ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Ребёнок сначала познаёт мир чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишён стереотипов. Ребёнок чувствует себя в нём свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования – постепенно и завораживающе.
Учитывая все факторы развития ребёнка, специалисты пришли к выводу, что дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется стремление постигать мир и себя.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Особенно важным является сенсорное развитие для детей, лишённых слуха, поскольку он становится едва ли не основным фактором, способствующим умственному развитию детей с нарушениями слуха.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает всё более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес и температуру, свойства поверхности и т.д. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.
Уже в раннем возрасте у ребёнка накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребёнок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.
В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребёнка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования занимает основное место в сенсорном развитии ребёнка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.
Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности. Даже в тех случаях, когда ребёнка специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталонам, рисуя, конструируя, занимаясь аппликацией, выкладывая мозаику, неслышащий дошкольник имеет дело с материалами, содержащими необходимые образцы. Так, рисуя, ребёнок пользуется красками разных цветов; конструируя, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины; в мозаиках, материалах для аппликации также представлены разноцветные геометрические формы и т.д. Когда педагоги помогают ребёнку в выполнении рисунков, построек, они также называют основные формы и цвета, стимулируя также развитие речи неслышащего ребёнка.
Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо ещё, чтобы ребёнок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Необходимо отметить, что у дошкольников с нарушением слуха зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим. В период дошкольного детства осваиваются сенсорные эталоны, возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия. Кроме того, с установлением взаимосвязей с мышлением и развивающейся речью восприятие интеллектуализируется.
Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация – одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства. Выработка представлений об эталонных разновидностях свойств происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть с теми видами деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребёнка всё более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.
Задачами развития детей с нарушениями слуха в процессе обучения изобразительной деятельности для нас стали:
развитие интереса, внимания, любознательности, эмоционального отклика на эстетические свойства и качества предметов окружающего мира, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений,
формирование умения распознавать картинку, рисунок, узнавать в изображённом знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям,
знакомство с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, художественную насмотренность, видение таких средств выразительности, как цвет, цветовой ритм.
Традиционно основной задачей является развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.
При этом значительное внимание на занятиях уделяется именно сенсорному и сенсомоторному воспитанию дошкольников. Так, красоту цветовых пятен, выразительность линий, объёмность пластических образов дети познают прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно – материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет формированию у детей основ культуры изобразительной деятельности: выполнению элементарных требований к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведения при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда.
Очень важно применять на занятиях по изобразительному творчеству технику и методику, соответствующие уровню психоэмоционального развития и сенсомоторных координаций ребёнка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счёт уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций. При этом, улучшая локомоторную (перемещение в пространстве) функцию ребёнка, одновременно мы развиваем его интеллектуальные функции.
Дошкольник впервые приобщается к миру искусства. Возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов. Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость, подвижность), величин (большой/маленький, длинный/короткий), поверхности (пушистый, гладкий, шершавый и др.).
Образы знакомых предметов, живых объектов неслышащий ребёнок учится посредством зрения соотносить с рисунками, иллюстрациями. Появляются представления об их графическом изображении – форме, величине, других выразительных средствах изображения: яркого, нарядного – радостного цвета (светлого) или грустного (тёмного), плавности и округлости линий, прямолинейности.
Познание ребёнком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит по ряду схем:
Познание через крупную моторику. Это схема взаимодействия, формирования, развития и тренировки органов чувств, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также висцеральных (внутренних) органов через движение.
Развитие нервной системы через тонкую моторику. После формирования в нервной системе человека геометрии образа движения объекта внешнего мира и построения движения ребёнок моделирует движение во внешней среде через тонкую моторику на уменьшенной копии внешней среды – на листе бумаги, при лепке и др.
Развитие нервной системы через осмысление ощущения или восприятия, через создание образа модели (образца) с включением в социоэмоциональную среду совосприятия своих собственных движений.
Целостность созданного образа определяет границы его содержания согласно смысловой и чувственной составляющим, характеризует уровень восприятия информации.
Информация, которую ребёнок получает минуя слух – при визуальном наблюдении, в запахах и естественных химических соединениях – неисчерпаема.
Таким образом, у неслышащего ребёнка поэтапно моделируются и апробируются основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность в целом приобретает всё большее значение в поведении ребёнка. Занятия изобразительным искусством становятся незаменимы для сенсорного развития детей с нарушениями слуха.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.