|
Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детейАвтор статьи: Чернобай Елена Станиславовна
Всем доброго времени суток! Давно не писала ничего про родительство и воспитание детей, и хочется исправить это упущение! Поэтому сегодня хотела поделиться не только последней фотографией нашего такого уже большого старшего сына, которая очень мне нравится, но и простыми полезными советами о том, как можно развивать эмоциональный интеллект у ребенка. Начать хочется с определения, поскольку, как мне кажется, не всем до конца понятно, а что вообще за зверь такой – этот эмоциональный интеллект – и ради чего его развивать?! Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам. То есть, если выразить это более простым языком, к ЭИ будет относиться умение слышать и осознавать, что происходит внутри тебя, понимать свои чувства и называть их, уметь выражать их адекватным и здоровым образом, в противовес подавлению или излитию на окружающих в виде пассивной либо открытой агрессии. Эти навыки рождают следующий уровень умений – разделять свои чувства с другими, что способствует глубокой эмоциональной близости с ними, а также ощущать эмпатию, сопереживать и сочувствовать окружающим. Согласитесь, для счастливой и полноценной жизни все эти способности являются не менее, а иногда и более, важными, чем уровень непосредственно умственного, интеллектуального развития. Я неоднократно писала здесь про важность работы над собственным эмоциональным здоровьем у взрослых. Сегодня же хотела затронуть эту тему с точки зрения развития этой сферы у детей. Но прежде, чем перейду к содержанию, отмечу – ни один из нижеперечисленных советов не сработает, если первоначально Вы не занимаетесь собой, не разбираетесь с собственными эмоциями, не учитесь слышать их, распознавать, выражать, разделять с другими... Поэтому, здесь, как и в других вопросах – любое здоровое поведение должно в первую очередь демонстрироваться самими родителями, а уже потом – с помощью тех или иных действий развиваться в детях. Если же с этим у Вас все в порядке – можно смело читать дальше и внедрять в свою жизнь что-то, что покажется близким из нижеперечисленных рекомендаций. Перед тем, как перейти непосредственно к советам, которыми хотелось поделиться, хочу рассказать об их авторстве. А заодно сделать это первым постом о нравящейся мне детской литературе. Не так давно клиентка рассказала мне о книгах Корнелии Спилман серии «Полезные сказки». В легкой и доступной форме, с помощью иллюстраций и подписей к ним, эти книги повествуют нашим детям, что малыши и взрослые испытывают чувства, с которыми иногда им бывает непросто справиться. Издания знакомят с миром эмоций, а также учат выражать их по-здоровому, предлагая альтернативу вранью, дракам, истерикам, обидам и прочему подобному поведению. А названия этих сказок (каждая из них содержится в отдельной книжке) говорят сами за себя:
Как только я услышала об этой серии книг, сразу же «побежала» на сайт с книжками посмотреть, что это? И влюбилась! Заказав всю серию, не была разочарована. Старший сын (ему 6.5) сам читает книги вслух, перекладывает похожие ситуации на собственную жизнь, что дает нам почву для глубоких и очень ценных для меня (думаю, немаловажных и для него) бесед. Младший (2.4) пока просто слушает, рассматривает картинки и делает комментарии по простым деталям сюжета (например, плачет хомячок или радуется), но думаю, что и в таком объеме знакомство с миром эмоций для него полезно. Родители же могут почерпнуть из этой литературы нечто ценное и для себя. Для некоторых может стать открытием и то, что содержится в детской части, ведь далеко не все из нас получили должное понимание о мире собственных чувств и здоровых способах обращения с ними, когда были маленькими. Для более же «продвинутых» родителей Корнелия Спилман приводит отдельные комментарии – по страничке в начале и в конце книги. И если те, что в начале, индивидуальны для каждой из сказок и относятся непосредственно к затрагиваемой теме, то завершающие содержат универсальные рекомендации по развитию эмоционального интеллекта и укреплению эмоционального здоровья у детей в целом. Ими-то я и хотела с вами поделиться ниже. Итак, сами «полезные советы»: - Помогите детям называть свои чувства и говорить о них. (Например: «Я вижу, ты расстроен. Ты можешь рассказать мне, что ты чувствуешь?») Сами покажите пример, учитесь называть собственные чувства и говорить о них. («Я тоже переживаю из—за этого».) - Когда дети выражают какое—либо чувство, внимательно слушайте. Не говорите им, что они не должны испытывать подобных чувств. (Если ребенок разозлился, вы можете принять чувство злости, но в то же самое время ограничить поступки, которые оно способно спровоцировать.) - Используйте истории и книги, чтобы проиллюстрировать эмоции других людей. («Что чувствует герой этой книги? Как мы можем об этом догадаться? Ты когда—нибудь чувствовал что-либо подобное? И что помогло тебе почувствовать себя лучше? Как ты думаешь, что необходимо герою этой книги, чтобы почувствовать себя лучше?») - Помогите детям вспомнить мгновения их жизни, когда они чувствовали страх, грусть, одиночество или боль. А затем вместе подумайте о тех поступках, которые совершили окружающие, которые помогли им вернуть хорошее настроение. - Посоветуйте детям проявить заботу, чтобы вести себя дружелюбно, слушать своих друзей, не жадничать, обращаться к взрослым за помощью. - Попробуйте проиграть с детьми разные ситуации, в которых люди могут ощущать различные эмоции. Для этого можно использовать кукол или же предложить самим детям поучаствовать в ролевых играх. («Что ты почувствуешь, когда придешь в школу в первый день? Что ты почувствуешь, если кто-то влезет впереди тебя в очереди?») Подчеркните, что, несмотря на то, что все люди разные, у нас у всех есть одинаковые потребности и чувства. - Продемонстрируйте радость и удовольствие, которые мы испытываем, когда можем помочь другим людям. («Я так рад, что смог тебе помочь!») - Предложите детям вспомнить примеры из повседневной жизни, которые иллюстрируют то, как мы помогаем окружающим. («Наша пожилая соседка очень радуется, когда мы приходим к ней в гости и предлагаем ей свою помощь. Например, когда мы идем в магазин за продуктами для нее, так как ей тяжело делать это самой».) - Поговорите о том, как мы помогаем людям в целом мире. («Что мы делаем, чтобы помочь больным или голодающим людям или тем, кто оказался в сложной ситуации?») . - Внимательно слушайте детей, когда они говорят о своих эмоциях. Просите их называть чувства, a нe только проявлять. Помните, что подобрать правильные слова для обозначения эмоций— это сложная умственная работа. Даже взрослым проще выразить чувства с помощью мимики и жестов, чем назвать их. - Обсуждайте с малышом события из вашей жизни. Делитесь с ним своими впечатлениями. (Например: «Я очень рад, что мы так здорово погуляли!»‚ «Меня расстраивает, что третий день идёт дождь»). - Предоставляйте ребёнку возможность сопереживать и сочувствовать членам семьи, друзьям и близким. Принимайте его заботу, поощряйте её. Рассказывайте малышу о своих чувствах. Давайте возможность детям пожалеть вас, а потом порадоваться всем вместе. - Не сердитесь на детей, когда они выражают те чувства, которые вам не нравятся, ипи говорят о них. Скажите, что вы их понимаете, и научите справляться с бурей плохих эмоций. Не стоит наказывать детей за проявление чувств, даже негативных. - Обсуждайте с ребёнком иллюстрации этой книги. Попросите его, чтобы он описал сюжет на картинке. Пусть ребёнок расскажет, как он понимает эмоции главного героя. Попробуйте вместе найти способы, которые помогут ему справиться с чувствами. - Вспоминайте вместе с малышом ситуации, в которых он испытывал те же эмоции. Спросите, как он их преодолел. Найдите с ребёнком героя книги или сказки, который поможет ему переживать трудные ситуации: разлуку с мамой, страх, боль от ушиба. - Поиграйте с детьми в ролевую игру, где один из героев будет «неправильно» проявлять чувства: ругаться, драться, обижаться, а другой (которого будет играть ваш малыш) — помогать ему справляться с чувствами и вместе с ним искать решение проблем. Вот такие полезные советы содержатся в этой не менее полезной серии книжек. Нашли ли вы среди них для себя что-то полезное? Пользуетесь ли чем-то из вышеперечисленного, или, возможно, сможете дополнить какими-то своими пунктами? Теплой атмосферы и эмоциональной близости друг с другом желаю вашим семьям! А лично вам – замечательного вечера и всего самого светлого!)) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|