|
Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/Автор статьи: Мальцева - Селиванова Лариса Александровна
И эта тема — отклоняющегося, нарушенного или патологического поведения — подростков стала поводом статьи, мне самой хотелось разобраться в причинах, механизмах этих "нарушений" и их дифференциации. Я писала эту статью очень давно, на научную конференцию. Язык её "специален". Но тем не менее, захотелось поместить этот материал для доступного чтения. Возможно, что-то будет полезно родителям подростков и взрослым, работающим с ними. Проблема девиантного поведения детей и подростков становится одной из важнейших задач современного общества. Но прежде чем начинать говорить о девиантном поведении, важно остановится на критериях отклонений (девиаций), так как в каких-то случаях поведение человека можно расценивать как "отклоняющееся", в каких-то — нет. Отклоняющееся (или девиантное) поведение (от лат. deviatio — отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья. Социальная норма — предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей.Психическая норма — общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека. Необходимо разграничивать собственно отклоняющееся поведение (связанное с нарушением социальных норм) и поведение аномальное, характеристика которого зачастую связана с мозговой патологией. Для этого необходима соответствующая квалификация специалистов. Для получения представления о признаках девиантного поведения можно опираться на классификацию В. Сыромятникова, который выделил следующие признаки девиаций:
Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека — семье, референтной группе и т д. Есть некоторые особенности девиаций в детском и подростковом возрасте. Девиантное поведение несовершеннолетних обусловлено факторами риска,. Их принято делить на индивидуальные (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства); семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, потребление наркогенных веществ родителями, асоциальное поведение, низкий экономический статус семьи и т.д.); микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.). Есть мнение специалистов о том, что риск формирований девиаций оказывается реальным практически для любого ребёнка или подростка. Это обусловлено рядом особенностей этого возраста:
Это находит своё выражение в поведенческих реакциях:
Опыт работы с "трудными" подростками подтверждает теорию, что отклоняющееся поведение связано с низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в основных сферах воспитания — в семье и школе. "Трудновоспитуемость" проявляется в негативизме и сопротивлении педагогическим воздействиям. Стремясь освободиться от опеки и оценки взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших. В то же время в этом возрасте наблюдается тенденция к перестройке отношений со сверстниками — стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на их мнение. Самоутверждение, не реализуемое в социально приемлемых формах, может происходить в асоциальных формах. Поэтому дети, не получившие поддержки в семье и школе, часто "уходят на улицу". Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. Наличие девиантной группы облегчает совершение отклоняющихся от нормы действий, если личность внутренне к ним готова; обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; уменьшает эффективность личных и социальных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг. С одной стороны, девиантные поступки увеличивают привлекательность подростка для тех людей, которые одобряют такой стиль поведения. С другой стороны, это поведение вызывает отрицательное отношение и санкции со стороны "нормальных" других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Социальное отчуждение приводит к усиленному общению подростка с девиантной средой, что снижает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению отклоняющегося поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения — нечестностью, мелкими кражами, исключением из школы, угрозой самоубийства, ломкой вещей, эмоциональными взрывами, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, и различными психическими нарушениями (Кэплан, 1975). Кэплан нашёл убедительные свидетельства того, что низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. У подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём с возрастом эта тенденция усиливается — самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками:
Девиантное поведение, таким образом, может способствовать повышению самоуважения ("не принимают таким, как есть — ну и пусть"). В одних случаях отклоняющееся поведение растущих людей может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия. В то же время существует особый тип отклоняющегося поведения, которое и внешне и внутренне адресовано взрослым. Это так называемое демонстративно-отклоняющееся поведение, когда окружающим демонстрируются отклонения, когда действия совершаются ради их вненормативного характера. Простейшим случаем такого поведения является детское кривляние. Здесь можно выделить две закономерности: во-первых, ребёнок кривляется только в присутствии взрослых (обычно родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание; во-вторых, когда родители показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а скорее, усиливается. Детское кривляние и утверждения типа "Я плохой" представляет собой попытку освободиться от взрослых норм и одновременно обезопаситься от осуждения со стороны взрослых. Таким образом, перед нами явный коммуникативный акт, где основным содержанием коммуникации является отклонение: ребёнок на особом невербальном языке говорит родителям: "я делаю то, что вам не нравится". Сходное содержание иногда выражается и в словах, например, многие дети время от времени заявляют: "Я — плохой". И это поведение может закрепиться и стать привычным паттерном для ребёнка, если взрослые не меняют отношение к нему. С подобными случаями на консультирование по детско-родительским проблемам ко мне обращались достаточно часто. Работа была направлена на осознавание родителями причин (целей, мотивов) подобной коммуникации детей. Подобный механизм протеста бывает у подростков, поведение и внешний вид которых носят показной, демонстративный характер, призванный вызвать осуждение и отвращение окружающих (внешний вид, сборы на центральных площадках; постоянные разговоры о реакции окружающих, позы, сленг и т.д.). Основное содержание коммуникации в этом случае, как и у кривляний, утверждение: "Я плох, я омерзителен". В данном случае коммуникация по форме адресована, прежде всего, окружающим незнакомым людям (случайным прохожим), которые до этого момента никак не контактировали с подростком. Дома же и в школе (где можно предположить авторитарно — осуждающее отношение) подобные "представления" разыгрываются редко. Существует фактор риска формирования девиаций в зависимости от характера воспитательного потенциала семей. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку десять типов семьи:
В семьях первого типа — воспитательно - сильных, как утверждает после их обследования Г. М. Миньковский, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный её признак — высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в 2–3 раза выше, чем из семей с обычной структурой. Второй тип семьи — воспитательно-устойчивые — создаёт в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего, школы. Для третьего типа семьи — воспитательно-неустойчивого — характерна неправильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т.п.), которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи. Четвёртый тип — воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними — объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив своё влияние обществу сверстников. Остальные типы являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощённых семьях в 4–5 pаз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9–10 раз выше, чем у тех, кто pacтет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80 процентов преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества. Однозначной связи между преступным поведением в ранней юности и определённым стилем семейного воспитания — дефицитом родительского тепла и внимания или, напротив, — гиперопекой не обнаруживается. Но отклоняющееся поведение ребёнка, подростка обусловлено дефицитом или отсутствием внимания, контакта в семье, нарушением детско — родительских отношений (отсутствием внутрисемейных правил, обязанностей, ответственности, контроля), отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении и т.д. Как результат — пониженное самоуважение ребёнка, отсутствие внутренних опор, протест существующим отношениям в семье, как непомогающим, неподдерживающим, стремление получить недостающую поддержку в референтной группе. Родителям это важно знать и нужно повышать свою психолого-педагогическую компетентность в области родительства:
Без собственных усилий родителей изменений в поведении детей не произойдёт. Конечно, возможна психологическая помощь только ребёнку, без участия семьи. Например, его можно обучать навыкам самопознания, социально-поддерживающему поведению (повышение самооценки и уверенности, осознавание и проживание своих чувств по поводу сложившейся ситуации, поиск адаптивных способов поведения, регулирование эмоций, умение переводить их из одной эмоциональной модальности в другую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения, преодоление неуверенности, страха, освоение навыков конструктивной коммуникации). Но возвращение в прежние семейные условия будет вызывать в подростке его привычные поведенческие реакции. Стать себе "отцом и матерью", не опираясь на реальных родителей, иной подросток, может быть, и сможет, но это путь выносим не для каждого, и на нём человек очень одинок и беззащитен, что особенно трудно в подростковом возрасте. Коррекция внутрисемейных отношений — большой труд. Это и распределение обязанностей между членами семьи, и определение прав, внутрисемейных правил, и изменение стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению ребёнка. Это научение членов семьи коммуникативным навыкам: осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, прямой коммуникации, активизации механизмов самопознания и самовыражения. Это открытие нового Себя и Другого. Эта работа возможна как в семейном консультировании, так и в тренинговом режиме или на терапевтических группах для родителей. "Не ребёнок должен понимать родителя, а родитель — ребёнка. Потому что взрослый уже был ребёнком, ребёнок взрослым ещё не был".
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|