|
Фильм "Отель Артемида" как психотерапия травмы. Моя домашка по ПсихиатрииАвтор статьи: Елена Джиоева (Густова)
То, что я хочу представить вам ниже, это выполненное мною домашнее задание по курсу Психиатрии. Работа написана по фильму «Отель Артемида». Мой взгляд и понимание этого фильма как метафорический рассказ про психотерапию травмы. Как это происходит в психотерапии. Итак, перед нами «медсестра - врач» Джин Томас из странного Отеля «Артемида», где она царь, бог и лечит раненых преступников. У неё чёткие порядки и правила, которые не имеет права нарушить даже владелец отеля. Она здесь уже 22 года, последний раз выходила на улицу более 3 лет назад. Она профессиональна, точна, у неё панические атаки и тяжёлые воспоминания, которые повторяются все эти годы. Она вспоминает своего сына. Тогда, когда он был маленький и жив и когда он стал взрослым погиб. Она винит в его смерти себя. «Мы матери, значит всегда виноваты». Джин называет Отель своей нынешней жизнью, жизнь до него – прошлой жизнью. «Главное – у меня есть работа» Работа это её спасение и то, что держит её в этой жизни. Работой она исправляет то, что исправить невозможно смерть своего сына. Медицинская техника ушла далеко, можно напечатать новые органы снова и снова. Но невозможно напечатать заново сына, которого она потеряла. Это её компенсация. Заглаживание вины, которую она ощущает. А вина очень ресурсно-затратное состояние. И ненасытное. Единственное, что может его завершить – это прощение. Прощение со стороны того человека, который обвиняет. Джин обвиняет себя сама. И она не может простить даже тогда, когда ей говорит подружка её сына, что она не виновата в том, что произошло – «Мы, матери всегда виноваты» Она пытается бороться с паническими атаками красивой музыкой, аутотренингами, записанными на аудио. Но безопасно она себя чувствует только в Отеле. Потому что, какой бы ужас не творился вокруг – внутри неё он сильнее. Страх. И его можно приглушить, ежедневно встречаясь с болью и смертью. Спасая. Спасая в каждом своего сына. Её внешность – обычна, комфортна для неё. В ней нет ни намёка на женское кокетство и желание как то себя приукрасить. Видно, что любые отношения М-Ж она закончила. И не воспринимает себя как женщину. Это видно как она даёт указания даже своему начальству, которое угрожает ей. И начальство (Ниагара) говорит своему сыну: «Да, это мой отель, но здесь хозяйка она» . Даже когда Эверест – единственный её помощник, огромный и мощный, трепетно относящийся к ней, что даже кажется что он немного влюблён в неё, приносит ей музыку, которая её успокаивает, называет её хрупкой женщиной, Джин, как будто, не слышит. Она заморозила всё женское. «Матери всегда виноваты» Она в меру общительна – только то, что касается дела. Она мало отдыхает. «Самое главное, чтобы выполнялись правила». И кажется, что в ней почти нет живого и настоящего. Но вдруг она видит, что за дверями отеля просит помощи девушка, подружка её сына. Она полицейский. И есть несколько правил из-за которых ни при каких условиях не может попасть в Отель. Полицейским там быть нельзя. Единственная оставшаяся комната ждёт Хозяина Отеля. Его сын заваривает вход в Отель, чтобы сохранить это место…. И Джин выходит из Отеля чтобы спасти девушку. Преодолевая ужас и накатывающую паническую атаку. Она не делала этого уже много лет. Она рискует всем – своей жизнью, Отелем, всем. Ей важно её спасти. Ей важно с ней встретиться. Для неё это ещё одна встреча с сыном. Ещё одна попытка его спасти. Ещё одна встреча с собой и попытка ожить и вернуться в свою прошлую жизнь. Ещё одна попытка простить. Но… «У тебя есть дети? Да, трое. Ну тогда ты знаешь, что мы всегда виноваты». Она откидывает этот шанс. Шанс простить. Но ей важно говорить с ней, про старый батут, про сына. Да, кратко и немного. Но эта единственная ниточка к выздоровлению, которая неожиданно начинает превращаться в канат. Джин идёт к Ниагаре и даёт ему сыворотку правды. Нарушает ещё одно железное правило. «Ты знал моего сына?». «Он угнал мою машину. А ты знаешь правила - забрал моё и я заберу твою жизнь» «Но полиция сказала, что у него был передоз!!!». «Я здесь полиция. И я устанавливаю правила». А полицейской была как раз девушка её сына. Которая и рассказала ей про передоз, обманув. И спустя 22 года в ответ на своё спасение решила признаться, что Джин ни в чём не виновата. И дальше то, что происходит в фильме напрямую отражает процессы, происходящие внутри Джин. Все персонажи – это её внутренние субличности и процессы. «4,38; 4,37; 4,36 …» - ведёт внутренний отчёт её внутренняя женщина Ница максимально женственная и сексуальная, то, что вытеснила Джин в себе. Она проснулась. И она идёт убивать того, кто искалечил её жизнь – Ниагару, который не раскаивается ни в одной смерти, только во лжи, что обманул Джин. Сделав её тем самым главным проектом своей жизни. В это же время ещё один из её постояльцев, и тоже зеркало внутренней реальности Джин, говорит своему брату что им надо уходить, тут опасно. Брат боится, отказывается от шанса «Я не такой сильный как ты, а тебе лучше отсюда уйти». Здоровый брат понимает, что всю жизнь он обслуживает своего брата и отказывается от своих шансов. Оба они – это внутренние персонажи Джин. Её слабая и боящаяся выйти в реальную жизнь часть. И та, которая уже много лет обслуживает этот страх и не живёт своей жизнью. «1,38; 1,37; 1,36 …» ведёт отсчёт внутренняя Ница. «У меня была куча планов, всю мою жизнь. И во всех них был ты. Но ты раз за разом ломал их. И теперь мы сидим и надеемся что нас не найдут. И у меня нет плана. Но есть пушка» говорит брату Вайкики. И это слова Джин своему сыну. О том, что она строит свою жизнь вокруг него. И боится выйти из Отеля. Из своей внутренней тюрьмы. Но теперь у неё есть пушка – сыворотка правды и Ница, готовая убить. «Круг замкнулся. Я нашёл тебя. Женщину, потерявшую сына, лишённую лицензии, которой запретили лечить даже бездомных. Нас соединила Вселенная и родилась Артемида» Ниагара использовал её вину, убив сына, и подсунув другого ребёнка – Артемиду. «Ты убил Бо!» «Ты заключила сделку с Дьяволом, чего ты хотела?» Речь Джин становится громче, начинают прорываться эмоции, которых мы не видели на протяжении фильма. «44, 43, 42…» Развязка близка, Ница уже близко. «12, 11, 10,….5, 4,3,2,1» Ница выключает свет. Из за этого умирает брат Вайкики. Джин пытается его спасти, но уже невозможно спасти её страх жить, её привычку жить в память о сыне и ради него. Сын Ниагары кричит «Папа», но папа Артемиды умирает. Его убивает Ница (разъярённая, красивая Джин, которая не идёт на компромиссы. Проснувшаяся внутренняя женщина, мать) И потом совсем красиво - встречаются Ница и Вайкики, две части Джин. Вайкики обвиняет и хочет убить Ницу за то, что из-за неё умер его брат. И это снова про внутренний конфликт Джин. И это, на мой взгляд, самый сильный момент в фильме. Момент прощения Джил самой себя. Ница – это Джин– мать, женщина (которая всегда виновата и которую в себе она не может простить, обвиняя) «Если ты считаешь что он погиб из за меня – вот» и Ница бросает оружие Вайкики, сдаваясь. Вайкики прощает её. А дальше они объединяются. И это интеграция Джин после прощения. Следующая сцена совсем психотерапевтична: Джин, а перед ней две её субличности – Ница и Вайкики. Она вначале по привычке вспоминает правила: «Нельзя убивать других пациентов», но это уже как остатки прежнего. Тут же её лицо оживает, на нём проявляются эмоции: «Как ты? Ты ранен!» И сейчас забота Джин уже окрашена жизнью, а не механичностью робота. «Хрупкая женщина, вам их не остановить» говорит Эверест Джин и нежно добавляет: «Вы всегда всем помогали, можно помочь вам? Пожалуйста» Эверест остаётся. Чтобы защитить Джин. Как остаётся и Ница, со словами: «Вы чините людей, а я их ломаю». Они остаются, чтобы сдержать тот внутренний напор, ярость и хаос, которые царят в травме Джин. Наверное, уже стоит сказать, что моя версия того, что у Джин – Постравматическое стрессовое расстройство. Вина, панические атаки, повторяющиеся воспоминания, замороженные чувства… А этот фильм – про структуру травмы, как она устроена и как происходит в терапии процесс исцеления. Внешний конфликт всегда равен внутреннему – гласит закон психотерапии. И фильм можно смотреть как взаимодействие персонажей фильма, а можно как внутренние процессы Джин. От перемены мест слагаемых сумма не меняется)
Ница остаётся и совершенно и красиво убивает тот хаос который есть в душе Джин. Которому она приказала: «Не сметь пересекать черту» Эверест с ней.
«Черту не переступать». И красивая, мощная, сексуальная Ница остаётся на этой границе, охраняя покой Джин. Эверест говорит сыну Ниагары: (а это самая токсичная и угрожающая часть вины Джин) - «Видишь ли, ты уже мёртв». А дальше? Дальше процесс интеграции, процесс возвращения в травму, но уже с ресурсом (Ница и Эверест), процесс излечения. Ведь почему происходит травма? Потому что в момент травмы у человека не хватает ресурсов с ней справиться. И он отщепляет часть себя, бетонирует во внутреннем пространстве, вытесняя. Но травма это мощная штука и умудряется прорываться как раз теми самыми воспоминаниями, паническими атаками, неделанием говорить о том, что произошло. Джин живёт и тратит кучу ресурсов на то, чтобы удержать всё это под контролем, как истинный посттравматик. Но в терапии травмы, и она показана в фильме – происходит всё то, что должно быть в терапии травмы. И Джин интегрируется. Она разбирается со внутренним кошмаром, встречаясь с ним и давая ему отпор (Ница и Эверест), она вылечивает и даёт возможность своей надеющейся и желающей жить части (Вайкики) идти туда, куда она хочет. 1 час 14 минута фильма – тест на прошедшую интеграцию и исцеление – Джил спокойно говорит, что у неё был сын. В начале фильма она рассказывала тому же Вайкики про то, что у неё была собака и её задавила фура. 1 час 15 минута. Роскошная Ница: «Не сметь пересекать черту». И травма, бессознательное (а в фильме толпа здоровых мужиков преступников) послушно стоит и не двигается. В конце фильма Джил делает небольшую попытку остаться. Но интеграцию уже не остановить – сын Ниагары (та самая токсичная часть её травмы) вмешивается в происходящее. Выход там же где и вход – ещё один закон психотерапии травмы. А «Выйти всегда сложнее, чем войти» - говорит Вайкики. И это правда. Травму человек может получить мгновенно. А чтобы вылечить её могут потребоваться … 22года. Символично, что замок на двери открывает сама Джин, трясущимися руками. Сама. Это тоже важно в терапии травмы. Замок падает и тут же чудесная картина моря и её сына. Хорошо – говорит Джин и делает шаг наружу. Там творится лютый пипец, который, собственно, творился там всегда. Но она выходит без панических атак. Вокруг всё горит, взрывается, все бегут. Джин спокойна. Она вышла. «Похоже, сегодня будет чудесное утро. Я, пожалуй, прогуляюсь». «Я остаюсь. Помогать людям всё что я умею. Кто будет лечить всех этих людей» «Впервые в жизни могу делать то, что хочу и у меня нет плана» - говорит Вайкики. «Что-нибудь придумаешь», спокойно и уверенно улыбается Джин. И она уже в роли психотерапевта. Вылечив себя, она теперь может лечить других. Она даёт ему свободу, которая уже есть у неё. Джин надевает наушники, включает музыку и уходит в свою Жизнь. ======================================================== Пы.Сы. У неё нет психиатрии. У неё постравматическое стрессовое расстройство. И фильм про терапию травмы, как всё это происходит в психотерапии метафорическим языком. Джин здорова.
Буду рада вашим откликам на эту статью и на фильм "Отель Артемида". Вы смотрели его? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|