"Всю жизнь я не знал, существую ли я..." или о чем заставил задуматься "Джокер

Нашумевший фильм «Джокер» оставил после себя такие глубокие впечатления, что не могу не поделиться своими инстайтами. Только речь здесь пойдет не о действиях в киноленте, а о тех размышлениях, на которые подтолкнул просмотр фильма.

Рефлексивной стала для меня фраза главного героя «Всю жизнь я не знал, существую ли я» (а далее продолжение «Существую!»).

С самого рождения ребенок требует к себе внимания – криком, плачем – заявляя о своих базовых потребностях, и такая реакция носит эволюционный характер, является инстинктом самосохранения, ведь младенец не выживет без родителей, их опеки. Но кроме удовлетворения базовых физиологических потребностей, родители, сами того не замечая, удовлетворяют и потребности психического плана – в формировании образа «Я» ребенка, когда говорят с ним, прикасаются к нему, описывают его физический облик и особенности темперамента, а затем – и черты характера («какой ты у меня спокойный», «а кто у нас такой сладкий?», «а где у нас ножки?», «а что это за пухлые щечки?», «какой голосище, певцом будет!» и т.п.).

Таким образом, человеку инстинктивно, эволюционно важно, чтобы на него обращали внимание, замечали, выделяли из общего фона, важно для физического, психического, эмоционально-личностного, социального развития. И не зря одними из самых тяжело переживаемых наказаний для человека являются игнорирование, изгнание, отвержение со стороны социальной группы.

Но, судя по наблюдениям из своей практики и работы, а так же исходя из социальных тенденций, повсеместно наблюдаю вышеупомянутые феномены: в семье, когда супруги не могут найти общий язык вследствие того, что не умеют слышать потребности друг друга, между детьми и родителями, когда последние обесценивают переживания ребенка; в малых социальных группах, напр. когда одноклассники устраивают травлю одному из учеников, не желая принимать его особенности; в кругу друзей, которые могут осуждать и не принимать чувства и мысли; в рабочей среде, когда вышестоящее начальство «спускает» все новые и новые требования к работникам, не учитывая их ресурсы, подвергая профессиональному выгоранию; в больших социальных общности, где «термины» равнодушие, игнорирование («моя хата с краю…») трансформируются в правила жизни для многих.

От этого становится больно, горько, порой невыносимо и даже страшно – а вдруг подобное приключится со мной? Что, будет, если меня перестанут замечать (игнорировать, травить, отвергать), как я себя поведу, справлюсь ли со своими чувствами, смогу ли пережить? Что я буду делать, что могу изменить? Такие вопросы порождает даже не логика, а инстинкт самосохранения. Между прочим, главный герой нашел способ и весьма специфичный («И люди начинают замечать меня!).

 

Смотрели ли вы фильм «Джокер»? Какие вопросы породил он у вас?

 

P.S. Раз уж я психолог, не могу не вставить свои «5 копеек».

 

Многие подростки и молодые люди на моих консультациях делятся переживаниями по поводу непринятия их семьей, социальными группами, значимыми людьми, из-за чего страдает САМОпринятие, самооценка, искажается образ «Я». Важным здесь становится (как я вижу) установление доверительного контакта между психологом и клиентом, а далее психолог становится некой «родительской» фигурой, может быть даже наставником, т.к. знает больше, не показывает своих слабостей (может быть чуть-чуть путем самораскрытия), является устойчивым психически, эмоционально (в идеале, конечно); психолог не только направляет в процессе самоприятия себя клиентом, но и сам является личностью максимально принимающей и безоценочной, помогает заполнить «дыры», образовавшиеся из-за невнимания, игнорирования, отвержения, обесценивания.



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Плюсы зависимого поведения.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • «Когда позиция «моя хата с краю» не работает». Что делать обществу после стрельбы в Керчи
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • «Всю свою жизнь я не знал, существовал ли я на самом деле.» Джокер.
  • Могу или НЕ могу? Когда цель становится испытанием
  • Когда моя жизнь для меня ценность...
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда психолог чувствует себя неудачником. Что с этим делать?
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Активное рисование: Моя главная Цель, что для меня важно
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Что означает для меня "быть самой собой"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь