|
Джокер. 2019. Размышления на тему. От психоаналитика.Автор статьи: Пушкина Наталья Викторовна
Джокер 2019. Размышления психоаналитика на тему... Джокерами не рождаются, ими становятся... Внешняя реальность и внутренняя переплетена, и перепутана. Много моментов, где внутреннее включено во внешнее. Фантазии Артура Флека становятся реальностью. Современный век - век нарциссизма. Улыбающаяся маска клоуна... (привет позитивным психологам, которые говорят, что должно быть все хорошо) Есть люди, у которых все хорошо складывается в жизни, у них все отлично и они улыбаются — но есть и другие, у которых была другая история... У героя заболевание, в котором смех очень похож на плач, крик. В этом смехе — расщепление. Когда в ребенке видят не то, что у него внутри. Мама его называет: Радость моя. Но не видит насилие и издевательства над ребенком. Ребенок в силу слабости своего Я - не может соединить в себе две не соединимые части: быть маминой радостью, и принять свои чувства боли, обиды, беззащитности. Позже, будучи подростком не сможет соединить взаимоисключающее: быть маминой радостью и быть взрослым мужчиной. Мать использует своего ребенка для себя. Это рождает расщепление в Я у героя. Расщепление показано, когда он танцует и радует больных детей, у него падает пистолет. Он пишет в дневнике: Если есть заболевание, то надо жить так, чтобы его не было. Улыбаться.... Он сначала старается. Пытается стать комиком, выполнить материнское желание приносить радость людям. Но эти попытки неудачны. Он выясняет свою личную историю, историю своего детства. И появляется реальность... Он закрашивает на вывеске «Не забывай улыбаться» слово не забывай. И табличка начинает звучать по-другому : «Не улыбайся». Цель любого психоанализа является проработка Эдипова комплекса. В фильме нет Эдипова комплекса, как фантазии, как психического. Герой живет с матерью, спит на ее постели, моет мать в ванной, приносит ей еду в постель. Он любовник матери. Их отношения пронизаны инцестуозностью. То, что должно быть бессознательной фантазией — вышло в реальность. Из-за этого не может быть ни прожито, ни принято, ни символизировано, ни принято психикой. Может быть только отыграно в реальности. Он пытается найти отца, но отцовские фигуры — все провалены, оказываются плохими. Закона нет. В фильме показана Первичная сцена. Ею пронизан весь фильм. В начале фильма он танцует с воображаемой женщиной, потом стреляет и убивает воображаемого соперника, который лучше него. Убивает соперника. Он танцует с матерью, он говорит, что он всю свою жизнь на месте мужчины в семье (не ребенка). Он танцует весь фильм. Но делает это так, что это совсем не похоже на красивый танец мужчины-женщины. Это похоже на что угодно, только не на танец. Когда ребенок включен в первичную сцену родителей, то для него психически невозможно выйти из Эдипа. Он там остается навсегда... Артур становится Джокером и начинает убивать. Закона-то нет. Он занял место главного мужчины матери. Закон — есть он. Нарушение идентичности: Он не знает кто он. Он говорит, что я не знаю существую ли я. Мать с нарциссическим расстройством личности — это человек, который не приемлет ничего другого, отличного от себя, как Нарцисс — смотрящий на воду, видит в других лишь отражение себя. Но не другого. Социальная неувиденность: У Джокера был шанс. Но социальные службы закрыты. Общество как будто бы не хочет видетьтого, кто отличается от общества. В конце фильма как будто два продолжения: Раненный, он занимает место лидера. Сместив даже не отца, которого у него никогда не было. А заняв самое высокое место. Из низов, мусора — поднялся на самый верх. Один. Он в больничной палате во всем белом. Когда мать забрали в больницу — показана постель матери, на которой он лежит в позе эмбриона. Кто он, когда нет матери? Что он без нее? Его нет, он внутри материнского лона. В конце фильма он сидит в белой палате, все белое. Он внутри палаты, больницы. Один.
Итог один: У него есть все, но у него нет ничего. Он не родился, как субъект.
Это грустная история маленького ребенка, с непройденным Эдипом, из-за соблазняющей матери, которая не защитила его от насилия, не могла дать ему нежности и любви в нежном возрасте, не могла в силу своего заболевания, своей истории, отсутствия отца, установить отцовский закон. О ребенке, с потерей идентичности, то он как ребенок, то как мужчина, то похож на женщину. Что уж говорить о разнице полов, о разнице поколений, о запрете на убийство. Когда сами родительские фигуры оказались плохие. Перепутанность еще и в том — что он планирует убить то себя, то другого. Если говорить про объекты внутри него — он не себя хочет убить, а плохих внутренних родителей, внутри себя. Он убивает Де Ниро. Это история развития болезни у взрослого мужчины, травмированного, страдающего, социально незащищенного, постепенно перестающего различать внутреннюю и внешнюю реальность. Оказавшегося в нарциссическом психозе в больнице, убивающий врача. Во вселенной нарциссизма может существовать только один. И он танцует - один... Это история об обществе, в котором существует отрицание: должны быть все красивыми, чистыми, здоровыми, сильными, с улыбающимися лицами (здравствуй, Идеал-Я, т. е. Его величество Нарцисс). В фильме показан сюр, как будто бы, доходящий до абсурда. Верх — чистенький, сияющий. И отрицание того, что есть другое — живые люди с их переживаниями, трагедиями, как будто мусор, грязь.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|