|
Есть ли Бог? Как работать с образом бога в психотерапии.Автор статьи: Захарова Светлана Андреевна
Бог и психотерапия. Можно ли работать с темой Бога в психотерапии? Духовное и психологическое — это разные территории. И хорошие специалисты их не смешивают. Но в определенном контексте можно психотерапевтически работать с темой Бога.
Сначала про то, от каких специалистов надо бежать. Бежать нужно от тех, кто к психологическому консультированию примешивает духовное наставничество, молитвы, мантры, разговоры с духами, карты таро, чистку ауры, астрологические прогнозы и прочее. Психотерапевт не имеет право обращать в свою систему верований и вообще погружаться в область духовного и эзотерического. Как-то я была на приеме у православного психолога. Я не понимала, куда мне двигаться, что делать в жизни. И вообще была в плачевном состоянии. Так она мне надавала советов и дальше выписала рецепт: произносить иисусову молитву как можно чаще. Никаких разборов моих чувств, работы с травмами, прояснение целей и мотивов. Это не психотерапия. Духовным путем занимаются священники, духовные наставники, учителя из разных конфессий. Они помогают услышать волю Бога, найти контакт с божественным, пробудиться, просветлиться и т. д. А психотерапевт не имеет право залезать в эту область. Тренер тренирует тело. Психотерапевт исследует и исцеляет психику. Духовный наставник работает с духовной сферой.
Тогда как же в психотерапевтической работе заниматься темой Бога? Только в одном случае — чтобы уйти в тему родительских фигур.
Ко мне редко приходят с запросом про Бога. Обычно люди приходят с болью про отношения с противоположным полом или родителями, про тело, внутреннее самоощущение и реализацию. Но если поднимается тема Бога, то я задаю вопросы: Как вы его воспринимаете? Как вы думаете, как он воспринимает вас? Какой он или она (если Бог воспринимается в женском роде)?
И под стереотипными ответами вроде «всемогущий, любящий, вечный» мы добираемся до истинного бессознательного восприятия. Оказывается Бог наказывает за ошибки, порицает, не слышит молитв, не принимает человека таким каков он есть, чего-то ожидает. По сути люди рисуют образ наказывающего, далекого, безразличного и отвергающего Бога.
Дело в том, что Бог является родительской фигурой в восприятии человека. Образ Бога, и представление о том, как он относится — это перенос образа и отношения родителей. Дальше я начинаю задавать вопросы, про то, кто наказывал за ошибки, кто порицал, кто не слышал просьб, кто хотел вас переделать и не принимал таким какой вы есть? Я прошу привести примеры из жизни со значимыми людьми. И мы доходим до сути. Поднимается много чувств, боли, ощущения отверженности, покинутости, вины, стыда, страха. И все эти чувства человек с родителей бессознательно переносил на Бога. То есть на осознанном уровне «Бог любящий», а бессознательно «Я мало делаю и не заслужу его одобрения. Мне надо стараться. Мне надо меняться». И вся терапевтическая работа нацелена на осознание переноса и проживание детских чувств клиента к своим родителям. То, чем должна закончиться такая работа — выражением злости к родительским фигурам, осознанием их эгоизма, травмированности и несовершенства и возвратом чувства своей ценности. То есть родители так со мной себя вели не потому что я плохой человек, а потому что они эгоистичны, ибо травмированы. После чего наступает успокоение и отделение образа родителей от образа Бога. И тогда неминуемо у клиента возникают вопросы: А какой же тогда Бог и есть ли он? И если есть, и он не как мои родители, то как мне по новому отношения с ним выстраивать? И тогда человек начинает свой собственный путь духовного поиска. Но здесь область психического заканчивается и начинается духовная сфера. А это уже не ко мне.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|