы отдаленно похожие на корневую, однозначно маркируются как опасность. Это один из механизмов формирования фобий. 

   Широко известен довольно жестокий эксперимент, часто описываемый в учебниках по психологии под названием "Маленький Альберт". Участником эксперимента стал девятимесячный ребенок по имени Альберт. Психологи Уотсон и Рейнер для начала проверили реакции ребенка, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты. Мальчик первоначально не показал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали. В следующий раз, когда Альберу была показана крыса, Уотсон создал громкий шум, ударяя по металлической трубе молотком. Естественно, ребенок испугался шума и стал кричать. После повторных демонстрирований белой крысы с громким шумом, Альберт стал пугаться крысу, даже если показ не сопровождался ударом молотка по трубе. В последствии такую же реакцию у ребенка стали вызывать и другие предметы, всего лишь напоминающие крысу, но ею не являющиеся.

   Еще один нюанс защитной реакции психики - отрицательный опыт мы запоминается гораздо глубже и на более долгий срок, чем положительный. Всего одно событие прошлого, вызвавшее в своё время страх, обиду, чувство ревности, унижения и другие негативные чувства, способно заслонить собой все нейтральные или положительные события того периода. Нет необходимости говорить о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы исправить плохое впечатление, оставить в прошлом детские страхи. Я думаю, многие замечали этот факт. Если нам выдадут неожиданную премию, конечно мы почувствуем радость, но каковы будут наши чувства через день, неделю, месяц?  Многие даже и не вспомнят об этом моменте. А теперь представим, что начальник вызвал нас "на ковер", накричал и уволил. Немногие могут похвастаться тем, что уже на следующий день они со спокойной душой и в прекрасном настроении будут заниматься поиском новой работы. А возможно, что на протяжении нескольких лет после этого события слова коллеги "тебя вызывает шеф" будут вызывать у нас сердцебиение и слабость в коленях, даже если предпосылок к разносу нет, и скорее всего разговор пойдет о каких-то рабочих моментах. Или мысль о том, что нам надо постучать к начальнику и обсудить с ним, скажем, наше повышение, вызывает такую панику, что лучше мы будем сидеть с маленькой зарплатой и ждать, когда же ситуация изменится сама, без нашего участия. И это уже проблема.

   Но почему отрицательный опыт влияет на нас гораздо больше, чем положительный? Ответ на поставленный вопрос дают психологи Рой Ф. Баумайстер, Эллен Братславски, Кэтлин Вос (Западный резервный университет) и Катрин Финкенауэр (Амстердамский свободный университет) в совместном исследовании, опубликованном ими в американском научном журнале “Review of General Psychology”.  Эти ученые рассматривают истоки более сильной реакции на отрицательные стимулы, чем на положительные с точки зрения теории эволюции. По их мнению, эта реакция передается генетическим путем. Организмы, которые были лучше подготовлены к различным угрозам,  всегда имели гораздо больший шанс на выживание и передачу своих генов потомству. Аналогичным образом человек, который учитывает все возможные неблагоприятные последствия своих действий, с большей вероятностью сможет выйти из ситуации с минимальными потерями; если же он придаёт меньшее значение потенциальным благоприятным последствиям, в будущем он может испытать разочарование, но вряд ли что-либо более серьёзное. А сильный стресс опасен для здоровья, и даже может привести к летальному исходу. Человек, игнорирующий опасность во всех её проявлениях, резко увеличивает вероятность возникновения критических ситуаций, несчастных случаев и даже смертельного исхода. Вывод сводится к следующему положению: выживание требует постоянного пристального внимания ко всем – реальным или потенциальным, физическим или психологическим – возможным угрозам, но не предполагает равнозначного отношения к нейтральным или положительным событиям. Психика людей, в основном, мало чем отличается от психики других живых организмов. Но она более восприимчива к тому или иному отрицательному опыту.

   Чем старше человек, тем больше накапливается у него отрицательных опытов, ведь жизнь - это не только приятные события, и как бы мы ни старались использовать столь популярное последние годы позитивное мышление, сталкиваться с неприятностями, крупными или мелкими, нам рано или поздно все же приходится. И все больше "дверей" в жизни человек для себя сознательно или подсознательно закрывает, маркируя похожие события как "опасность". Все труднее решиться на перемены или проявить активность, человек становится направленным на избегание, а не достижение, уровень его стресса растет. Сил и энергии становится все меньше, потому что психика резервирует энергетический ресурс на случай повтора опасной ситуации, чтобы была возможность вынести стресс и справиться с ним. И в этом есть смысл. 

   Но какой смысл дуть на воду, обжегшись на молоке? Какой смысл трястись и заикаться, попробовав познакомиться с красивой девушкой, будучи привлекательным 25-летним мужчиной, только из-за того, что в 12 вас в школе осмеяли и затравили за подаренную валентинку? Зачем мямлить и прятать глаза на собеседовании, будучи прекрасным специалистом, только потому, что 20 лет назад в школе учительница резко отчитала вас при всех за ошибки в контрольной и назвала тупым и ленивым? Можно ли как-то высвободить это колоссальное количество энергии, разблокировать закрытые подсознанием пути, которые уже не представляют такой опасности, как представляли раньше, и дать новый импульс человеку на его пути к жизненным свершениям? Да, вполне. Как это сделать, я расскажу в следующей статье.

 Как наше прошлое ограничивает наше настоящее и влияет на наше будущее



Просмотров: 738
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Как устроить романтический праздник, даже если Ваш любимый не романтик?"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Что "цепляет" мужчин в женщине даже больше, чем красивая внешность
  • Самые жестокие психологические эксперименты #1 | Джон Уотсон - "Маленький Альберт",
  • Мысленный эксперимент "Если бы я не стал психологом"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Почему психологи всегда будут "ниже" врачей
  • События, которые мы "притягиваем"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Нормативные семейные кризисы. События, когда семья "зашаталась"
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Если другие женщины "лучше", чем ты.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Ты знаешь все в твоих руках и даже я". Нелюбовь, а созависимость. Возьми себя в руки.
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Если подросток стал "звездой Ютуба"
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь