Характеристика эмоционально-нравственных эталонов детей-сирот

Воспитание  детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации ребенка. Дети-сироты – это особая возрастная и социальная категория населения, характеризующаяся целым рядом проблем. Формирование личности ребенка сироты происходит в состоянии  психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, как следствие, нравственные переживания детей данной категории, приводят к изменениям нравственного самочувствия ребенка. Поэтому можно предположить, что нарушение развития эмоций неблагоприятно влияет на формирование нравственных эталонов депривированных детей.

 Отсутствие или девиантная забота значимого взрослого снижает способность ребенка к интериоризации. Социальная «ситуация развития» превращается для ребенка в «ситуацию невозможности», способствует возникновению у него общей напряженности и развитию на этом фоне тяжелых аффективных состояний. Эмоциональное влияние окружающей ребенка среды оказывает решающее воздействие на его физическое, психическое и интеллектуальное развитие [3]. Положительный эмоциональный контакт способствует более быстрому и лучшему усвоению сложных моральных норм, принципов общественной жизни, правил.

Особый интерес в эмоциональной сфере и формировании нравственных эталонов представляют различия между детьми, воспитывающимися в детских садах и в детских домах. Развитие эмоциональной сферы влияет на формирование первых социально-нравственных эталонов, связанных с понятиями «хорошего», «плохого», «доброго» и «злого», дошкольники начинают постепенно на основе этих эталонов дифференцировать людей по данным критериям.  

«Добро» и «Зло» являются этической характеристикой человеческой деятельности, разграничивающим нравственное и безнравственное. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом [1]. Особо стоит вопрос «Добра» и «Зла» среди воспитанников детских домов, которые имеют искаженное представление о нравственных категориях «Добра» и «Зла».

С целью изучения деформаций социальных эмоций детей-сирот и их влияния на формирование эмоционально-нравственных эталонов, было проведено исследование, в котором участвовало 60 дошкольников (30 - воспитанники детских домов и контрольная группа - 30 детей из детского сада).

На основе теоретического анализа литературы было выявлено, что у детей с деформацией социальных эмоций нарушается формирование социально-нравственных эталонов и дифференциация эмоций. Сформированность эмоционально-нравственных эталонов детей, воспитывающихся в разных условиях, мы изучали с помощью методик В.С. Мухиной «Самое доброе – самое злое», а так же авторской методики «Хорошо - плохо». На основании результатов можно судить о том, как дети относятся к людям с точки зрения категоризации «Добра» и «Зла».

При анализе проективных рисунков обращалось внимание на цветовую гамму, которая раскрывает эмоциональное отношение к нарисованному и на содержание рисунка, которое позволяет определить состояние сформированности социального эталона.  Кроме того, сформированность эмоционально-нравственных эталонов определялась по адекватному отражению ребенком содержательной стороны социального эталона.  Выявлялись повторяющиеся эталоны, которые были объединены в следующие группы: мама, близкие люди, сверстники, животные, природа, сказочные герои, неодушевленные предметы. При этом типичные эталоны «добра – зла» детей из семьи отличались от рисунков детей-сирот. Частотные характеристики использования эталонов для двух исследуемых групп детей также были весьма различны.

Для большинства детей из детского сада (57,5%) «самое доброе» связано с родными близкими людьми. Дети - сироты «Добро» изображают, отстранено, в основном это рисунки  неодушевленных предметов (45%) и природы. Таким образом, полученные данные ясно свидетельствуют о том, что, дети-сироты в основном не относят людей к категории «добра», воспитанники детского дома  людей чаще ассоциируют со злом, это значит, что у них деформированы эмоционально-нравственные эталоны.

Детальный анализ эмпирических данных позволил выделить уровни выраженности социальных эмоций у детей обеих групп. Основными критериями при определении уровней является выбор определенного эталона, адекватное отражение ребенком содержательной стороны нравственного эталона и непосредственное отношение испытуемого к этому эталону.

К первой группе были отнесены дети с высоким уровнем выраженности социальных эмоций. У этих детей еще только формируются адекватные социально-нравственные эталоны. Им свойственно воспринимать все и всех как «хороших». Следует отметить, что в  выборке оказались в основном дети, воспитывающиеся в семье.

Ко второй группе отнесены дошкольники со средним уровнем выраженности социальных эмоций. Данная группа детей уже умеет различать людей на «плохих» и «хороших», следовательно, нравственные эталоны являются  более дифференцированными.

Третья группа (ниже среднего). В основном ее составляют воспитанники детского дома (38%). Чаще рисунки этих детей тождественны в обоих заданиях и по содержанию, и по цветовой гамме. Рисунки «доброе – злое» выполнены одним, часто мрачным цветом. Эти дети малообщительны, замкнуты, в то же время могут проявлять агрессию к сверстникам. Многие дети из этой группы не уверены в себе, тревожны, мнительны. У данной  группы дошкольников не только деформированы эмоционально-нравственные эталоны, но и базовая установка на социальное доверие  является  негативной.

К четвертой группе относятся дети с низким уровнем развития социальных эмоций. В качестве эталонов «Доброе – злое» эти дети рисовали неодушевленные предметы. Также дети могли нарисовать один и тот же рисунок, относящийся и к «доброму», и к «злому». У этих дошкольников нет дифференциации эмоций, отсутствуют представления о социальных нормах. При этом данная группа детей является самой многочисленной для детей-сирот.

Таким образом, высокий и средний уровень сформированности адекватных эмоционально-нравственных эталонов «доброе – злое» принадлежит детям из детского сада. В основном у них формируется положительный социальный опыт, поэтому больше половины детей имеют сведения о социальных ценностях, нормах и требованиях, соответственно своему возрасту. На наш взгляд, эти данные свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте при нормальном социальном развитии у детей начинают формироваться социальные отношения с окружающими благодаря адекватному развитию эталонов «добра и зла».

Дети из детского дома плохо ориентируются в выборе адекватных эталонов. Это связанно не только с условиями воспитания детей-сирот, но и с неадекватностью в формировании нравственных эталонов. У детей, воспитывающихся в условиях детского дома, в связи с отсутствием  представлений о том, кто такие «близкие, родные люди», отсутствует дифференциация взрослых на «своих» и «чужих». Причиной отсутствия дифференциации в отношениях с людьми, является, деформации  эмоционально-нравственных эталонов: «хорошо - плохо», «доброе - злое».



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Значение экскурсией для детей – сирот , воспитывающихся в государственных учреждениях
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Психокоррекция эмоционально познавательного развития детей с ЗПР
  • Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников на «Уроках Победы"
  • Адаптация детей с речевыми нарушениями к условиям детского сада
  • Какая это трагедия, дети убивают детей (Керчь)
  • Тайна детских рисунков - что мы не видем за творчеством детей как родители
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Дети и перфекционизм взрослых: как уберечь детей от невроза
  • Эмоционально-волевая сфера детей с интеллектуальной недостаточностью
  • Зависимость от социальных сетей. Ее влияние на психику наших детей.
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Не пускать детей в интернет, все равно, что не пускать детей на улицу
  • Животные лучшие воспитатели, врачи и друзья для детей-сирот. Почему? Читайте.
  • Как работается педагогу-психологу в учреждении для детей сирот
  • Сказкотерапия. Аудио-сказка для тревожных детей и сверхчувствительных детей
  • Представления об идеальной семье у детей-сирот
  • Не воспитывайте детей! Воспитывайте себя. Дети - это Ваше отражение!
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • О воспитании детей Отцы и дети
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 2. Как ответить на вопросы детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь