Может ли внутренняя реальность быть «несимволической» ? Пример из психоанализа.

Может ли внутренняя реальность быть несимволической  Пример из психоанализа

Психоаналитический подход начал развиваться, усложняться и ветвиться едва ли не с момента своего появления. Впрочем, «традиционные ценности» учения сохраняли свою ригидность. Одним из таких бастионов выступает, конечно, интерпретация – базовая техника, благодаря которой неосознаваемые патологии переводятся на рациональный уровень и прорабатываются. Роль символов здесь трудно переоценить – именно они и «доставляют» содержание бессознательного опыта на «поверхность». Однако в современном психоанализе есть примеры проблематизации и техники интерпретации, что логичным образом ведет и к отрицанию тотальности символического опыта. Другими словами – допуск возможности неинтерпретативной терапии ведет к допуску возможности несимволического содержания нашего интрапсихического. Наиболее зримо такой подход представлен в рамках «интерсубъективного подхода» в психоанализе, в особенности – в работах американского психиатра Дэниела Стерна.

Д. Стерн с коллегами считают, что есть декларативное знание, являющееся эксплицитным, то есть, осознанным, или почти осознанным, и процессуальное знание об отношениях, являющееся имплицитным и бессознательным. Именно последнее знание эти исследователи считают «несимволическим» [Stern]. «Это знание объединяет аффективное, когнитивное и поведенческое/интеракционное измерения, оно сопоставимо с понятием Болласа «непромысленное знание» ('unthought known') и может оставаться за пределами сознания или (позднее) обрести символическую (например, вербальную) репрезентацию» [Стафкенс]. То есть, в рамках интерсубъективного подхода (согласно которому отношения между терапевтом и пациентом имеют преимущество перед интрапсихической реальностью последнего), несмотря на постулированную «несимволичность» внутреннего, неосознаваемого содержания нашей психики, допускается, всё-таки, символизация и этого содержания. Причем, даже в вербальной, то есть, наиболее рефлексивной форме.

Здесь, я думаю, уместно вспомнить одного из отцов-основателей американской психологии и философии прагматизма Уильяма Джеймса, который вопрос об этой двойственности содержания решал следующим образом: «Что, собственно говоря, в моем сознании и что вне его? Если я скажу, что то или другое вне, оно уже в нем» [Джеймс]. С этой точки зрения, как мы можем говорить о «несимволическом» содержании нашего интрапсихического ландшафта, если мы даже не имеем представления о том, что это содержание собой представляет? Когда же мы о нем, все же, начинаем говорить, мы переводим его в структуру речи, а последняя есть изначально символическая система, на чем, кстати, настаивал и Жак Лакан, согласно которому, - «Символы опутывают жизнь человека густой сетью», хотя он также высказывал идеи о несимволической области человеческого внутрипсихического опыта. Лучше всего эту «символическую обреченность» выразил Хью Данкан: «Даже если мы скажем, что есть некая реальность человеческих отношений, находя­щаяся “вне” символов, мы по-прежнему останемся связанны­ми символами в наших “сообщениях” о функционировании “внесимволических” феноменов, которые мы наблюдаем. Мы, таким образом, будем вынуждены демонстрировать “несимво­лические” феномены через символы» [Duncan].

Как известно, Стерн активно творил в области психологии развития, соответственно, «процессуальное» или «несимволическое» знание возникает, согласно этому исследователю, именно из взаимоотношений матери и младенца, происходя из их повседневных интеракций, проходя мимо сознания, и сразу становясь «имплицитным». Есть, впрочем, авторы, делающие в рамках теории рекапитуляции (когда онтогенез повторяет филогенез), диаметрально противоположные выводы, и прослеживающие развитие символического опыта именно из взаимодействия матери и ребенка [см.: Borchert].

Здесь, на мой взгляд, следует задаться самым простым вопросом – имеют ли значения эти отношения и взаимодействия? Другими словами, есть ли смысл в улыбке, объятии, поглаживании, укачивании, поцелуе, теплом взгляде? Если он есть (а это так!), тогда все эти действия носят символический характер, за каждым из них стоит, по крайней мере, любовь, поддержка, нежность, подтверждение значимости, и пр. Младенец, начиная уже с комплекса оживления, учится «считывать» эти символы, и правильно реагировать на соответствующее их содержание. Естественно, по мере взросления это знание рутинизируется, то есть, становится опривыченным, не рефлексивным, но не перестает от этого быть символическим!

Я уже говорил – животные и дети не знают, что используют символы, но суть дела от этого не меняется – они их используют. Что касается перевода «процессуального» знания в «декларативное», о котором говорят Стерн и его коллеги, здесь, на мой взгляд, просто описывается процесс воплощения символов – на эйдетическом уровне, как представления или идеи, или на уровне номинативном, то есть, в структуре языка или произнесенных «имен».

Литература

Borchert, C.M., Zihlman, A.I. The Ontogeny and Phylogeny of Symbolizing, in Foster, M.L., Botscharoiv, L.J.   (eds.) The Life of Symbols. Boulder: Westview Press, 1990.

Duncan, H.D. Symbols in Society. New York: Oxford University Press, 1968.

Stern D., Sander L.W. [et al] (1998). Non-interpretive mechanisms in psychoanalytic therapy: the 'something more' than interpretation // International Journal of Psychoanalysis. N 79. P. 903-921.

Джеймс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.

Стафкенс А. Интерсубъективность, разыгрывание и психическое изменение [http://psy-a.in.ua/public/r-lit/123-a-stafkens-intersubektivnost-razygryvanie-i-psixicheskoe-izmenenie.html]

 



Просмотров: 590
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Я! Я есть! Что Я есть? Пустые ли это звуки?
  • Что это: манипулирование или знание особенностей человеческой психики
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Что есть бедный, а что есть богатый внутренний мир?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Есть или не есть - вот в чем вопрос!
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?
  • В поисках женственности. Или зачем искать то, что изначально есть?!
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Давайте будем людьми... или ''Как говорить про диагноз ребенка''
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Вы еще можете спасти свои отношения, если у вас есть эти 3 вещи
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь