Нарушение психологического развития

Нарушение психологического развития

Нарушение развития: понятие и классификации

Нарушение развития представляют собой различные отклонения в психическом или соматическом развитии, возникающие в младенческом или детском возрасте, которые характеризуется задержкой биологически необходимых высших психических функций.

Типология дизонтогенеза М.М. Семаго и Н.Я. Семаго

ОСЬ I: основные психологические синдромы

Н1-НЗ Группа: Недостаточное развитие

HI Тотальное недоразвитие

Н 11.x Простой уравновешенный тип

Н 12.x Аффективно-неустойчивый тип

Н 13.x Тормозимо-инертный тип

Для данной группы код «.х» после точки означает необходимость указания выраженности основного психологического синдрома: легкая степень (1); выраженная степень (2); грубая степень (3).

Н2 Задержанное развитие

Н21 Темпово задержанный тип (гармонический инфантилизм) Н22 Неравномерно задержанный тип (дисгармонический инфантилизм)

Н 3 Парциальная несформированность психических функций

Н 31 .х Парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности

Н 32.x Парциальная несформированность преимущественно когнитивного компонента деятельности

В рамках парциальной несформированности преимущественно когнитивного компонента деятельности может быть выделена парциальная несформированность вербалъно-логического компонента деятельности.

Н 33.xПарциальная несформированность смешанного типа

В рамках этого типа возможна дальнейшая дифференциация по ведущему признаку несформированности: регуляторному или когнитивному.

Для данной группы код «.х» после точки означает необходимость указания выраженности основного психологического синдрома: легкая степень (1); выраженная степень (2); грубая степень (3).

А1-А2 Группа: Асинхронное развитие

А 1 Дисгармоничное развитие

All Дисгармоничное развитие экстрапунитивного типа.

А 12 Дисгармоничное развитие интропунитивного типа.

А 13 Дисгармоничное развитие, связанное с недостаточностью общего психического тонуса.

В рамках данного типа дисгармоничного развития как пре дельный случай может быть выделен апатический тип дисгармоничного развития.

А 2 Искаженное развитие

А 21 Искажение сформированное преимущественно аффективно-эмоциональной сферы

В рамках этого типа искаженного развития предусмотрена градация в соответствии с представлениями О.С. Никольской о вариантах раннего детского аутизма (1-4 группы).

А22 Искажение преимущественно когнитивной сферы

А23 Мозаичный (смешанный) тип искаженного развития

П1-ПЗ Группа: Поврежденное развитие

П 1 Локально поврежденное развитие

Данная категория может быть оценена и как позднее дефицитарное развитие, в том случае, когда существует ме­дицинская верификация локального повреждения соответ­ствующей анализаторной или опорно-двигательной системы.

П 2 Диффузно-поврежденное развитие

Объемность и массивность повреждения ЦНС дает основание относить к этой категории развития и сложное сочетанное бисенсорное дефицитарное развитие и дефицитарностъ опорно-двигательного аппарата.

ПЗ Психическая травма

В рамках психической травмы особенности развития могут быть более дифференцированы (например, тотальный или элек­тивный мутизм, регресс навыков или поведенческий регресс и т.п.). В любом случае необходимо подтверждение того, что дан­ные особенности развития возникли вследствие именно психи­ческой травмы, а не вызваны какой-либо иной причиной.

Д1-Д3 Группа: Дефицитарное развитие

Д1 Раннее дефицитарное развитие

Д11 Развитие в условиях ранней дефицитарности слухового анализатора

Д11 – 1.х Развитие в условиях полного или практически полного отсутствия слуха (глухие или неслышащие) вследствие потери слуха до сформированности речи

Возможно дифференцирование этой категории развития (код «х») в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции по 4 группам (1-ая наиболее тяжелая)

Д11-2х Развитие в условиях полного или практически полного отсутствия слуха (глухие или неслышащие) вследствие врожденной глухоты

Возможно дифференцирование этой категории развития (код «х») в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции по 4 группам глухоты(от 1-ой наиболее тяжелой, к 4-ой наиболее легкой)

Д11-3.х. Развитие в условиях слабослышания (тугоухости)

Возможно дифференцирование этой категории развития (код «х») по трем степеням слабослышания (1 ст – наиболее легкая; 3ст – наиболее тяжелая), а так же дифференцирование в зависимости от степени сформированности речи (I, II отделение школы II вида)

Д12 Развитие в условиях ранней дефицитарности зрительного анализатора

Д12 -1 Развитие в условиях потери зрения в возрасте до 11 лет

Д12.1.1. Абсолютно, или тотально, слепые: дети с полным отсутствием зрительным ощущений

Д12.-1.2. Частично, или парциально, слепые: дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой остаточного зрения от 0,005 до 0,01

Д12-2 Развитие в условиях врожденной тотальной слепоты (слепорожденные)

Д 12-3 Развитие в условиях слабовидения (слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками)

Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от отклонений в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущения, перифирическое и бинокулярное зрение), а так же от форм остаточного зрения при остроте зрения 0,04 и ниже в зависимости от сложности нарушений зрительной функции

Д12-4 Развитие в условиях наличия косоглазия и амблиопии

Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от особенностей и выраженности данного нарушения

Д13 Развитие в условиях ранней дефицитарности опорно-двигательного аппарата

Возможна дальнейшая дифференциация этой категории развития в соответствии с имеющейся психолого-педагогической классификацией

Д2 Позднее дефицитарное развитие

Данная подгруппа может рассматриваться и как локально поврежденное развитие (какой-либо анализаторной системы или опорно-двигательного аппарата).

Д21 Развитие в условиях поздно наступившей дефицитарности слухового анализатора

Д21-1.х. Развитие в ситуации позднего наступления полной или практически полной глухоты (позднооглохшие)

Д21-2.х. Развитие в ситуации позднего снижения слуха (слабослышащие)

Категории Д21 – х.х. могут быть дифференцированы в соответствии с существующей психолого-педагогической классификацией по группам (глухие: 1-4 гр в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции, слабослышащие: 1-3 ст). Степень выраженности нарушения в данном случае определяется как соответствующий знак после точки

Д22 Развитие в условиях поздно наступившей дефицитарности зрительного анализатора

Д22-1 Развитие в ситуации позднего наступления полной утраты зрения в возрасте 14 лет и позже (поздноослепшие).

Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от степени и формы потери зрения в соответствии с имеющимися психолого-педагогическими подходами

Д22 -2 Развитие в ситуации позднего наступления частичной (парциальной) утраты зрения в возрасте 14 лет и позже

Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от степени и формы потери зрения в соответствии с имеющимися психолого-педагогическими подходами

Д23 Развитие в условиях поздней дефицитарности опорно-двигательного аппарата

Дальнейшая дифференциация может основываться на особенностях психического состояния ребенка, в первую очередь его аффективно-эмоциональной сферы и особенностей личностного развития, возникших после различных вариантов поражения опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте и позже.

Д3 Сложное дефицитарное развитие

Эта категория дефицитарного развития представляет сочетание двух и более нарушений функциональных систем.

Д31 Бисенсорное дефицитарное развитие (слепоглухота)

Д31 -1 Врожденная и ранняя слепоглухота

Дальнейшая дифференциация проводится по выраженности и сочетанности сенсорных нарушений: тотально слепоглухие; практически слепоглухие; слабовидящие глухие; слепые слабослышащие и т.д.

Д31-2 Врожденные нарушения слуха и приобретенная с возрастом слепота

Д31-3 Врожденная слепота и приобретенная глухота

Д31-4 Приобретенная с возрастом слепоглухота

Эта категория детей (подростков) может так же относится к группе локального поздно поврежденного развития.

Д32. Сложное сочетанное бисенсорное дефицитарное развити дефицитарность опорно-двигательного аппарата

Д32-1 Развитие в условиях ранней сложной сочетанной дефицитарности

Возможна дальнейшая дифференциация в зависимости от сочетания видов дефицитарности

Д32-2 Развитие в условиях поздно возникшей сложной сочетанной дефицитарности

В связи с массивностью поражения ЦНС эта категория детей может быть отнесена и к группе диффузно поврежденного развития. Дальнейшая дифференциация проводится по сочетанию возраста наступления соответствующей дефицитарности и вида дефицитарности

ОСЬ II: общий уровень психического тонуса

0 – Высокий уровень психического тонуса и достаточно высокая для данного возраста работоспособность

1- Средний уровень психического тонуса и вполне достаточно высокая для данного возраста работоспособность

2 – Сниженный уровень психического тонуса (психической активности), недостаточная работоспособность

3 – Выражено сниженный уровень психического тонуса и работоспособности

4 – Сниженный уровень психического тонуса при достаточной в целом рабоспособности

ОСЬ III: особенности профеля латеральных предпочтений

0 Профиль латеральных предпочтений преимущественно правосторонний (по большинству исследуемых проб и привычных действий)

1 Профиль латеральных предпочтений преимущественно левосторонний (по большинству исследуемых проб и привычных действий)

2 Профиль латеральных предпочтений смешанный

Г.К. Ушаков и В.В. Ковалев предложили выделить основные клинические типы дизонтогенеза:

1) ретардация – это заторможенное психическое развитие или устойчивое психическое недоразвитие;

2) асинхрония – дисгармоническое психическое развитие.

Клинические формы дизонтогенеза можно классифицировать следующим образом: умственная отсталость; пограничные и парциальные задержки психического развития; искажения психического развития; аутистические расстройства; акселерация; инфантилизм; соматопатии.

Г.Е. Сухарева различает три вида дизонтогенеза: задержанное; поврежденное; искаженное развитие.

В.В. Лебединский выделяет следующие виды дизонтогенеза: психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.

 



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • Развитие EQ. Шаг 1й. Система собственного развития.
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Проверьте развитие своего малыша в соответствии с возрастом
  • Будущее интернета, как влияет интернет на развитие информационного поля земли и развитие личности
  • Развитие человека и развитие человечества (продолжение)
  • Влияние физической травмы на психическое развитие детей
  • Развитие человека и развитие человечества
  • Психическое и физическое развитие ребенка.
  • Раннее развитие: моя точка зрения
  • Развитие групповой психотерапии с точки зрения сексуальности
  • Влияние генов и социума на психическое развитие человека
  • Влияние музыкального образования на психическое развитие личности.
  • Как психологическая культура мамы влияет на психическое развитие младенца
  • Раннее развитие за и против. Раннее развитие до года.
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Развитие детей вне зависимости от материального положения семьи
  • Развитие понятийного мышления в дошкольном возрасте
  • "После трёх уже поздно" или в самый раз?...(про раннее развитие детей)
  • 2 шага родителей, чтобы предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • Влияние ранней тактильной стимуляции на развитие ребенка
  • Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.
  • Может ли женщина мотивировать развитие мужчины?
  • Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 лет
  • Развитие эмоциональной сферы детей
  • Секс как средство манипуляции ч. 1 Формирование и развитие сексуальной зависимости у мужчин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь