"Последнее танго в Париже" режиссера Бернардо Бертолуччи.
Хочу поделиться с вами, о чем мы рассуждали и думали на этой встрече. О фильмах всегда можно думать, их можно обсуждать много и долго, почти бесконечно и всегда появляются новые смыслы. Вот некоторые из них.
"Хочешь знать о семейных тайнах? Священный союз прививающий дикарям добродетель. Повтори за мной. Нет! Нет! Повтори за мной. Священный союз - обитель благопристойности. Повторяй дальше. Где истязают детей, пока те не скажут первую ложь. Где волю подавляют наказанием. Где свободу убивают эгоизмом. Семья. Ты дерьмо. Твоя дерьмовая, дерьмовая семья!"
Этот фильм - очень короткая история отношений, длиною в несколько дней, двух незнакомых людей, это не история любви, а история страсти, основой которой является унижение и насилие, и как такая «страсть" приводит к физическому убийству, потому что психическое убийство уже состоялось.
После просмотра этого фильма остаешься с долгим послевкусием физического отвращения, эмоциональной переполненностью до тошноты и размышлениями о крахе судеб этих героев. Фильм и соблазняет и одновременно отталкивает своими откровенными сексуально-садистическими сценами.
Фильм начинается со сцены у метро. Вышли два человека -Жанна - молодая француженка 20 лет и Поль - 45 летний мужчина. Поль закрывает уши руками, как будто шум электрички доставляет ему колоссальную физическую боль, он выглядит потерянным, разбитым и отстраненным. Рядом проходит Жанна, она роскошно и уверенно шагает по мосту в элегантном пальто, высоких сапогах и шляпе с цветами, они не знакомы, но мы понимаем, что эти люди будут связаны друг с другом и ждем продолжения. Жанна ищет квартиру для себя и своего друга Тома, с которым собирается жить. Поль ищет «остров», где бы он мог спрятаться от реальности собственной жизни, он ищет способ прервать эмоциональные переживания боли и одиночества. Потом мы понимаем, что ему это удавалось, когда он менял место жительства, профессию, страну проживания, партнеров.
Их первая встреча заканчивается страстным сексуальным сближением, в заброшенной квартире, и мы, зрители, становимся подсматривающими за откровенной безмолвной и совершенно животной сексуальной сценой. Его желание избавиться от чувств боли, одиночества и бессмысленности подталкивает к соблазнительной красивой француженке, секс без эмоциональной включенности, как возможность справиться со внутренним хаосом и болью, Жанна как женщина ему безразлична.
Квартира с грудой поломанных вещей, с заплесневелыми стенами, грязными окнами и с застарившимися мутными зеркалами, как образ внутреннего психического пространства - разрушенного, заброшенного и покрывшегося плесенью, стала островом для каждого, где Поль мог убежать от болезненной реальности своей жизни и нескончаемых вопросов почему его жена покончила жизнь самоубийством, а для Жанны побегом от обыденности и не интересности своей жизни. Для Жанны это место было местом, где она опять становилась маленькой девочкой, и в Поле, как взрослом мужчине, возрождался образ горячо обожаемого отца. Здесь она получала что-то, что не мог дать ей Том.
Первая встреча, как будто яркое приключение, могла стать последней, если бы не взаимное стремление героев вступать в отношения, где есть страсть через унижение, жестокость и подчинение, единственный способ отгородиться от этого - эмоциональная бесчувственность. И случилось то, что им стало не хватать этой страсти. Сначала Жанна чувствует свою влюбленность в Пола и всячески пытается узнать о его жизни. Пол яростно защищающийся от эмоциональной близости, после похорон жены, почувствовал в Жанне источник своего спасения, надежду на будущее, надежду быть принятым и по-своему любимым.
История детства Пола - вызывает сочувствие к этому маленькому мальчику, и теперь уже взрослому мужчине, которому выпало много боли, унижения и стыда в детстве. Он помнит только плохое, потому что хорошего - не было. Его родители алкоголики, никогда не интересовались им. Рассказ о матери, которую голую и пьяную арестовали полицейские - рассказывает нам о том, что эта, запечатлевшаяся в его сознании история, стала «окаменелостью" психической и эмоциональной жизни. А чувства унижения, соблазнения, сильнейшего стыда и беспомощности от насилия - становятся основными чувствами во всех последующих отношениях.