Актуальность изучения психологического благополучия определяется возрастающими потребностями в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех "измерения", но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны.
Психологическое благополучие, как указывает Л.В. Куликов - это слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности и зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей, личностных связях. Понятие «психологическое благополучие» является предметом исследования как в зарубежной психологии (М. Аргайл, Н. Брэдбурн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман и др.), так и в отечественной психологии (Т.Д. Шевеленкова, Е.Е.Бочарова, Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, П.П.Фесенко, А.Е. Созонтов и др.).
Для выявления наиболее объективной картины психологического благополучия необходимо понять условия, в которых оказывается человек. Сложность современной социально-политической ситуации особенно сильно влияет на студентов. Приспособление к новым условиям учёбы, жизни, своему статусу на пути профессионального становления приводит молодого человека к переживанию стресса, внутриличностного конфликта, фрустрации, психологического кризиса (М.Г. Голубева). Особенно сильно вышеуказанные явления проявляются под воздействием экстремальных ситуаций и весьма затрудняют мобилизацию личностных ресурсов, необходимых для их разрешения (Р.А. Ахмеров ). Экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. В качестве экстремальной ситуации, для проведения нашего исследования, мы рассматриваем воздействие военных действий на психологическое благополучие мирного населения. В настоящее время достаточно изучены закономерности зависимости психологического благополучия от пола, возраста, культурной принадлежности. Установлено, что для психологического благополучия существует определённая возрастная динамика. Однако недостаточно исследовано проявление психологического благополучия у молодежи в экстремальной ситуации. В связи с вышеизложенным, нам представляется интересным определить особенности проявления психологического благополучия молодежи, в ситуации локальных военных действий.
Объект исследования: психологическое благополучие личности как психологический феномен.
Предмет исследования: содержательные особенности психологического благополучия (составляющие психологического благополучия) молодежи в экстремальной ситуации.
Цель исследования: выявление содержательных особенностей психологического благополучия (составляющие психологического благополучия) молодежи в экстремальной ситуации.
Гипотеза исследования: пребывание в экстремальной ситуации влияет в разной степени на составляющие психологического благополучия.
В качестве испытуемых выступили молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет. Объем выборки составил 30 человек. Исследование проходило на базе психологической лаборатории при Донецком национальном университете.
Проверка гипотезы обеспечивалась посредством следующих методов исследования: теоретические методы были реализованы посредством обобщения и систематизации теоретических подходов в научной, учебно-методической и периодической литературе по психологии и другим смежным областям исследуемой проблематики; обобщение, систематизация и интерпретация эмпирических данных; эмпирические методы – беседа, использовался комплекс психодиагностических методик: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленкова и П.П. Фесенко); «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И.Рассказовой); «Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо и Л. Махолика (в адаптации Д.А. Леонтьева); методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы). В качестве методов статистической обработки данных были использованы методы описательной статистики, U- критерий Манна Уитни, проводился качественный анализ.
Анализ результатов исследования позволил нам сделать следующие выводы.
Общее психологическое благополучие находится на среднем уровне: 70,3% данного контингента ощущают себя психологически благополучными. Своё психологическое благополучие студенты связывают с такими факторами, как «Личностный рост» и «Наличие цели в жизни».
Слабо выражен в структуре психологического благополучия студентов фактор «Управление средой». Управление окружающей средой подразумевает наличие качеств, позволяющих молодому человеку успешно овладевать различными видами деятельности, преодолевать трудности на пути достижения собственных целей. Все это определяет уровень его адаптации. Для людей, пребывающих в экстремальной ситуации, характерен кризис адаптации к новым условиям. Вероятно, этим можно объяснить низкие оценки по фактору «Управление средой».
Выявлено, что под воздействием длительного психоэмоционального напряжения страдают все составляющие психологического благополучия, кроме автономии. Это говорит о том, что под давлением экстремальной ситуации человек становится уязвимым: недостаток близких доверительных отношений приводит к изоляции и фрустрированности, отсутствию жизненной цели, неудовлетворенности собой, нарушения самопринятия. На фоне этого у молодежи формируется отстраненность – мыслит и ведет себя независимо, оценивает себя и свои поступки исходя из личных стандартов, независимое поведение из-за отсутствия доверительных отношений с другими.
Выявлен средний уровень развития такого компонента психологического благополучия как позитивные отношенияс окружающими. Это указывает на готовность к установлению доверительных отношений с людьми. Им может быть свойственна способность быть открытым для общения, желание проявлять заботу о других людях, способность к эмпатии. Данная степень развития у респондентов этого компонента позволяет судить о возможной сформированности у них навыков установления и поддержания контактов с другими людьми. При этом низкий уровень развития позитивных отношений встречался у 26,7% респондентов, что может указывать на трудности в установлении доверительных отношений и отсюда вытекающее нежелание открываться, идти на компромисс. Одиночество и замкнутость у данной группы испытуемых может вызывать переживание собственной изолированности и фрустрированности.
Можно отметить, что наличие у респондентов ярко выраженных жизненных целей порождает чувство осмысленности своей жизни и ценности своего существования. В этом случае оценка себя может быть высокой и оценка себя как целеустремленного человека. 36,7% испытуемых отметили у себя отсутствие жизненных целей и видимых жизненных перспектив, ощущение бессмысленности своего прошлого и настоящего, тоски и скуки.
По шкале самопринятие высокий уровень развития этого компонента был выявлен лишь у 16%. Средний уровень развитости самопринятия отмечается у 60%. Таким образом, можно говорить о том, что большинства испытуемых преобладает позитивная самооценка себя и своей жизни в целом. Это свидетельствует об осознании и принятии всех качеств своей личности, не только положительных, но и своих недостатков, т.е. принятие всего собственного личностного многообразия, со всеми хорошими и плохими чертами. Так же данная категория может указывать на позитивную оценку своего прошлого, удовлетворенность; 24% продемонстрировали отсутствие самопринятия. Это может указывать на неприятие определённых качеств своей личности, неудовлетворённости своим прошлым и застревание на отрицательных эпизодах прошлого.
Литература
Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности Текст. / Р.А. Ахмеров. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.: 1994. – 24 с.
Большаков В.Ю. Детерминанты удовлетворенности жизнью. Общество и политика / В.Ю.Большаков - М.: СПб. С.-Петербургского ун-та, 2000, – с. 476-510.
Голубева М.Г. Педагогическая психология. / М.Г. Голубева - М.: журнал «Вестник Астраханского государственного технического университета» выпуск № 5 /
Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. / И.Г Малкина-Пых - М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
Созонов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонов - М.: Вопросы психологии, - 2006. № 4. – с.105-114
Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика. / Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко. - М.: 2005, – №3, с. 95-121.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.