Развитие эмоционального интеллекта путем тренингового воз-действия.

 Изучение эмоционального интеллекта как самостоятельного конструкта началось в работах ученых в последнее десятилетие двадцатого века. Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели американские ученые Д. Мэйер и П.Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. [2, 25c.].  Однако в настоящий момент существуют и другие определения. Однако выделяют и другие определения. Одним из наиболее востребованных выступает : «Emotional intelligence is the ability to identify and manage your own emotions and the emotions of others.» [ 5] В настоящей статье мы будем придерживаться определения, выдвинутого отечественным ученым, признанным авторитетом в данной сфере Д.В.  Люсиным. Он определяет эмоциональный интеллект как это совокупность умственных способностей, связанных с  обработкой эмоциональной   информации. [4, с. 25].

Одним из ключевых этапов в становлении и развитии личности является переход от получения среднего образования к высшему. Поступив в вуз выпускник школы оказывается в новых для себя условиях, что требует от него реализации имеющихся у него адаптивных способностей. В ранее проведенном исследовании была установлена корреляция на  уровне высокой статистической значимости между эмоциональным интеллектом и адаптивными способностями. Соответственно, развитие эмоционального интеллекта способствует повышению общего уровня адаптивных способностей. [6]. Актуальность темы развития эмоционального интеллекта обусловлена необходимостью исследования структуры эмоционального интеллекта с целью как повышения результативности процесса обучения в вузе, так и повышения адаптации студентов к учебному процессу. Исследованием возможности развития эмоционального интеллекта занимались отечественные и зарубежные ученые:  Гоулман Д. [3,8с.], Коврига Н.В., Мэйер Дж., Носенко Е. Л., Слайтер Д., Сэловей П. и другие. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на данный момент отсутствует общая методология разработки тренинга ориентированного на развитие эмоционального интеллекта применительно к сфере образования.

Цель исследования: исследование возможности повышения уровня эмоционального интеллекта студентов посредством специально организованного тренинга.

В своих ранних исследования Дж. Мэйер и П. Сэловей обнаружили, что уровень эмоционального интеллекта у взрослого человека, выше эмоционального интеллекта подростков. Это указывает на то, что с возрастом показатель эмоционального интеллекта возрастает. Данное замечание дало основания, для предположения возможности управляемого развития эмоциональным интеллектом. 

Следует подчеркнуть, что относительно возможности целенаправленного развития эмоционального интеллекта в психологии существуют два отличных друг от друга мнения. Американские ученые Мейер, Сэловей и Карузо придерживаются точки зрения, что эмоциональный интеллект представляет собой относительно устойчивую способность, а эмоциональные знания – вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует – относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения. С другой стороны ряд ученых, среди которых, в частности Д. Слайтер, Д. Гоулман, Е. Л. Носенко, Н.В. Коврига, считают, что эмоциональный интеллект поддается тренировке и его можно развивать в рамках правильно организованной образовательной среды. По их мнению, эмоциональный интеллект может быть целенаправленно сформирован как у ребенка в процессе обучения и воспитания, так и у взрослого человека в процессе специально организованных тренингов. Автор настоящей статьи придерживается именно этой позиции.

Результаты многочисленных исследований в нашей стране указывают на возможность произвольного повышения как интегрального уровня эмоционального интеллекта, так и степени выраженности отдельных компонентов при помощи тренингового воздействия. Например, результаты эмпирического исследования Т.П. Березовской подтверждают возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания [1,16с. ].   Мы, как уже отмечалось выше, также, разделяем указанную точку зрения.

Методы и организация исследования

Наше исследование проведено на базе Северо-Западного Института Управления. В исследовании приняло участие 17 студентов. По возрастному признаку были отобраны студенты первого года обучения, соответственно возраст исследуемых в диапазоне от 17 до 19 лет.

При проведении исследования для анализа эффективности стимульного воздействия использовался тест ЭмИн, разработанный Д.В. Люсином. Замеры уровня эмоционального интеллекта проводились 2 раза: на начальном и на конечном этапах. Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИн Люсина, в структуре эмоционального интеллекта можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный компоненты эмоционального интеллекта (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой стороны - способности к пониманию и управлению эмоциями. [2, 30 с.]. Ниже структура эмоционального интеллекта представлена в виде таблицы.

Таблица №1. Априорная структура эмоционального интеллекта,
положенная в основу опросника ЭмИн

 

Межличностный ЭИ

Внутриличностный ЭИ

Понимание эмоций

Понимание чужих эмоций

Понимание своих
эмоций

Управление эмоциями

Управление чужими
 эмоциями

Управление своими эмоциями

В качестве стимульного воздействия использовался авторский тренинг развития эмоционального интеллекта. Разработанный нами тренинг представляет собой технологию активной групповой работы имеющей целью развитие эмоционально-рефлексивных качеств. При этом мы опирались на многочисленные наработки сделанные другими специалистами, в результате чего были подобраны различные упражнения, с использованием которых должна строиться просветительская и коррекционная работа на групповом занятии.

Весь ход тренинга можно условно разделить на три последовательные части: подготовительная, ситуационно-игровая и аналитическая. Каждая последующая часть базируется на тех результатах, которые были достигнуты на предыдущей стадии. Далее предлагается рассмотреть каждый из перечисленных этапов.

Подготовительная часть

На этой стадии участники тренинга знакомятся, прослушивают лекции, посвященных рассмотрению указанной проблематики. Только в достаточной степени овладев понятийным аппаратом, вникнув в понятие эмоционального интеллекта можно добиться создания достаточно серьезных предпосылок для успешного прохождения следующей стадии тренинга.

Ситуационно-игровая часть

Ситуационно-игровая часть тренинга по критерию активно-деятельностного обучения является основной. Именно здесь слушатели выступают в качестве руководителя в тех или иных ситуациях, требующих отыгрывания соответствующих задач. На этом этапе была широко задействована групповая рефлексия через анализ индивидуальных переживаний. Также использовались упражнения направленные на умение отрабатывать такой важный навык как устранение эмоциональной предвзятости.

Рефлексивно-аналитическая часть

Рефлексивно-аналитическая часть тренинга имеет целью оценить успешность прохождения тренинга каждым участником.

Количество участников тренинга -17 человек.

360 минут. 6 часов

Табл. 2 Структура тренинга

№ этапа

Название этапа

Цель этапа

Время

1

Знакомство

участников тренинга между собой и с эмоциональным интеллектом

Знакомство, формирование представлений об эмоциональном интеллекте, самоанализ степени развития эмоционального интеллекта

90 мин

2

Понимание собственных эмоций

Упражнения, направленные на анализ собственных эмоций

30 мин

3

Управление собственными эмоциями

Развитие навыков управления собственными эмоциями

90мин

4

Понимание и распознавание чужих эмоций

Эмпатия, тренировка распознавания эмоций, мимика, жесты.

50 мин

5

Управление чужими эмоциями

Развитие навыков управления чужими эмоциями, разбор типичных ошибок

70 мин

6

Завершение

Анализ успешности прохождения тренинга каждым участником

30

 

     Результаты и их обсуждение

Табл. 3. Тестовые данные

 

Числовой коэффициент уровня эмоционального интеллекта до тренинга

Числовой коэффициент уровня эмоционального интеллекта после тренинга

1.                    

74

80

2.                    

80

84

3.                    

86

91

4.                    

75

79

5.                    

58

66

6.                    

64

69

7.                    

74

82

8.                    

76

80

9.                    

75

85

10.                

68

87

11.                

72

77

12.                

82

85

13.                

49

63

14.                

82

88

15.                

81

90

16.                

75

82

17.                

99

105

Обработка данных и анализ результативности сдвига проводился в программе Statistica. Результаты приведены в следующей таблице.

Табл. 4. Анализ достоверности сдвига результатов

Ср.арифм.

Станд.откл.

N

Значение t-критерия

df

p

81,9

9,95283

17

-7,32942

16

0,0002

Как можно видеть из данной таблицы, сдвиг значений был достоверен на уровне высокой статистической значимости. Графически сдвиг результатов представлен на следующей диаграмме размаха.

Диагр. 1. Анализ достоверности сдвигов показателей после стимульного воздействия

Легенда диаграммы:

° Среднее арифметическое

□ Среднее арифметическое ± станд.откл.

Ṯ Среднее арифметическое ± 1,96 станд.откл.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что тренинг был результативным, так как показатели эмоционального интеллекта у студентов после тренинга возросли, при этом  оцениваемый сдвиг был достоверен (р ≤ 0,01) и достигал показателей высокого уровня статистической значимости.

Список литературы

    1. Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников //Когнитивная психология: сб.ст. / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Мн.: БГПУ, 2006. С. 16-20.
    2. Бредберри Т., Гривз Д., Эмоциональный интеллект 2.0/ Т. Бредберри, Д. Гривз- М.: Манн, Иванов, Фербер, 2011.- 208с.
    3.Гоулман Д. 

Эмоциональный интеллект в бизнесе

    / пер. с англ. - М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 560 с.
    4. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М.: Институт психологии РАН, 2009.- 351с.
    5. Рsychology today, :

https://www.psychologytoday.com

    6. Шандлоренко Д.Д., Эмоциональный интеллект как комплементарный компонент в структуре адаптивных способностей студентов вуза. Общество: социология, психология, педагогика.- 2017.-№3


Просмотров: 539
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей: 5 основных законов EQ
  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Польза эмоционального интеллекта для руководства
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Исследование эмоционального интеллекта у беременных с признаками депрессии
  • Развитие эмоционального интеллекта в детской студии Школа фей и волшебников
  • Важность эмоционального интеллекта в жизни человека
  • Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей
  • О значении эмоционального интеллекта
  • 10 этажей эмоционального интеллекта
  • 10 этажей эмоционального интеллекта, часть 2ая. Основная.
  • Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости
  • Влияние эмоционального интеллекта на пищевое поведение и набор лишнего веса.
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов - план проведения тренинга
  • Взаимосвязь уровня интеллекта и коммуникабельности в структуре личностного потенциала молодежи
  • Определение уровня интеллекта
  • 3 правила развития творческого интеллекта
  • Что может быть важнее интеллекта?
  • Влияет ли уровень интеллекта на наши возможности в будущем?
  • Кинотренинг. Образная диагностика уровня эмоционального выгорания
  • Метод регуляции уровня эмоционального напряжения «Маяк»
  • Развитие интеллекта и двигательная активность у детей
  • Влияние сексуального любопытства ребенка на развитие детского мышления и интеллекта.
  • Как поддержать сохранность интеллекта в пожилом возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь