|
"Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. ГришунинаАвтор статьи: Гришунина Елена Владимировна
Е. В. Гришунина Сложные личные и профессиональные ситуации как активизирующие акмеологический потенциал личности Журнал "Мир психологии", № 3, 2011г. http://elibrary.ru/item.asp?id=17669557
В статье представлены результаты эмпирического исследования, иллюстрирующие особые рефлексивные процессы, заключающиеся в осознании своей Я-концепции в обычных и в сложных ситуациях (личных и профессиональных). Вводится понятие Я-позиции как результата динамики и соотношения качеств между Я-реальным и Я-идеальным. Анализируются особенности Я-позиции в подвыборках государственных и коммерческих служащих, мигрантов и безработных, молодежи, руководителей и исполнителей, фрилансеров и работающих в организации. Возможность выработки Я-позиции в сложных ситуациях (личных и профессиональных) является акмеологическим потенциалом таких ситуаций, т. к. способствует самосозиданию человека.
Ключевые слова:, саморазвитие, Я-концепция, Я-позиция, сложные жизненные ситуации, концепция личностно-ситуационного взаимодействия.
В сложных условиях развития современного общества, его высокой динамичности жестко формируется социальный заказ на активизацию действенности человека, развитие его самостоятельности, способности к самореализации. «Перед личностью возникают сложные проблемы, для которых не существует готовых решений. Личность должна проявлять способность действовать в условиях высокой неопределенности и риска...» [17. С. 357]. Изучение феноменологии развития и самосозидания человека как обусловленного становлением системы его внутренних условий с учетом сложных внешних ситуаций, связанных с неопределенностью и риском, - это актуальная для акмеологии задача, согласующаяся с ее предметом как науки. В акмеологии изучение процессов формирования реально активной акмеологической готовности, связываемой со способностью к самопроявлению, потребностью в ней, самореализацией в деятельности в затрудненных условиях, является одним из приоритетов (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, П.А.Корчемный, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, С.В.Семененко, А.В.Филиппов и др.). Особый исследовательский интерес в акмеологии наблюдается к феномену акмеологической готовности к управленческой деятельности в затрудненных условиях. Акмеологическая готовность при этом рассматривается как результат действия механизмов, объединяющих в одну систему акмеологическую компетентность, аутопсихологическую компетентность, личностные смыслы и акмемотивацию [16]. В настоящее время существуют специальные направления в психологии по изучению стрессовых состояний людей, в частности, в рамках экологической психологии за рубежом и при изучении посттравматического стресса особое внимание уделяется реакции людей, населения в целом на стихийные бедствия - землетрясения, тайфуны, извержения вулканов. Существует в психологии и такой подход к определению сложных ситуаций, при котором критерием их дифференциации служит психологический процесс или феномен, лежащий в основе определенного состояния и поведения человека в ситуации стресса, конфликта, фрустрации, кризиса [26; 27; 28]. В данной работе рассматривается класс ситуаций, которые недостаточно изучены как в отечественной психологии, так и в акмеологии, это жизненные ситуации, которые с достаточной вероятностью могут возникать в жизни каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, места проживания и пр. Известная шкала стресса Холмса (шкала рейтинга социальной адаптации) включает в себя следующие сложные ситуации в личной жизни: тяжелую болезнь (собственную или близкого человека), смерть близкого человека, развод, миграцию, безработицу, тюремное заключение близкого, выход на пенсию, изменение места жительства и т. д. В зарубежных исследованиях отдельно выделяются: бытовые трудности (потеря вещей, неудобства, причиняемые беспокойными соседями, дефицит денег на покупку одежды), сложные ситуации, типичные для студенческого возраста (работа в период обучения, резкое изменение привычного режима сна, изменение выбранной специализации, возникновение проблем с законом, увеличение или уменьшение частоты встреч с членами семьи) [9] и т. д. Согласно зарубежной классификации релевантных для диагностики нарушений к сложным профессиональным ситуациям относятся: угроза увольнения, опасность и риск несчастного случая, применение силы на рабочем месте, бойкот коллег, неэффективное руководство, запугивания и др. [19]. При изучении личности в сложных жизненных ситуациях необходимо учитывать оба критерия присвоения ситуации категории «сложная» - объективный критерий, основанный на социальных представлениях о том, что некоторые естественные фрагменты жизни требуют от человека психической напряженности, изменений паттернов поведения, трансформации личности и т. д., а также субъективный критерий, учитывающий тот аспект, что в жизненном мире данного конкретного человека любая (в принципе любая) ситуация может оказаться сложной. Опираясь на субъективный критерий, мы можем лишь задать саму категорию - «сложная ситуация» - и анализировать проявляющиеся характеристики. Необходимость углубления исследования жизненных ситуаций определяется новым состоянием гуманитарных наук, которое характеризуется переходом к постнеклассической парадигме, связанной с постмодернизмом [14], синергетикой [22]. Человек в данной перспективе -это точка пересечения многофакторных линий, которая может пониматься как текст, являющийся вариацией различных многих текстов. И задача психологии и акмеологии в этом контексте не только найти объяснения генезису и динамике возникновения этого «текста», но и научиться понимать этот текст, не привнося своих толкований, не столько герменевтически, сколько феноменологически, основываясь на принципе феноменологической редукции [15]. К настоящему моменту в отечественной психологии существуют определенные наработки в области, связанной с изучением стратегий поведения всложных ситуациях: при тяжелой болезни [4], в миграции [10; 21], при безработице [3; 21], в разводе [10], в стрессовой ситуации конкурса на замещение вакансии [12]. Мы полагаем, что сложные ситуации и стрессовые состояния могут быть в той или иной степени преодолены за счет акмеологического потенциала, являющегося источником формирования смысловых структур личности и заключающеюся в развитии Я личности, личностной позиции. В данном исследовании продолжается авторская линия изучения сложных естественных (жизненных) ситуаций, основанная на уже полученных результатах, характеризующих степень сходства и различия в стратегиях поведения людей при разводе, в ситуации миграции, стресса при собеседовании во время приема на работу [11; 12; 13]. Изучение взаимодействия личности и ситуации предполагает исследование трех основных срезов: особенностей ситуаций жизни человека во взаимосвязи ситуативных и личностных переменных; субъективной интерпретации ситуаций, поведенческих стратегий и других форм активности в рамках конкретных ситуаций [5]. Согласно известной формуле де терминизма С.Л.Рубинштейна внешняя ситуация действует сквозь призму внутренних условий [23]. К этим внутренним условиям относятся и субъективные индивидуальные представления самого субъекта жизненного пути о том, каким он является и каким должен быть. В рутинном течении жизни человек редко задумывается о том, каким ему должно и необходимо быть. Именно сложные ситуации запускают механизм переживания и рефлексии. В представляемом исследовании я обращаюсь к категориям, обобщающим отношение человека к самому себе. Данное отношение, отраженное в психологическом понятии «Я-концепция», должно содержать в себе акмеологический потенциал, отражающий возможности развития и роста личности как субъекта жизненного пути [1] в условиях переживания сложной ситуации (личной и профессиональной). Современное направление акмеологических исследований, посвященных изучению влияния представлений человека о себе (Я-концепции) на развитие его как субъекта деятельности, заключается в изучении акмеологических оснований развития профессиональной позиции специалиста. Профессиональная позиция определяется единством отношения человека к миру своей профессии (предмет груда, коллеги, сам человек в этой профессии, результат груда и профессиональною роста), установок, ожиданий и готовности к профессиональном росту [2; 17]. Причем развитие собственно профессиональной позиции определяется различными параметрами профессионального самосознания, в частности динамикой образа Я на протяжении обучения и в процессе саморазвития. Акмеологический потенциал личности является системой возобновляемых ресурсов, которые продвигают личность на пути к самореализации и самосовершенствованию. В акмеологии показано, что акмеологический потенциал реализуется с помощью не столько адаптивных, сколько творческих и инновационных стратегий [20]. Отметим, что в первую очередь человек развивает, творит самого себя, свою позицию, свои возможности и посредством этих субъективных инструментов уже и внешнюю действительность. В этом плане акмеологический потенциал личности активизируется во внутреннем пространстве человека и поэтому непосредственно связан с оценкой человеком самого себя, с процессом рефлексии собственной позиции по отношению к внешним обстоятельствам. Известно, что Я-концепция состоит из взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых «Я-образов» («актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т. п.). Причем содержательные различия между этими образами должны служить предикторами динамики самой Я-концепции, развития личности, поведения человека в определенного рода ситуациях. Ведь та планка, которую задает Я-идеальное в различных его конкретных проявлениях в окружающей среде (Я-идеальное в какой-то ситуации), заставляет человека развивать в себе заданные им самим качества, подтягивать себя, занимать определенную позицию по отношению к себе. В рамках данного исследования введено понятие Я-позиция как результат динамики в соотношении качеств между Я-реальным и Я-идеальным. Время, способы и эффективность реализации содержаний, заложенных в Я-позиции, в данном материале не обсуждаются. Целью данного исследования, выполненного на теоретико-методологической основе акмеологии, концепции личностно-ситуационнного взаимодействия и психосемантики, является изучение процесса актуализации акмеологического потенциала в сложной жизненной ситуации, которая (актуализация) осуществляется в развертывании и активизации Я-позиции по отношению к себе как к субъекту; в данном случае субъекту переживания. Выборка участников исследования состояла из 264 человек. Анализ данных осуществлялся по некоторым возрастным (отдельно выделялся молодой возраст) и социальным характеристикам (наличие трудовой занятости, тип трудовой занятости, должностная позиция, работа в организациях разных форм собственности, переживание на момент исследования реальной сложной жизненной ситуации). В данном исследовании респондентов просили оценить себя по следующим направлениям, используя методику «Личностный дифференциал» (в адаптации Института им. Бехтерева): • «Я». • Я в сложной личной ситуации - какие качества я обычно проявляю (или, как мне кажется, проявил бы) в сложной личной ситуации (тяжелая болезнь собственная или близкого человека, развод, мшрация, смерть близкого человека и т. д.). • Какими качествами Я должен обладать в сложной личной ситуации. • Я в сложной профессиональной ситуации - какие качества я обычно проявляю (или, как мне кажется, проявил бы) в сложной профессиональной ситуации (например, угроза увольнения, строгий выговор, затяжной тяжелый конфликт, бойкот коллег, хронические профессиональные неудачи («ничего не получается» и т. д.). • Какими качествами я должен обладать в сложной профессиональной ситуации. Результаты 1. Исследование на подвыборке респондентов молодого возраста Молодой возраст важен в акмеологическом отношении тем, что задает ориентиры на соответствующей возрастной дистанции и для саморазвития, и для самосозидания человека. Именно в этот период может сформироваться Я-позиция, которая будет существенным образом влиять на жизненный путь личности. Свобода, нравственность, любовь, творчество - эти темы получают в возрасте юности и ранней взрослости калибровку и категоризацию, которые включают в себя в качестве основной цели самоопределение по отношению к обозначенным ценностям [7; 25]. В исследовании отдельно осуществлялся анализ данных подвыборки респондентов, возраст которых находился в интервале от 18 до 35 лет (всего 62 человека, из которых 32 женщины, 30 мужчин, 41 человек с высшим образованием). Исследование показало, что так же, как и по всей выборке, у молодежи наибольшие показатели средних значений получились по шкале «Оценка», т. е. большинство молодых людей принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой. Однако эти показатели по выраженности все же ниже, чем у более старших людей (р < 0,01). Соответственно Я-позиция, отраженная в социальном измерении (требования общества, пример окружающих), в данном ракурсе диктует такое направление саморазвития молодых людей, которое приводит к большему самоуважению. Отличие подвыборки молодых людей от остальных респондентов заключается в том, что на втором месте в Я-концепции находятся качества, отражающие активность в общении, экстравертированность (фактор Активности). В остальной части выборки фактор Активности наименее выражен. В целом это соответствует обобщенному представлению о молодежи как о группе, много и интенсивно общающейся, но пока не обладающей достаточным объемом воли и целеустремленности. Анализируя данные исследования, можно увидеть, что большинство испытуемых в экстремальной профессиональной ситуации высоко оценивают себя по шкале «Сила», что свидетельствует о развитии именно волевых сторон личности, уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Сниженные показателей средних значений по шкалам «Оценка» и «Активность» указывают на критическое отношение молодого человека к самому себе в экстремальной профессиональной ситуации, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, а также о недостаточно высокой активности в плане общения. В этом ракурсе данные молодежи вполне соответствуют данным по выборке в целом - уменьшению уверенности и общительности в сложных ситуациях и повышению надежды на свои волевые качества, сосредоточенности на силе характера, преодолевающего ситуацию. При оценке себя в сложных личных ситуациях у молодежи заметна несколько другая тенденция - опора не только на волю, но и на уверенность в себе. Активность так же, как и в сложных профессиональных ситуациях, на третьем месте, но по выраженности в абсолютных значения еще ниже (р < 0,05). Высокие средние оценки поставили испытуемые себе в экстремальных личных ситуациях по показателям уверенности в себе и волевым качествам. Низкие показатели по шкале «Активность» говорят о том, что в экстремальной личной ситуации обследуемые еще меньше, чем в профессиональных ситуациях, надеются на контакты с другими людьми как на фактор совладайия со сложной ситуацией. Следует также отмстить, что в целом средние значения по восприятию себя в экстремальной личной ситуации ниже, чем показатели средних значений по восприятию себя в профессиональной экстремальной ситуации (р < 0,05). Испытуемые в возрасте до 35 лет чувствуют себя увереннее в экстремальной профессиональной ситуации, чем в экстремальной личной ситуации, однако опора в экстремальной профессиональной ситуации осуществляется в первую очередь на волевые качества личности, а в сложных личных ситуациях - на волю и уверенность в себе. Перейдем к анализу Я-позиции молодых людей, которая заключается в содержательных характеристиках различия (внутриличностной динамики) «Я» и «Я в идеале». Проведя сравнительный анализ данных исследования по параметрам «Я-реальное в экстремальной профессиональной ситуации» и «Я-идеальное в экстремальной профессиональной ситуации», можно отметить значительную разницу по шкале «Оценка» (р < 0,01), что может указывать на стремление молодых людей повышать уверенность в собственных силах в тех случаях, когда они сталкиваются со сложными профессиональными ситуациями. В этом и заключается точка рос та личности, ее Я-позиция. Отметим отсутствие разницы по шкалам «Активность» и «Сила» по параметрам «Я-реальное в профессиональной экстремальной ситуации» и «Я-идеальное в экстремальной профессиональной ситуации», что указывает на такую Я-позицию, которая направлена на сохранение существующего статуса качеств, входящих в данные факторы. Таким образом, молодые люди не считают нужным, важным и необходимым учиться повышать свою активность в общении в период профессиональных сложностей или воспитывать в себе волевые качества, в то время как уверенность в своих силах требуется и осознается как необходимая. Очевидно, что направленность обучения будущего профессионала на оптимизацию функционированиях именно такого фактора Я-концепции, как уверенность, будет эффективной. В зону ближайшего развития будущею профессионала попадают качества воли и коммуникативной компетентности. При сравнении средних значений по параметрам «Я-реальное в экстремальной личной ситуации» и «Я-идеальное в экстремальной личной ситуации» были выявлены значимые различия по всех шкалам: «Оценка» (р < 0,01), «Сила» (р < 0,05), «Активность» (р < 0,05), что может говорить о том, что в сложной личной ситуации молодые люди чувствуют себя еще менее соответствующими идеалу, чем в сложной профессиональной ситуации. Подтверждение этому находим и в другом показателе, выявленном в исследовании, наибольшее евклидово расстояние в психосемантическом пространстве выявлено между образами «Я» и «Каким я должен быть в сложной личной ситуации», а также между «Я» и «Я в сложной личной ситуации». 2. Исследование на подвыборках руководителей и исполнителей Уровень должности, ступень карьеры оказывают важное влияние на различные сферы внутрипсихической и социальной жизни личности - на ее мотивацию, направленность, самоотношение [13]. Объективные возможности, предоставляемые должностными обязанностями, также предполагают различную степень свободы поведения в сложных ситуациях - то, что может руководитель, не всегда доступно исполнителю, но во многих случаях и наоборот. Поэтому важно проанализировать, в каком направлении развивается позиция по отношению к себе как к субъекту переживания сложной профессиональной ситуации у специалистов, занимающих различные уровни должностной иерархии. В данном направлении анализировались подвыборки руководителей (25 человек) и исполнителей среднего звена (55 человек). Так как критерий анализа - это должностной уровень, связанный с процессом труда и профессионализации, то в данном случае Я-концепция этих респондентов в сложных личных ситуациях не рассматривалась. В группе руководителей в Я-концепции на первом месте качества, отражающие уверенность в себе (Оценка), на втором месте - волевые качества (Сила), на третьем - общительность (Активность). Уверенность в себе (фактор Оценки) и волевые качества (фактор Силы) более выражены у руководителей, чем у исполнителей (р < 0,01). Результаты исследования свидетельствуют о том, что как у руководителей, так и у исполнителей в экстремальной профессиональной ситуации имеет место тенденция роста критического отношения к себе, неудовлетворенность своим поведением (фактор Оценки). Среди руководителей данная тенденция более выражена - различия между самооценкой в обычной рабочей и в сложной ситуациях статистически значимы (р < 0,05). Однако доминирующим среди руководителей все же остается средний уровень самооценки в сложной профессиональной ситуации, а у исполнителей, напротив, смещается в преобладание низкого уровня (р < 0,01). По фактору выраженности волевых качеств среди руководителей аналогичным образом наблюдается сокращение респондентов с высоким уровнем и увеличение доли «слабых», т. е. имеет место сокращение решительности и независимости. Среди исполнителей, напротив, число испытуемых с высоким уровнем силы воли остается неизменным, но часть респондентов, относивших себя в обычной ситуации к личностям со средним уровнем силы, в условиях экстремальной ситуации «переместилась» в низкий уровень. В результате общий уровень волевых качеств, проявляемых в сложных профессиональных ситуациях, в группе исполнителей изменился со среднего на низкий (р < 0,01). 3. Исследование на подвыборках самозанятых и работающих в организации В рамках данного исследования тип трудовой занятости означает различное отношение к формализации своих возможностей развития собственных стратегий поведения в сложных ситуациях (личных и профессиональных). Профессионалы, официально не занимающие никакой должности в какой-либо организации, а работающие по договорам, на условиях аутсорсинга, занимающиеся обычно консультативной, экспертной, творческой деятельностью, могут иметь особенности представлений о себе как о субъектах переживания сложной ситуации, которые отличают эти представления от Я-позиции специалистов, работающих в системе, в организации, предполагающей формализованное и достаточно строгое описание действий человека, особенно в сложных профессиональных ситуациях. Подвыборка самозанятых состояла из 51 человека, работающих в организации - из 124 человек. Большую представленность в Я-концепции в обеих группах получает фактор Оценки, на втором месте у самозанятых - фактор Активности, в группе, работающих в организации - фактор Силы. Из анализа этих результатов видно, что отсутствие у человека необходимости работать в формализованной системе может быть фактором повышения его нацеленности на межличностное общение. Этот факт можно рассмотреть и под таким углом зрения - незащищенность самозанятого человека определенной должностью предполагает, что он каждодневно зарабатывает себе репутацию тем, что пытается и вынужден быть в контакте со своими потенциальными заказчиками, клиентами и т. д. Перефразируя известную поговорку «Волка ноги кормят», можно сказать, что «самозанятого коммуникация кормит». В сложной профессиональной ситуации испытуемые выставили оценки своей активности и уверенности ниже, чем в реальном обобщенном образе Я, т. е. в сложной профессиональной ситуации нужны меньшие ресурсы общительности и уверенности в себе по выраженности, их интенсивности. Однако необходимость актуализации ресурса волевых усилий подтверждается и в этом ракурсе: респонденты видят себя в сложной профессиональной ситуации как обладающими качествами, относящимися к фактору Силы. Испытуемые считают, что у них в сложных ситуациях падает уверенность («Я в сложной личной ситуации» и «Я в сложной профессиональной ситуации»), но возрастает сила характера, воля, и сильно падает Активность. Работающие в организации отмечают у себя меньшие затруднения с самоощущением в сложной профессиональной ситуации (р < 0,01). В «Я-идеальное в сложной профессиональной ситуации» иерархия необходимых качеств остается та же, что и в «Я-реальное в сложной профессиональной ситуации». Это следующий порядок: Сила, Оценка, Активность. Однако в идеале Сила должна быть еще более выражена (в абсолютных значениях среднего по группе), а Активность еще менее выражена. Таким образом, Я-позиция по отношению к себе как к субъекту переживания сложной профессиональной ситуации, не отличается в группах самозанятых и работающих в организации и заключается в следующих тенденциях: 1) в постоянстве иерархии собственных качеств (воля, уверенность, общительность), необходимых для эффективного совладания со сложными профессиональными ситуациями; 2) в высокой выраженности волевых качеств и низких значениях по характеристикам общительности. В экстремальной личной ситуации испытуемые изданных двух групп выставляют себе оценки ниже по фактору Оценки (р < 0,01), зато выше по фактору Силы (р < 0,01). В сложной личной ситуации ресурс лежит в волевых качествах личности (Сила - на первом месте). У самозанятых на втором месте - все так же, как и вообще в их Я-концепции Активность, а у работающих в организации - Оценю». Самозанятые работники считают, что в идеале хорошо бы иметь в сложной личной ситуации волевые качества на первом месте и гораздо выше, чем сейчас есть (р < 0,01), на втором месте в идеале должна быть уверенность в себе, а на третьем - активность в общении. То есть фрилансеры (самозанятые) занимают такую Я-позицию, в когорой качествам общительности, открытости, контактности в идеале не приписывается большого значения в процессе переживания сложной личной ситуации. С учетом того, что Активность в Я-концепции у данной группы занимает более высокое место, чем в идеале, можно говорить о некой разочарованности в опыте применения качеств, соответствующих экстравсртированности в сложной личной ситуации. У группы работающих в организации та же самая тенденция в Я-позиции по отношению к Активности, но ей приписывается и еще очень маленькая выраженность по сравнению с абсолютными средними значениями Активности у самозанятых (р < 0,01). Таким образом, трудовая занятость в формализованной системе какой-либо организации может являться фактором, снижающим значимость в Я-концепции качеств открытости, экстравертированности, контактности. И наоборот, у самозанятых условия их трудовой и профессиональной деятельности предполагают опору на свою коммуникативную компетентность, зависимость успешности от качеств открытости, общительности. Однако обе исследуемые группы показали, что их Я-позиция (соотношение Я-реального и Я-идеального) заключается в стремлении понижать статус общительности (как в относительных, так и в абсолютных единицах) как качества, необходимого для эффективного совладания со сложными ситуациями. Наименьшее расстояние внутри исследуемых групп наблюдается между «Я-реальное в профессиональной ситуации» и «Я-идеальное в профессиональной ситуации». То есть обучение и профессиональный опыт, которые включают в себя знания, умения и навыки совладания со сложными профессиональными ситуациями, помогают специалисту, как работающему по типу самозанятости так и работающему в организации, чувствовать себя увереннее, более приближенным к продуктивному желаемому сочетанию качеств. У фрилансеров отмечается меньшее изменение структурных особенностей «Я-концепции» при совладании со сложными ситуациями, чем у респондентов группы трудоустроенных в организации, но в то же время «идеальное» сочетание качеств, необходимых для борьбы с трудностями, им присуще менее, чем представителям группы работающих в организации. 4. Исследование на подвыборках мигрантов и безработных Исследование данных групп особенно интересно тем, что эти люди находятся в реальных сложных жизненных ситуациях. Так как в данном случае респонденты не рассматривали свою профессиональную деятельность как радикал своего настоящего и их сложная личная ситуация перекрывала своей значимостью карьеру или профессиональный рост, то в данных подвыборках не анализировалось отношение к сложным профессиональным ситуациям. В данной подвыборке, состоящей из 56 мигрантов (украинцы, армяне, абхазцы) и 30 безработных, наибольшие показатели получили качества, образующие фактор Активности. В этом аспекте данная подвыборка отличается от всех остальных (р < 0,01). Уже из этого факта можно сделать вывод о том, что люди, находясь в актуально переживаемой жизненной ситуации, совершенно иначе оценивают необходимость наличия у себя коммуникативной компетентности. Анализ представлений в ракурсах «Я» и «Я-реальное в сложной личной ситуации» показывает, что миграция негативно влияет на Я-концепцию. В целом снижаются все показатели Я-концепции, однако наибольшие различия видны по фактору Активности (общительности) (р < 0,01). Это объяснимо, т. к. именно в этой сложной ситуации зачастую плохого знания языка, правил, обычаев, принятых в коммуникации, человек вынужден снижать свою активность в плане общения. Я-позиция мигрантов заключается в том, что в идеале они считают необходимым развитие в себе качеств общительности, тем самым еще раз подчеркивая ценность и потенциал коммуникативной компетентности в целях совладания со сложными жизненными ситуациями. Результаты исследования показывают, что чем старше мигрант, тем ниже выраженность всех качеств Я-концепции - уверенности, воли, общительности (р < 0,01). С увеличением возраста мигранта также снижается расхождение между реальным и идеальным образом «Я» (р < 0,01), что можно рассматривать как рост реалистичности представлений о себе (достаточно универсальная характеристика, присущая всем категориям людей), но это же является и показателем ригидной Я-позиции. По всем показателям результаты в группе работающих выше показателей безработных. Показатели «Сила» и «Активность» у безработных стали значительно ниже по сравнению с периодом до потери работы (р < 0,01), т. е. безработные стали менее уверены в себе, более зависимы, стали реже рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях {р < 0,01), у них снизился самоконтроль, появилась неспособность держаться принятой линии поведения, зависимость от внешних обстоятельств и оценок. В целом они стали менее активны и общительны, стали более интравертированными. 5. Исследование на подвыборках государственных служащих и сотрудников коммерческих организаций Форма собственности предприятия задает определенную матрицу восприятия целей трудовой и профессиональной деятельности специалистов, которые на нем работают. Так, известно, что конечная цель любой коммерческой организации - получение прибыли. В случае же государственного предприятия ситуация несколько иная - государство обязано защитить само себя как структуру и одновременно защитить своих граждан, независимо от того, приносит это прибыль или нет. В рамках данного исследования изучались Я-концепция и Я-позиция 75 коммерческих работников и 55 государственных служащих. Показатели средних значений по методике «Личностный дифференциал» в группе коммерческих сотрудников по фактору «Оценка» Я-концепции выше, чем в группе государственных служащих (р < 0,05). Эта же тенденция наблюдается и в отношении волевых качеств (р < 0,01). По шкале «Активность» средние значения в группе коммерческих и государственных работников практически не отличаются. Однако серьезные различия наблюдаются среди исследуемых групп в иерархии качеств. В среде государственных служащих после Оценки (уверенность) следует Активность (общительность) и затем Сила (воля). В группе сотрудников коммерческих организаций Активность на последнем месте. Я-позиция по отношению к себе как к субъекту переживания сложной профессиональной ситуации у коммерческих служащих заключается в снижении коммуникативных качеств и в повышении надежды на волевые усилия. Группа государственных служащих кардинально отличается в направленности Я-позиции - респонденты в этой подвыборке считают, что в идеале им необходимо повышать выраженность качеств, обеспечивающих эффективность коммуникаций (т. с. фактор Активности). Обсуждение результатов Анализ результатов исследования показывает, что различные социальные и профессиональные группы имеют содержательно различную Я-концепцию в целом и в сложных жизненных ситуациях, что проявляется и в формировании Я-позиции. Так, по критерию различной иерархии качеств Я-концепции исследуемые группы разделились на три подгруппы: 1) руководители и сотрудники (исполнители) коммерческих организаций фиксируют личностные качества в последовательности их значимости в следующем порядке: Оценка, Сила, Активность; 2) молодежь, государственные служащие, фрилансеры организуют свою Я-концепцию, иерархизируя ее качества следующим образом: Оценка, Активность, Сила; 3) люди, реально переживающие сложную жизненную ситуацию, видят себя как обладающими, прежде всего, качествами Активности, затем Оценки и Силы. Очевидно движение фактора Активности с последнего места у руководителей и сотрудников коммерческих организаций на второе у молодежи, государственных служащих и фрилансеров и, наконец, на первое место у респондентов, находящихся на момент исследования в реальной сложной жизненной ситуации. Акмеологический потенциал сложной жизненной ситуации заключается в пересмотре человеком значимости качеств, образующих фактор Активности (общительности, открытости). Так, результаты исследования показывают перемещение этого качества с третьего и второго места у групп респондентов, которые не находятся в актуально действительно сложной жизненной ситуации, на первое место у мигрантов и безработных. Нацеленность на открытость, на установление контактов, на выстраивание межличностных отношений помогает человеку актуализировать свои метапотребности (по Маслоу) - альтруистические и эстетические. Ведь оба вида метапотребностей, составляющих суть самореализации личности, проявляются лишь в обществе, в открытом контакте с другими людьми. Обратим внимание и на то, что, какие бы места в Я-концепции ни занимали Активность, Сила, Оценка всегда расположена уровнем выше, чем Сила. Таким образом, адекватная Я-концепция предполагает уверенность в своих позитивных качествах вообще, в целом. Волевые качества в Я-концепции играют подчиненную роль по отношению к уверенности. Результаты исследования показали, что в сложной личной и профессиональной ситуации качества личности, отражаемые в Я-концепции, становятся более выраженными. Прежде всего, это касается волевых качеств (фактор Силы в Я-концепции). Хотя имеются и исключения - в выборке государственных служащих в сложных профессиональных ситуациях предполагается повышение выраженности качеств фактора Активности (общительности). Обращает на себя внимание тот факт, что наибольшие расхождения по факторам наблюдаются по фактору Оценки (уверенности в себе) по моделям «Я-реальное в сложной ситуации» и «Я-идеальное в сложной ситуации»). Респонденты отмечают, что в идеале они хотели бы обладать большей уверенностью в себе при переживании сложной (профессиональной и личной) ситуации. То есть человек остро ощущает необходимость самоподдержки в сложных ситуациях. Практически вычленяется проблема целенаправленного формирования психологической готовности к преодолению сложных ситуаций и трудностей. Отсутствие в системе современного образования должного внимания к обучению людей технологиям самоподдержки приводит к тому, что в сложных ситуациях человек ощущает нехватку этого рода знаний, умений, навыков. Сложная личная ситуация предполагает активизацию еще больших личностных ресурсов по сравнению со сложной профессиональной ситуацией. Самые большие расстояния во всех подвыборках получены между образами «Я» и «Я в сложной личной ситуации», между «Я в сложной личной ситуации» и «Каким я должен быть в сложной личной ситуации». Данный факт может получить объяснение с позиции наличия поддержки поведения человека в профессиональных ситуациях со стороны его образования, полученных в процессе обучения знаний и навыков. В процессе же переживания и проживания личных ситуаций компонент обучения не выражен, в плане внешних факторов проявляется фактически только опыт и научение по моделям. Более сбалансированная Я-концепция относительно себя в сложных личных ситуациях у людей старшего возраста, руководителей, людей, работающих в организации (по сравнению с остальными подвыборками) (р < 0,05). Таким образом, Я-позиция в данном ракурсе выглядит как тренд на повышение собственной компетентности в переживании сложных личных ситуаций. Обучение в классическом понимании (школа, вуз, дополнительная квалификация и пр.) в таком направлении затруднено, поэтому необходимо разработать систему мероприятий развивающего характера, направленных на активизацию переживания сложных жизненных (в данном случае особенно - личных) ситуаций и выработку активной Я-позиции. Возраст, род занятий, должность и степень сложности той ситуации, в которой человек находится в настоящий момент, влияют на актуализацию акмеологического потенциала, формируемого в процессе активизации Я-позиции, задаваемой сложной ситуацией. В рамках анализа результатов теста производилось выделение семантической универсалии. Семантическая универсалия - это качество, отмеченное одинаковым баллом большинством респондентов. В целом можно отметить, что семантическая универсалия в каждой подвыборке не обозначилась большим количеством признаков. Этот факт показывает, что стратегии совладания со сложными ситуациями очень индивидуализированы, что и фиксирует отсутствие большого количества общих признаков в подвыборках. Однако исследование все же позволяет обозначить семантическую опору человека, переживающего сложную ситуацию. Так, молодежь и люди, занимающиеся трудовой деятельностью по методу самозанятости (фрилансеры), опираются на свою самостоятельность, госслужащие, безработные и мигранты - на коммуникативную компетентность, руководители - на волевые качества, сотрудники коммерческих организаций - на уверенность в себе. Данное исследование выявило, что Я-концепция чувствительна к структурным изменениям среды и адекватно отражает представления и ресурсы, необходимые для совладания со сложными ситуациями. Сложные ситуации (личного и профессионального характера) провоцирует активизацию Я-позиции и поэтому рост акмеологического потенциала личности, обусловливающего и определяющего повышение ее способности к саморефлексии, самопознанию, рост потребности в самореализации. In article are presented the results of research illustrating special reflective processes, consisting in comprehension of the I-concept in usual and in difficult situations (personal and professional). The concept of the I-position is entered. I-position is a result of qualitiesdynamics and qualitiesparity between I-real and l-ideal. Features of the I-position are analyzed among state and commercial employees, migrants and the unemployed, youth, heads and executors etc. Possibility of development of the I-position in difficult situations (personal and professional) is acmeological potential of such situations as promotes self-creation of the person. Keywords- self-development, the I-concept, the I-position, difficult vital situations, personal-situational interaction.
Литература
1. Абульханова, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова. - М.: Мысль, 1991. 2. Агапов, В. С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности / В. С. Агапов. М.: ГУУ, 1999. 3. Бендюков, М. А. Психология профессионального кризиса у безработных : автореф. дис.... д-ра психол. наук / М. А. Бендюков. - СПб., 2009 4. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций : учеб. пособие / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. - М.: Рос. пед. агентство, 1998. 5. Бурлачук, Л. Ф. К психологической теории ситуации: взаимодействие человека с ситуацией / Л. Ф. Бурлачук, H. Б. Михайлова //Психол. журн. - 2002. - Т. 23, № 1. 6. Василюк, Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система : автореф. дис.... д-ра психол. наук / Ф. Е. Василюк. - М., 2007. 7. Горобец, Т. Н. Основы коррекционной акмеологии: учеб.-метод. пособие/Т. Г. Горобец; под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007. 8. Греймас, А. Семиотика страстей. Or состояния вещей к состоянию души : пер. с фр. / А. Греймас, Ж. Фонтаний ; предисл. К. Зильберберга. - М.: Изд-во Л КИ, 2007. 9. Гринберг, Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2002. 10. Гришунина, Е. В. Миграция и ситуация развода в семье / Е. В. Гришунина // Миграция в Европе: социальные и психологические аспекты : матер, междунар. конф. - Киев, 2004. 11. Гришунина, Е. В. Тематические цен фации в высказываниях о ситуации развода / Е. В. Гришунина //Язык. Сознание. Культура. - М.; Калуга, 2005. 12. Гришунина, Е. В. Человек в ситуации собеседования при приеме на работу / Е. В. Гришунина, H. Б. Краевская // Человеческий фактор: социальный психолог. - 2009. - № 2 (18). 13. Гришунина, Е. В. Личность на разных этапах карьеры / Е. В. Гришунина, Н. П. Саутенкова // Экспериментальная психология. - 2010. - Т. 3, № 2. 14. Гусельцева, М. С. Постмодернистские перспективы развития психологии / М. С. Гусельцева//Теория и методология психологии : Постнеклассическая перспектива/отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. - М., 2007. 15. Гуссерль, Э. Идея феноменологии /Э. Гуссерль. - М.: Гуманитарная академия, 2008. 16. Деркач, А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. - М.: Изд-во РАГС, 1998. 17. Деркач, А. А. Акмеология в системе наук о человеке / А. А. Деркач // Теория и методология психологии : Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2007. 18. Деркач, А. А. Акмеологические основания развития профессиональной позиции специалиста/А. А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2009. 19. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2007. 20. Медведева, Т. II. Оптимизация процесса развития лидерского потенциала руководителя : автореф. дис.... канд. психол. наук /Т. П. Медведева. - М.: Изд-во РАГС, 2010. 21. Михайлова, II. Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции / Н. Б. Михайлова // Психол. журн. - 2000. - Т. 21, № 1. 22. Пригожий, И. Познание сложного: Введение : пер. с англ. / И. Пригожин, Г. Николис ; предисл. Г. Г. Малинецкого. - М., 2008. 23. Рубинштейн, С. JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1997. 24. Ходаева, Е. П. Психолого-акмеологические условия и факторы раскрытия лидерского потенциала политика: автореф. дис.... канд. психол. наук / Е. П. Ходаева. - М., 2002. 25. Эриксон, Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. - М.: Алгоритм : Эксмо, 2008. 26. Ilynninen, Т. Psychosocial support and services in everyday acute traumatic event: different models of organizing crisis intervention /Т. Ilynninen //Abstract Book S'" European congress of psychology, 6-11 July. - Vienna, 2003. 27. Lauterbach, D. Examining the personality-PTSD relationship using the us-based, national comorbidity survey / D. Iuterbach //Abstract Book 8Ш European congress of psychology, 6-11 July. Vienna, 2003. 28. Rime, B. Emotion rcgulationand social sharing of emotion: interpersonal and collective processes / B. Rime // Personality human development and culture / ed. by R. Schwarzer, P. A. Frensch. N. Y., 2010. -Vol. 2.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|