Я конечно немножко динозавр! :-)
Игру Престолов я вообще не смотрела, и вообще много чего не знаю и не смотрю, так с этим и живу)
Но, на "Джокера" я таки выбралась. Как всегда, когда уже все посмотрели, обсудили, отшумели соцсети, я как черепаха доползла до кинотеатра.
И тоже позволю себе свои пять копеек вставить, после просмотра осталась целая пригоршня пятикопеечных монет. В общем много букоф)
Фильм на мой взгляд, очень неоднозначен. И я согласна с высказываниями о том, что мы еще можем встретиться с последствиями этого массового бума по Джокеру.
С одной стороны он показывает острую социальную проблему.
Типичную не только для Америки, хотя очевидцы подтвердят, что вот это расслоение в Америке на богатые и бедные кварталы, очень контрастное.
Понятно, что с социальной точки зрения это выливается в большую напряженность со стороны бедных и в предпосылки к протестам, те принимают стихийный характер.
До проблем конкретного человека, никому нет дела. Все в руках отдельного идивида, можешь помогаешь себе сам, не можешь, это индивидуальная проблема.
В этом смысле люди, с нарушениями и сложностями адаптации оказываются в очень уязвимом положении, продолжая быть аутсайдерами, в силу неконгруэтности своих реакций и ответной реакции социума на них, что мы и видим в фильме.
Инаковость часто встречает скорее отстраненность или враждебность, чем эмпатию и сопереживание.
В чем подвох фильма, если говорить о массовом прокате?
Фильм гениален, игра Феникса вообще какая то запредельная, настолько он вжился в образ Джокера.
Но, здесь как будто романтизируется психическое расстройство, ему приписывается роль Освободителя.
А оно на самом деле не так романтично. Все, кто сталкивался в своей жизни с человеком у которого есть психическое расстройство, знают непредсказуемость поведения в психозе. Человек может быть опасен и для себя и для других.
Через Артура показан мир травмы - последствий физического и психологического насилия.
И если Артуру сочувстовать легко, то Джокеру уже сложно, эта двойственность чувств возникает к одному и тому же герою.
Если помните, У матери Артура, Пении Флек, было нарциссическое расстройство личности. В ее реальности полностью вытеснялось все, что носило встречу с негативными переживаниями, и в ожиданиях к сыну - тоже должно было быть все вытеснено - он должен был улыбаться и быть счастливым, чтобы он при этом не испытывал на самом деле.
Нарциссический мир - порождает пограничную ситуацию, в более сложных ситуациях психоз.
Психике все время нужно что то отщеплять , и как то с этим справлятсья, чтобы соответствовать, внутри оказывается закапсулировано множество аффектов.
Вот и появляется такая поляризированная личность - у которой есть абсолютно свободное от всех социальных норм -Альтер Эго, в лице Джокера.
Как говорит сам герой фильма: Я появляюсь, когда совершаю зло.
Люди с пограничной структурой повреждают себя, чтобы ощутить себя живыми, потому что их тело это единственное, что принадлежало им по настоящему, и они его осваивают таким образом, через боль, оживляя себя.
Но, здесь агрессия направляется на равнодушный мир, и проявляется убийствами и анархией.
Фильм гениален в том, что показывает мир травмы и остросоциальную проблему. Опасность фильма видится мне в том, что нам показывают только часть этого мира.
Романтизируя этот мир, с ним легко идентифицироваться.
У меня осталось много неоднозначных чувств - от жалости и сопереживания к боли, одиночеству и аутсайдерству - до растерянности, испуга и ужаса, который нарастает к концу фильма. И только чувство надежды, что возможно что то еще за титрами, поддерживало меня на выходе их кинотеатра.
Как будто в фильме, в котором поднимается острая социальная проблематика, так и не появляется надежда на интеграцию, и зритель так и остается с ощущением расщепленности и поляризованности образа главного героя. Фильм оставляет эту незавершенную задачу уже самому зрителю, однозначно заставляет задуматься.
Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт