|
Ресурс юмора как вариант выхода их сложной ситуацииАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
От чрезмерного горя смеются, от неумеренной радости плачут, - сказал когда-то Уильям Блейк. У каждого из нас свой уровень чувствительности к юмору, интеллектуально обусловленный. Кто-то рассылает ролики из "ТНТ-комедий" и считает это апогеем остроумия, ну а кто-то воспримет подобную рассылку актом невежества, что в общем-то небезосновательно. Тем не менее, о юморе как трамплине выхода из плачевного состояния. Очень часто мы можем слышать от близких и знакомых, попавших в трудную жизненную ситуацию, что "мне сейчас не до шуток!". Разумеется, памятуя об этических компонентах, важно понимать другого, сохранять такт и уважение... Но если Человек тем самым отвергает возможность выхода из болезненного состояния? А тем не менее, история учит... Вспоминая жертв Катастрофы, страшного убийства шести миллионов евреев, невинных детей, можно ли представить картину более трагическую в истории, казалось бы, современного мира, ХХ века..? И если человек, сидящий передо мной, находится в проживании горя из-за потери работы или проблем в личной жизни, то мир для него меркнет. Даже изображая на листе бумаги его проблему, он рисует себя на фоне своей беды. То есть получается, что для него ничего другого не существует: есть он и есть его проблема. Ставя такие ограничители, человек как будто видит в этом некоторое экзистенциальное смыслообразование, с головой погружаясь в безысходность, не слыша и не видя даже альтернативные пути выхода их кризиса.
А между тем проблема сохранения чувства юмора при избытке горя... Не случайно для многих из нас чувство юмора является показателем жизнелюбия человека. "Я люблю жизнь! Я принимаю Жизнь в ее многообразии! Я живу и я разрешаю себе смеяться!" А теперь представьте только на несколько секунд (!!!), что испытывали жертвы Холокоста, узники Освенцима?! И приоткрывая завесу жизнелюбия, передаваемого на генетическом уровне, можно сказать, что смех сотворил чудо...Смех стал ведущей психологической защитой человека в жутких исторических условиях, реакцией на тот гиперстимул страха, который прочно шествовал в годы Катастрофы с целью истребления народа. (Задумайтесь только, люди, физического уничтожения целого народа!!!).
Виктор Франкл видел в этом "нормальную реакцию" "на ненормальные обстоятельства". То, что с нами происходит вопреки нашим желаниям и воле, не есть "нормальное" состояние. Мы можем много дискутировать на тему жизнестойкости, жизнеспособности. И уже при первых нюансах понимать значимость сохранения чувства юмора как своего рода волевого акта сопротивления обстоятельствам. Трудно представить мировую культуру и литературу без вклада еврейского народа. Имена острословов с чувством самоиронии, способностью сохранять восприятие комического в сложных жизненных ситуациях, к сожалению, в настоящее время уже не так известны, как, например, "герои" шуток, лишенных атмосферности и насыщенные вульгарностью. Исчезающий сакраментальный и изысканный юмор...А меж тем его исчезновение приводит к катастрофическому диссонансу у человека, впитавшего "плоские" шутки современного общества и не имеющего в связи с этим возможности выбрать себе точку опоры для выхода из ситуации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|