|
Нарушение психологического развитияАвтор статьи: Глухих Любовь Сергеевна
Нарушение развития: понятие и классификации Нарушение развития представляют собой различные отклонения в психическом или соматическом развитии, возникающие в младенческом или детском возрасте, которые характеризуется задержкой биологически необходимых высших психических функций. Типология дизонтогенеза М.М. Семаго и Н.Я. СемагоОСЬ I: основные психологические синдромы Н1-НЗ Группа: Недостаточное развитие HI Тотальное недоразвитие Н 11.x Простой уравновешенный тип Н 12.x Аффективно-неустойчивый тип Н 13.x Тормозимо-инертный тип Для данной группы код «.х» после точки означает необходимость указания выраженности основного психологического синдрома: легкая степень (1); выраженная степень (2); грубая степень (3). Н2 Задержанное развитие Н21 Темпово задержанный тип (гармонический инфантилизм) Н22 Неравномерно задержанный тип (дисгармонический инфантилизм) Н 3 Парциальная несформированность психических функций Н 31 .х Парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности Н 32.x Парциальная несформированность преимущественно когнитивного компонента деятельности В рамках парциальной несформированности преимущественно когнитивного компонента деятельности может быть выделена парциальная несформированность вербалъно-логического компонента деятельности. Н 33.xПарциальная несформированность смешанного типа В рамках этого типа возможна дальнейшая дифференциация по ведущему признаку несформированности: регуляторному или когнитивному. Для данной группы код «.х» после точки означает необходимость указания выраженности основного психологического синдрома: легкая степень (1); выраженная степень (2); грубая степень (3). А1-А2 Группа: Асинхронное развитие А 1 Дисгармоничное развитие All Дисгармоничное развитие экстрапунитивного типа. А 12 Дисгармоничное развитие интропунитивного типа. А 13 Дисгармоничное развитие, связанное с недостаточностью общего психического тонуса. В рамках данного типа дисгармоничного развития как пре дельный случай может быть выделен апатический тип дисгармоничного развития. А 2 Искаженное развитие А 21 Искажение сформированное преимущественно аффективно-эмоциональной сферы В рамках этого типа искаженного развития предусмотрена градация в соответствии с представлениями О.С. Никольской о вариантах раннего детского аутизма (1-4 группы). А22 Искажение преимущественно когнитивной сферы А23 Мозаичный (смешанный) тип искаженного развития П1-ПЗ Группа: Поврежденное развитие П 1 Локально поврежденное развитие Данная категория может быть оценена и как позднее дефицитарное развитие, в том случае, когда существует медицинская верификация локального повреждения соответствующей анализаторной или опорно-двигательной системы. П 2 Диффузно-поврежденное развитие Объемность и массивность повреждения ЦНС дает основание относить к этой категории развития и сложное сочетанное бисенсорное дефицитарное развитие и дефицитарностъ опорно-двигательного аппарата. ПЗ Психическая травма В рамках психической травмы особенности развития могут быть более дифференцированы (например, тотальный или элективный мутизм, регресс навыков или поведенческий регресс и т.п.). В любом случае необходимо подтверждение того, что данные особенности развития возникли вследствие именно психической травмы, а не вызваны какой-либо иной причиной. Д1-Д3 Группа: Дефицитарное развитие Д1 Раннее дефицитарное развитие Д11 Развитие в условиях ранней дефицитарности слухового анализатора Д11 – 1.х Развитие в условиях полного или практически полного отсутствия слуха (глухие или неслышащие) вследствие потери слуха до сформированности речи Возможно дифференцирование этой категории развития (код «х») в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции по 4 группам (1-ая наиболее тяжелая) Д11-2х Развитие в условиях полного или практически полного отсутствия слуха (глухие или неслышащие) вследствие врожденной глухоты Возможно дифференцирование этой категории развития (код «х») в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции по 4 группам глухоты(от 1-ой наиболее тяжелой, к 4-ой наиболее легкой) Д11-3.х. Развитие в условиях слабослышания (тугоухости) Возможно дифференцирование этой категории развития (код «х») по трем степеням слабослышания (1 ст – наиболее легкая; 3ст – наиболее тяжелая), а так же дифференцирование в зависимости от степени сформированности речи (I, II отделение школы II вида) Д12 Развитие в условиях ранней дефицитарности зрительного анализатора Д12 -1 Развитие в условиях потери зрения в возрасте до 11 лет Д12.1.1. Абсолютно, или тотально, слепые: дети с полным отсутствием зрительным ощущений Д12.-1.2. Частично, или парциально, слепые: дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой остаточного зрения от 0,005 до 0,01 Д12-2 Развитие в условиях врожденной тотальной слепоты (слепорожденные) Д 12-3 Развитие в условиях слабовидения (слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками) Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от отклонений в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущения, перифирическое и бинокулярное зрение), а так же от форм остаточного зрения при остроте зрения 0,04 и ниже в зависимости от сложности нарушений зрительной функции Д12-4 Развитие в условиях наличия косоглазия и амблиопии Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от особенностей и выраженности данного нарушения Д13 Развитие в условиях ранней дефицитарности опорно-двигательного аппарата Возможна дальнейшая дифференциация этой категории развития в соответствии с имеющейся психолого-педагогической классификацией Д2 Позднее дефицитарное развитие Данная подгруппа может рассматриваться и как локально поврежденное развитие (какой-либо анализаторной системы или опорно-двигательного аппарата). Д21 Развитие в условиях поздно наступившей дефицитарности слухового анализатора Д21-1.х. Развитие в ситуации позднего наступления полной или практически полной глухоты (позднооглохшие) Д21-2.х. Развитие в ситуации позднего снижения слуха (слабослышащие) Категории Д21 – х.х. могут быть дифференцированы в соответствии с существующей психолого-педагогической классификацией по группам (глухие: 1-4 гр в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции, слабослышащие: 1-3 ст). Степень выраженности нарушения в данном случае определяется как соответствующий знак после точки Д22 Развитие в условиях поздно наступившей дефицитарности зрительного анализатора Д22-1 Развитие в ситуации позднего наступления полной утраты зрения в возрасте 14 лет и позже (поздноослепшие). Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от степени и формы потери зрения в соответствии с имеющимися психолого-педагогическими подходами Д22 -2 Развитие в ситуации позднего наступления частичной (парциальной) утраты зрения в возрасте 14 лет и позже Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от степени и формы потери зрения в соответствии с имеющимися психолого-педагогическими подходами Д23 Развитие в условиях поздней дефицитарности опорно-двигательного аппарата Дальнейшая дифференциация может основываться на особенностях психического состояния ребенка, в первую очередь его аффективно-эмоциональной сферы и особенностей личностного развития, возникших после различных вариантов поражения опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте и позже. Д3 Сложное дефицитарное развитие Эта категория дефицитарного развития представляет сочетание двух и более нарушений функциональных систем. Д31 Бисенсорное дефицитарное развитие (слепоглухота) Д31 -1 Врожденная и ранняя слепоглухота Дальнейшая дифференциация проводится по выраженности и сочетанности сенсорных нарушений: тотально слепоглухие; практически слепоглухие; слабовидящие глухие; слепые слабослышащие и т.д. Д31-2 Врожденные нарушения слуха и приобретенная с возрастом слепота Д31-3 Врожденная слепота и приобретенная глухота Д31-4 Приобретенная с возрастом слепоглухота Эта категория детей (подростков) может так же относится к группе локального поздно поврежденного развития. Д32. Сложное сочетанное бисенсорное дефицитарное развити дефицитарность опорно-двигательного аппарата Д32-1 Развитие в условиях ранней сложной сочетанной дефицитарности Возможна дальнейшая дифференциация в зависимости от сочетания видов дефицитарности Д32-2 Развитие в условиях поздно возникшей сложной сочетанной дефицитарности В связи с массивностью поражения ЦНС эта категория детей может быть отнесена и к группе диффузно поврежденного развития. Дальнейшая дифференциация проводится по сочетанию возраста наступления соответствующей дефицитарности и вида дефицитарности ОСЬ II: общий уровень психического тонуса0 – Высокий уровень психического тонуса и достаточно высокая для данного возраста работоспособность 1- Средний уровень психического тонуса и вполне достаточно высокая для данного возраста работоспособность 2 – Сниженный уровень психического тонуса (психической активности), недостаточная работоспособность 3 – Выражено сниженный уровень психического тонуса и работоспособности 4 – Сниженный уровень психического тонуса при достаточной в целом рабоспособности ОСЬ III: особенности профеля латеральных предпочтений 0 Профиль латеральных предпочтений преимущественно правосторонний (по большинству исследуемых проб и привычных действий) 1 Профиль латеральных предпочтений преимущественно левосторонний (по большинству исследуемых проб и привычных действий) 2 Профиль латеральных предпочтений смешанный Г.К. Ушаков и В.В. Ковалев предложили выделить основные клинические типы дизонтогенеза: 1) ретардация – это заторможенное психическое развитие или устойчивое психическое недоразвитие; 2) асинхрония – дисгармоническое психическое развитие. Клинические формы дизонтогенеза можно классифицировать следующим образом: умственная отсталость; пограничные и парциальные задержки психического развития; искажения психического развития; аутистические расстройства; акселерация; инфантилизм; соматопатии. Г.Е. Сухарева различает три вида дизонтогенеза: задержанное; поврежденное; искаженное развитие. В.В. Лебединский выделяет следующие виды дизонтогенеза: психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|