|
Фильм "Джокер". Безумие без пределов.Автор статьи: Дралюк Наталья Михайловна
Весь последний месяц моя лента (в социальных сетях) полна отзывами на фильм «Джокер». Я решила тоже попробовать высказаться на эту тему. Могу сразу сказать, что фильм мне очень понравился. Я с товарищами за последнее время сходила на некоторое количество супергеройских фильмов, но, увы, для меня это фильмы одноразовые и смотреть их можно только в кинотеатре. А «Джокер» - это другое. Об этом фильме я часто вспоминаю, хоть и смотрела его месяц назад. Идея фильма может и не новая, но зато качество ее исполнения просто прекрасно. Чудесно показана атмосфера одиночества, безысходности и тщетности. Главный герой, по сюжету, безумен, но это безумие заражает. Хочется злиться, ненавидеть и ликовать вместе с героем. Герой психологически понятен, как ни странно. Поделюсь некоторыми размышлениями, которые возникли у меня после просмотра. Конечно, у меня, как у специалиста, сразу появилось желание поставить диагноз главному герою, Артуру Флеку. Хотя сделать - это достаточно сложно, поскольку авторы явно не старались показать психическое заболевание, как оно есть в реальной жизни, а скорее просто наделили героя теми симптомами, которые им показались наиболее подходящими. Тем не менее, психологические и психиатрические разборы множатся, попробую и я. Что мы имеем: Артур не понимает социального контекста и не адаптируется в обществе, испытывает визуальные галлюцинации и имеет сверхценную идею реализоваться как комик или клоун (он стремиться к воплощению этого своего желания, несмотря на полное отсутствие положительного отклика от окружающего мира). Подобные симптомы мы можем увидеть при шизофрении, только визуальные галлюцинации особенно виде сцен для этого заболевания не характерны, но могут быть ложные воспоминания. Так же мы ничего не знаем о моменте начала заболевания у этого человека, а шизофрения – это заболевание, которое всегда имеет свое начало. Артур Флек в фильме творит, что хочет не испытывая никакого внутреннего сопротивления, но шизофреник обычно внутри себя крайне несвободен, его мир полон параноидных тревог. Он все время ощущает на себе влияние всемогущей силы, которая подчиняет себе его жизнь, разрушает его психику. Исключение составляет маниакальный психоз. Мания – это не блаженная эйфория, как, возможно, можно подумать. Мания – это энтузиазм, душевный подъем, готовность к действию. Человек в маниакальном психозе уверен в положительном результате своих действий, не замечает препятствий, а если уж какое- то большое препятствие оказывается у него на пути, то его злость не имеет предела и он будет готов на многое (если не на все), что бы это препятствие устранить. Вполне похоже, что у Артура мы наблюдаем развитие маниакального психоза. После того, как он бросает пить таблетки, он начинает отношения с девушкой, которая ему нравиться (хоть это все ему и показалось), выступает перед большой аудиторией в роли стендап комика и имеет успех (это ему тоже кажется). Не ощущая никакой внутренней борьбы, он убивает свою мать, которая издевалась над ним в детстве. И вообще, тех кто ему не нравится он просто убивает, не задумываясь и не укоряя себя за свой поступок. Так что мой предварительный диагноз: маниакальный психоз, вероятно, в рамках шизофренического процесса. Хочу, опять же, уточнить, что здесь мнений может быть примерно столько же, сколько специалистов. В фильме нет достаточного количества материала, что бы точно поставить диагноз, я лишь обратила внимание на то, что мне показалось важным. Мне кажется, пытаться точно определить диагноз героев фильмов или книг – это не очень полезное занятие. Да и авторы, как очевидно, обычно не ставят, себе цель достоверно показать психическое заболевание. Скорее уж нужно говорить об образе безумца (он, надо сказать, очень популярен и востребован) в культуре. Этот образ появляется из обывательского представления о безумии или можно еще сказать, что это архетип безумца. Как представлен безумец в массовом сознании? Вот самые очевидные для меня варианты: ◊ Либо это человек крайне своеобразный, непохожий на других, у которого не получается вписаться в социум. ◊ Или архетипический дурак (как герой народных сказок), действующий иррационально и принимающий нетривиальные решения. Дурак приходит к успеху совершенно неожиданным путем. ◊ Так же безумие может пониматься как свобода от правил и ограничений. Безумец повинуется собственным внутренним животным импульсам, он творит, что хочет его сиюминутное желание – равно действие. Архетипический дурак, если говорить о современном кино, - это Форрест Гамп, например. А Джокер – это безумец свободный от правил, игнорирующий общепринятое, ломающий рамки дозволенного. И сейчас мы подходим к ответу на вопрос: почему же Джокер оказался так близок и понятен многим людям, почему ему так легко сочувствовать? Человек, живущий в обществе, вынужден переживать большой объем фрустрации. Быть нормальным, значит соответствовать, а соответствовать невозможно не ограничивая себя. Послушаешь людей – так многие хотят быть нормальными. Это даже сочувствие вызывает. На работе надо вести себя как положено, с родственниками стараться не ссориться, конфликты разрешать конструктивным образом, а не посредством импульсивных действий. З. Фрейд так вообще говорил, что существование внутри культуры для человека мучительно. Т.к. жизнь в рамках культуры предполагает отказ от принципа удовольствия (мгновенного удовлетворения потребности) в пользу принципа реальности (отсроченного удовлетворения желания, с учетом социального контекста). При этом буйство влечений, жаждущих немедленной реализации компенсируется мощными противостоящими структурами психики. Как следствие, неизбежно возникает напряжение. Потому так завораживает фантазия о безумце, способном выпустить наружу свое животное начало, не ограничивающем себя ни в чем, не замечающем условностей. Безумные импульсивные действия главного героя восхищают жителей города Готема. Они ненавидели представителей власти и элит, тяготились своей нищетой, но терпели. Джокер не терпел, он просто убивал. Он сумел оказать реальное сопротивление и это спровоцировало людей на действие: начались массовые протесты, уличные беспорядки с применением насилия. Так же и зритель, наблюдая за действием фильма, имел возможность эмоционально присоединиться к главному герою и прожить вместе с ним свою неотреагированную ярость. Проживание собственных чувств вместе с героем художественного произведения и освобождение от них, сопровождаемое чувством облегчения - это катарсис (в психоаналитической теории). Фильм «Джокер» хорош своим катарсическим эффектом. О, какой это был катарсис!!! Я никогда его не забуду. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|