|
Характеристика эмоционально-нравственных эталонов детей-сиротАвтор статьи: Полина Анжелика Владимировна
Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации ребенка. Дети-сироты – это особая возрастная и социальная категория населения, характеризующаяся целым рядом проблем. Формирование личности ребенка сироты происходит в состоянии психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, как следствие, нравственные переживания детей данной категории, приводят к изменениям нравственного самочувствия ребенка. Поэтому можно предположить, что нарушение развития эмоций неблагоприятно влияет на формирование нравственных эталонов депривированных детей. Отсутствие или девиантная забота значимого взрослого снижает способность ребенка к интериоризации. Социальная «ситуация развития» превращается для ребенка в «ситуацию невозможности», способствует возникновению у него общей напряженности и развитию на этом фоне тяжелых аффективных состояний. Эмоциональное влияние окружающей ребенка среды оказывает решающее воздействие на его физическое, психическое и интеллектуальное развитие [3]. Положительный эмоциональный контакт способствует более быстрому и лучшему усвоению сложных моральных норм, принципов общественной жизни, правил. Особый интерес в эмоциональной сфере и формировании нравственных эталонов представляют различия между детьми, воспитывающимися в детских садах и в детских домах. Развитие эмоциональной сферы влияет на формирование первых социально-нравственных эталонов, связанных с понятиями «хорошего», «плохого», «доброго» и «злого», дошкольники начинают постепенно на основе этих эталонов дифференцировать людей по данным критериям. «Добро» и «Зло» являются этической характеристикой человеческой деятельности, разграничивающим нравственное и безнравственное. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом [1]. Особо стоит вопрос «Добра» и «Зла» среди воспитанников детских домов, которые имеют искаженное представление о нравственных категориях «Добра» и «Зла». С целью изучения деформаций социальных эмоций детей-сирот и их влияния на формирование эмоционально-нравственных эталонов, было проведено исследование, в котором участвовало 60 дошкольников (30 - воспитанники детских домов и контрольная группа - 30 детей из детского сада). На основе теоретического анализа литературы было выявлено, что у детей с деформацией социальных эмоций нарушается формирование социально-нравственных эталонов и дифференциация эмоций. Сформированность эмоционально-нравственных эталонов детей, воспитывающихся в разных условиях, мы изучали с помощью методик В.С. Мухиной «Самое доброе – самое злое», а так же авторской методики «Хорошо - плохо». На основании результатов можно судить о том, как дети относятся к людям с точки зрения категоризации «Добра» и «Зла». При анализе проективных рисунков обращалось внимание на цветовую гамму, которая раскрывает эмоциональное отношение к нарисованному и на содержание рисунка, которое позволяет определить состояние сформированности социального эталона. Кроме того, сформированность эмоционально-нравственных эталонов определялась по адекватному отражению ребенком содержательной стороны социального эталона. Выявлялись повторяющиеся эталоны, которые были объединены в следующие группы: мама, близкие люди, сверстники, животные, природа, сказочные герои, неодушевленные предметы. При этом типичные эталоны «добра – зла» детей из семьи отличались от рисунков детей-сирот. Частотные характеристики использования эталонов для двух исследуемых групп детей также были весьма различны. Для большинства детей из детского сада (57,5%) «самое доброе» связано с родными близкими людьми. Дети - сироты «Добро» изображают, отстранено, в основном это рисунки неодушевленных предметов (45%) и природы. Таким образом, полученные данные ясно свидетельствуют о том, что, дети-сироты в основном не относят людей к категории «добра», воспитанники детского дома людей чаще ассоциируют со злом, это значит, что у них деформированы эмоционально-нравственные эталоны. Детальный анализ эмпирических данных позволил выделить уровни выраженности социальных эмоций у детей обеих групп. Основными критериями при определении уровней является выбор определенного эталона, адекватное отражение ребенком содержательной стороны нравственного эталона и непосредственное отношение испытуемого к этому эталону. К первой группе были отнесены дети с высоким уровнем выраженности социальных эмоций. У этих детей еще только формируются адекватные социально-нравственные эталоны. Им свойственно воспринимать все и всех как «хороших». Следует отметить, что в выборке оказались в основном дети, воспитывающиеся в семье. Ко второй группе отнесены дошкольники со средним уровнем выраженности социальных эмоций. Данная группа детей уже умеет различать людей на «плохих» и «хороших», следовательно, нравственные эталоны являются более дифференцированными. Третья группа (ниже среднего). В основном ее составляют воспитанники детского дома (38%). Чаще рисунки этих детей тождественны в обоих заданиях и по содержанию, и по цветовой гамме. Рисунки «доброе – злое» выполнены одним, часто мрачным цветом. Эти дети малообщительны, замкнуты, в то же время могут проявлять агрессию к сверстникам. Многие дети из этой группы не уверены в себе, тревожны, мнительны. У данной группы дошкольников не только деформированы эмоционально-нравственные эталоны, но и базовая установка на социальное доверие является негативной. К четвертой группе относятся дети с низким уровнем развития социальных эмоций. В качестве эталонов «Доброе – злое» эти дети рисовали неодушевленные предметы. Также дети могли нарисовать один и тот же рисунок, относящийся и к «доброму», и к «злому». У этих дошкольников нет дифференциации эмоций, отсутствуют представления о социальных нормах. При этом данная группа детей является самой многочисленной для детей-сирот. Таким образом, высокий и средний уровень сформированности адекватных эмоционально-нравственных эталонов «доброе – злое» принадлежит детям из детского сада. В основном у них формируется положительный социальный опыт, поэтому больше половины детей имеют сведения о социальных ценностях, нормах и требованиях, соответственно своему возрасту. На наш взгляд, эти данные свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте при нормальном социальном развитии у детей начинают формироваться социальные отношения с окружающими благодаря адекватному развитию эталонов «добра и зла». Дети из детского дома плохо ориентируются в выборе адекватных эталонов. Это связанно не только с условиями воспитания детей-сирот, но и с неадекватностью в формировании нравственных эталонов. У детей, воспитывающихся в условиях детского дома, в связи с отсутствием представлений о том, кто такие «близкие, родные люди», отсутствует дифференциация взрослых на «своих» и «чужих». Причиной отсутствия дифференциации в отношениях с людьми, является, деформации эмоционально-нравственных эталонов: «хорошо - плохо», «доброе - злое». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|