"Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина

Акмеологический инструментарий: экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях

Е.В. Гришунина, Москва

 

E.V. Grishunina, Moscow

Acmeological method: the expert analysis of human behavior in difficult situations

 

Журнал "Акмеология" №3 2009г.

 

Акмеологический подход к изучению многомерных объектов (человек, профессионал, общество) предполагает такое исследование, которое основывалось бы на сочетании принципов интегративности, системности, комплексности, детерминированности, отражении общего, частного и единичного и т. д.

Метод экспертной оценки зарекомендовал себя в акмеологии как надежный инструмент анализа акмеологических объектов в сложных условиях недостатка информации, разнообразия их функций, наличии противоречивости требований к полноте и конфиденциальности информации, как отличающийся точностью и гибкостью одновременно и т..

С помощью метода экспертных оценок в акмеологии изучается широкий спектр проблем. Например, исследование профессиональной, психологической, акмеологической компетентности (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.П.Ситников., Л.А.Степнова, С.А.Юсупов и др.), акмеологической готовности к деятельности, в том числе и в экстремальных условиях (А.А.Деркач, П.А.Корчемный, М.Ф.Секач, Е.В.Селезнева и др.), механизмов принятия управленческих решений (С.А.Анисимов, О.С.Анисимов, В.Г.Игнатов, А.С.Карпенко, Р.Л.Кричевский, Ю.В.Синягин и др.) и т. д. Специфическое значение имеет разрабатываемая проблема для акмеологии управления.

Здесь независимость эффективности управленческой деятельности от действия мешающих негативных факторов рассматривается как важнейшая составляющая процесса развития общих и специальных акмеологических инвариантов профессионализма. Основными исследовательскими базами для данной разработки стали компания по управленческому консалтингу и два московских медицинских центра.

Работа автора консультантом в данных центрах (в течение 16 лет) предполагает экспертный анализ, диагностику, консультирование и (или) психокоррекцию в ситуациях, связанных с экстремальными ситуациями – со стрессом, фрустрацией, конфликтом, кризисом (В.Ф.Василюк). Это служебный конфликт, увольнение, принятие управленческих решений по сложным вопросам (коучинг), развод, эмиграция, тяжелая соматическая болезнь и т. д.

Интердисциплинарность акмеологического подхода к разработке шкал для экспертного анализа поведения человека проявилась в данном случае в базировании конструирования описательных шкал на теоретических постулатах, во-первых, психологии ситуационно-личностного взаимодействия и, во-вторых, феноменологического подхода в психологии и философии.

В отечественной психологии в рамках культурно-исторического подхода традиционно большое внимание уделялось социальной ситуации развития (Л.С.Выготский).

В последние годы ситуационный подход широко используют отечественные ученые: Л.И.Анцыферова, Л.Ф.Бурлачук, В.Н.Дружинин, Т.Н.Ушакова и др.

В настоящее время психологи склонны придерживаться модели личностно-ситуационного взаимодействия. В наиболее общем виде эта позиция представлена голландскими учеными Н.Эндлером и Д.Магнуссоном:

  1. Поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия личности и ситуации.
  2. Личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта.
  3. Существенными личностными детерминантами поведения являются когнитивные и мотивационные особенности.
  4. Существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуации.

Поведение в конечном итоге «решает», по какому направлению будет развиваться ситуация. Поступок, действие – это звено, с которым взаимодействует реакция другого человека, на которое дает ответ окружающая среда, в результате чего происходит динамика ситуации.

В психологии существует множество классификаций поведенческих стратегий. Анализ этих разработок показывает две тенденции: условно их можно назвать синтетическая (стремление исследователей свести весь комплекс реакций человека к ограниченному набору кластеров) и аналитическая (осветить как можно более полно все возможные варианты поведения личности в ситуации).

При акмеологическом анализе сложных ситуаций наиболее продуктивным представляется комплексный подход, объединяющий в себе достоинства и аналитической, и синтетической тенденций изучения поведения.

Развитие феноменологического подхода в психологии открывается работами Э.Гуссерля «Логические исследования» (1901), его программой с призывом: «Мы должны идти назад к самим вещам» и теорией субъект-объектных отношений Наторпа.

Имея давние традиции, русская психология обращалась к проблеме феноменов неоднократно. Последние работы С.Л.Рубинштейна посвящены реальным отношениям человека с миром. В настоящее время эти идеи развивают К.А.Абульханова, Н.А.Алмаев, Н.Б.Михайлова, Н.В.Гришина

Представленные ниже описательные шкалы оценки стратегий поведения в сложной ситуации не претендуют на полноту описания всех возможных сторон поведения человека, однако представляют собой реалистичную схему для реализации феноменологического подхода в рамках акмеологического исследования. В перспективе необходима разработка количественных показателей по каждой шкале.

1. Направленность.

В данном случае имеет смысл выделить три измерения такой направленности:

1.1. Относительно взаимодействия субъекта и ситуации – вовне/вовнутрь. Люди в различной степени направляют стратегии своего поведения либо на совладание с внешними объективными обстоятельствами ситуации затруднения (например, на поиск работы, финансирования, юридической или социальной поддержки), либо на решение внутренних, психологических задач ситуации (например, на понимание причин, следствий, своей роли в этой ситуации) и др. Оценка по данной шкале определяется, прежде всего, на основе экспертной оценки потраченного в этом направлении количества ресурсов (времени, финансов), а также уровня эмоциональных переживаний.

1.2. Относительно объективных задач ситуации – на ядро/на периферию. В своем поведении человек ориентируется преимущественно либо на узловые задачи ситуации, ее рычаги, с помощью которых он может разрешить ситуацию благоприятным образом, либо на решение несущественных вопросов, не связанных с ядром ситуации.

1.3. Относительно взаимодействия субъекта и окружающих – на себя/на других. Как показывает анализ поведения человека в жизненной ситуации, субъект особенно выделяет роль окружающих людей на фоне более в этом смысле объективных факторов – например, решений суда, падения цен на недвижимость, наличия рабочих мест и т. д. Полюсами, между которыми расположено поведение человека на обозначенной шкале, являются управление другими (сотрудниками, начальниками, родственниками, супругом, детьми) и управление собой (эмоциями, поведением, состояниями).

2. Согласованность с субъективным конструктом ситуации (эмоционально-когнитивной интерпретацией ситуации).

Человек может осознавать, рефлексировать, понимать смысл ситуации, выдвигаемые ею требования и задачи, однако не согласовывать свое поведение с наличным субъективным конструктом. На другом конце заданной шкалы – поведение, полностью соответствующее собственной интерпретации.

3. Широта размаха действий.

Поведение различается по степени насыщенности конкретными действиями. Сами действия могут в значительной степени влиять на развитие ситуации, а могут быть «холостыми». Однако само количественное измерение поведения в ситуации представляется полезным, так как человек оценивает сам себя в ситуации, исходя и из этого параметра в том числе (например, отвечая себе на вопрос: «много ли я сделал в этой ситуации?»)

4. Стабильность поведенческих стратегий.

Анализ поведения показывает, что существуют стратегии, сохраняющие свою актуальность на протяжении всей ситуации. В противоположность им наблюдаются и такие, которые можно отнести к кратковременным. Данная шкала особенно продуктивна при описании случаев, коррелирующих по своей феноменологии с неврозами навязчивости, когда человек упорно держится за определенный набор стратегий. При измерении по данной шкале намеренно не анализируется степень продуктивности этих стратегий (этот критерий задается шкалой 1.2)

5. Социальная приемлемость поведения.

Этот параметр отражает специфичность сложных ситуаций. В обыденных ситуациях необходимость оценки поведения по данному параметру обычно не возникает. В обычной жизни человек чаще встречается со структурированными ситуациями, которые являются «сильными» (определение В.Мишела), то есть диктующими поведение, не дающими простора для проявления личностных особенностей. В сложных же жизненных ситуациях видна сильная связь поведения с моральными установками субъекта, его диспозициями, поэтому анализ по данной шкале имеет эвристическую ценность.

6. Специфичность/привычность поведения для человека.

Объективная сложность ситуации предполагает отсутствие у человека собственного опыта решения подобных задач. Личность может переносить опыт (успешный или неуспешный) из одной ситуации в другую, а может этого сознательно не делать или не уметь. Таким образом, исследование типа реагирования личности в соответствие с обозначенной шкалой открывает новые возможности для решения проблемы готовности человека и его обучения стратегиям поведения в различных жизненных ситуациях.

7. Опора поведения на психологические защиты

Психологические защиты представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний. Таким образом, психологические защиты – это во многом скрытый процесс, чисто внутренний. Поведение может опираться на психологические защиты в разной степени, причем подчиняться защитам разного уровня – первичным, незрелым (отрицание, замещение, регрессия) или вторичным, зрелым (рационализация, проекция, компенсация, сублимация, интеллектуализация). Вопрос о том, насколько продуктивно для человека иметь психологические защиты далек от своего однозначного решения. В целом считается, что для взрослой личности иметь незрелые защиты – неадаптивно. Также необходимо учитывать временной фактор – насколько длительно человеком применяется та или иная защита.

8. Апелляция к помощи окружающих

Степень такой апелляции зависит как от макроусловий общения (термин Б.Ф.Ломова) – установок, задаваемых обществом, так и от микроуровня – диспозиций субъекта ситуации. Оценка поведенческих стратегий по данной шкале базируется на количественном критерии, отражающем контакты человека с другими людьми по поводу оказания ему помощи в ситуации.

9. Согласованность поведения с оппонентами.

В сложной ситуации противостояние зачастую персонифицировано, человеку кто-то противостоит – руководитель, подчиненный, коллега, работник какой-либо специализированной службы. Возможно, не по злой воле, а исходя из должностных обязанностей. Однако этот оппонент – это не просто «другой» или один из «окружающих», это система особых параметров, влияющих на поведение. При анализе поведенческих стратегий важным оказалась именно согласованность их с оппонентом, под которой понимается, прежде всего, информированность о целях, намерениях, действиях, а затем и согласие.

10. Осознаваемость параметров собственного поведения (целей, способов,направления, социальной приемлемости).

Человек в состоянии оценить свое поведение по всем вышеперечисленным шкалам. Степень осознания своих целей, направленности собственного поведения, его социальной приемлемости, фактов опоры на определенные психологические защиты и т. п. и является тем фактором, который позволяет расположить поведение человека в каком-либо континууме данной шкалы.



Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.
  • Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.
  • Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуации
  • Отношения. Стили поведения в конфликтной ситуации.
  • Реальные ситуации сценарных программ поведения
  • Типы поведения в конфликте. Разрешение конфликтной ситуации
  • Психологические особенности человека, связанные с различными представлениями о ситуации развода
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Как поддержать человека в тяжелой жизненной ситуации
  • Как правильно поддержать близкого человека в трудной ситуации.
  • Нет страшнее ситуации, чем попасть во власть человека, которого долго унижали...
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • "В любой непонятной ситуации..." или Комикс о механизмах защиты
  • Как избежать развития конфликтной ситуации с ребенком. Техника для кинотренинга
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • Анализ житейской ситуации с позиции Таро.
  • Психологические рецидивоопасные ситуации у лиц с алкогольной зависимостью как критерий качества ремиссии
  • Психологические особенности людей, переживших экстремальные ситуации
  • Инструмент для изменения отношения к ситуации
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Изменение поведения другого человека. Три вопроса
  • Для милых девушек. Стратегии поведения в опасных ситуациях
  • «Уважаемый, Вам хамят!» или как выйти из сложной ситуации с честью.
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 2
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 1
  • Фильм "Джокер" - как зеркало социальной ситуации и мира травмы
  • Панические атаки - следствие ошибочной оценки ситуации как опасной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь