Как наше прошлое ограничивает наше настоящее и влияет на наше будущее

Автор статьи: Анна Сычёва

Одна из главных задач нашей психики - адаптация и выживание в постоянно меняющихся условиях окружающего мира. Все события, которые с нами происходят, заботливо маркируются клетками мозга ("плохо, больно" или "хорошо, приятно") и складируются в долговременной памяти, периодически архивируясь подсознанием. Это делается для того, чтоб при следующей встрече с похожей ситуацией определить, к какой группе она относится, и в соответствии этой информацией действовать. Положительно маркированные опыты мы стремимся повторять, отрицательные всеми силами избегать. С точки зрения сохранности организма и инстинкта выживания этот механизм играет ключевую роль. Если мы когда-либо обжигались, трогая горячий предмет, то если мы встретим этот же предмет снова, вряд ли захотим повторить травмирующий опыт. Также мы можем учитывать и опыт других людей, хотя, конечно, на чужих ошибках учатся не все и не всегда. Если этот механизм отключить, то мы вряд ли доживем до глубокой старости, потому что слишком часто будем сталкиваться травмами - физическими или психическими. Так что защитная функция психики играет несомненную положительную роль. 

   Но так ли все однозначно? Наш мозг помнит все, что с нами происходило после появления на свет, а перинатальные психологи считают, что мы воспринимаем и запоминаем многое еще даже до рождения, находясь в мамином животе. Порой в нашем сознании не остается даже конкретных воспоминаний о неприятном событии, но все встречающиеся ситуации хотя бы отдаленно похожие на корневую, однозначно маркируются как опасность. Это один из механизмов формирования фобий. 

   Широко известен довольно жестокий эксперимент, часто описываемый в учебниках по психологии под названием "Маленький Альберт". Участником эксперимента стал девятимесячный ребенок по имени Альберт. Психологи Уотсон и Рейнер для начала проверили реакции ребенка, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты. Мальчик первоначально не показал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали. В следующий раз, когда Альберу была показана крыса, Уотсон создал громкий шум, ударяя по металлической трубе молотком. Естественно, ребенок испугался шума и стал кричать. После повторных демонстрирований белой крысы с громким шумом, Альберт стал пугаться крысу, даже если показ не сопровождался ударом молотка по трубе. В последствии такую же реакцию у ребенка стали вызывать и другие предметы, всего лишь напоминающие крысу, но ею не являющиеся.

   Еще один нюанс защитной реакции психики - отрицательный опыт мы запоминается гораздо глубже и на более долгий срок, чем положительный. Всего одно событие прошлого, вызвавшее в своё время страх, обиду, чувство ревности, унижения и другие негативные чувства, способно заслонить собой все нейтральные или положительные события того периода. Нет необходимости говорить о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы исправить плохое впечатление, оставить в прошлом детские страхи. Я думаю, многие замечали этот факт. Если нам выдадут неожиданную премию, конечно мы почувствуем радость, но каковы будут наши чувства через день, неделю, месяц?  Многие даже и не вспомнят об этом моменте. А теперь представим, что начальник вызвал нас "на ковер", накричал и уволил. Немногие могут похвастаться тем, что уже на следующий день они со спокойной душой и в прекрасном настроении будут заниматься поиском новой работы. А возможно, что на протяжении нескольких лет после этого события слова коллеги "тебя вызывает шеф" будут вызывать у нас сердцебиение и слабость в коленях, даже если предпосылок к разносу нет, и скорее всего разговор пойдет о каких-то рабочих моментах. Или мысль о том, что нам надо постучать к начальнику и обсудить с ним, скажем, наше повышение, вызывает такую панику, что лучше мы будем сидеть с маленькой зарплатой и ждать, когда же ситуация изменится сама, без нашего участия. И это уже проблема.

   Но почему отрицательный опыт влияет на нас гораздо больше, чем положительный? Ответ на поставленный вопрос дают психологи Рой Ф. Баумайстер, Эллен Братславски, Кэтлин Вос (Западный резервный университет) и Катрин Финкенауэр (Амстердамский свободный университет) в совместном исследовании, опубликованном ими в американском научном журнале “Review of General Psychology”.  Эти ученые рассматривают истоки более сильной реакции на отрицательные стимулы, чем на положительные с точки зрения теории эволюции. По их мнению, эта реакция передается генетическим путем. Организмы, которые были лучше подготовлены к различным угрозам,  всегда имели гораздо больший шанс на выживание и передачу своих генов потомству. Аналогичным образом человек, который учитывает все возможные неблагоприятные последствия своих действий, с большей вероятностью сможет выйти из ситуации с минимальными потерями; если же он придаёт меньшее значение потенциальным благоприятным последствиям, в будущем он может испытать разочарование, но вряд ли что-либо более серьёзное. А сильный стресс опасен для здоровья, и даже может привести к летальному исходу. Человек, игнорирующий опасность во всех её проявлениях, резко увеличивает вероятность возникновения критических ситуаций, несчастных случаев и даже смертельного исхода. Вывод сводится к следующему положению: выживание требует постоянного пристального внимания ко всем – реальным или потенциальным, физическим или психологическим – возможным угрозам, но не предполагает равнозначного отношения к нейтральным или положительным событиям. Психика людей, в основном, мало чем отличается от психики других живых организмов. Но она более восприимчива к тому или иному отрицательному опыту.

   Чем старше человек, тем больше накапливается у него отрицательных опытов, ведь жизнь - это не только приятные события, и как бы мы ни старались использовать столь популярное последние годы позитивное мышление, сталкиваться с неприятностями, крупными или мелкими, нам рано или поздно все же приходится. И все больше "дверей" в жизни человек для себя сознательно или подсознательно закрывает, маркируя похожие события как "опасность". Все труднее решиться на перемены или проявить активность, человек становится направленным на избегание, а не достижение, уровень его стресса растет. Сил и энергии становится все меньше, потому что психика резервирует энергетический ресурс на случай повтора опасной ситуации, чтобы была возможность вынести стресс и справиться с ним. И в этом есть смысл. 

   Но какой смысл дуть на воду, обжегшись на молоке? Какой смысл трястись и заикаться, попробовав познакомиться с красивой девушкой, будучи привлекательным 25-летним мужчиной, только из-за того, что в 12 вас в школе осмеяли и затравили за подаренную валентинку? Зачем мямлить и прятать глаза на собеседовании, будучи прекрасным специалистом, только потому, что 20 лет назад в школе учительница резко отчитала вас при всех за ошибки в контрольной и назвала тупым и ленивым? Можно ли как-то высвободить это колоссальное количество энергии, разблокировать закрытые подсознанием пути, которые уже не представляют такой опасности, как представляли раньше, и дать новый импульс человеку на его пути к жизненным свершениям? Да, вполне. Как это сделать, я расскажу в следующей статье.

 Как наше прошлое ограничивает наше настоящее и влияет на наше будущее



Просмотров: 674
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как же все раздражает... Или - "Добрый день. Спасибо, у меня все хорошо".
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Что "цепляет" мужчин в женщине даже больше, чем красивая внешность
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Хватит это терпеть или жизнь "Все плохо"
  • О том,что "Все в нас"... И немного об ответственности.
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Упражнение "Защита" или Если все меня винят...
  • Родители - "гуттаперчевые стены", или саморегуляция - наше все!
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь