|
Эмоционально-волевая сфера детей с интеллектуальной недостаточностьюАвтор статьи: 404
Для детей является важным создание эмоционального комфорта. Прежде всего, это требует положительного эмоционального самочувствия учителя.
Учитель обязан стремиться создать возможности для возникновения положительных чувств у детей.
Задача взрослого – создавать каждому ребёнку ситуацию успеха, умело сопровождать процесс обучения.
Педагог стремится выяснить, что вызывает у него отрицательные эмоции, доставляет удовольствие и т. д. Позже составляет характеристику эмоционально-волевой сферы каждого ученика, и определяет основные направления коррекционной работы.
Коррекцию эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо производить поэтапно: Для многих детей с интеллектуальной недостаточностью насыщение сенсорной сферы эффективно будет открыть подачей вестибулярного, зрительного и слухового анализатора. Дистантность локализации сенсорной информации, поступающей по зрительному и слуховому анализаторам, обеспечивает необходимый детям сенсорный комфорт. По собственному желанию дети могут регулировать взаимодействие сенсорными стимулами: отворачиваться, закрывать глаза, затыкать уши и т. д. Зрительная система – один из мощных источников информации о внешнем мире, визуализирует тактильные, вкусовые, обонятельные сигналы. Вестибулярные ощущения, которые сопровождает деятельность вестибулярного анализатора, дети могут самостоятельно продуцировать, и с помощью взрослых. При проведении коррекционных занятий можно часто отслеживать гамму положительных эмоций, сопровождающих вестибулярные ощущения в процессе бега, раскачивания, прыжков, кружения. Специалисты отмечают, что содержание сенсорного блока коррекционной программы обусловлено различной степенью интенсивности воздействия сенсорных стимулов на эмоциональную сферу детей. Мимическая бедность, неадекватность присущие многим детям с интеллектуальной недостаточностью, затрудняют естественное выражение эмоций на лице и являются фактором, который осложняет развитие коммуникационных способностей. Важными аспектами являются: - обучение «языку эмоций». Это работа с речевой интонацией, жестикуляцией, пантомимикой, мимикой. Жест в большей мере, чем другие паралингвистические проявления эмоций подвластен воздействию и контролю со стороны взрослых, а также самоконтролю и самоуправлению. Данный блок коррекционного воздействия предпочтительно начать с работы над выразительностью жеста. Затем школьников обучают расшифровыванию и воспроизведению основных эмоциональных состояний. Предлагается следующая последовательность: радость-горе-печаль; удивление-страх-испуг; радость-обида-злость. Обучение «языку эмоций» осуществляется параллельно с работой по сенсорному насыщению.
-обучение релаксации. Умение снимать психомышечное напряжение важно не только для адекватного эмоционального поведения, но и для сохранения психического и соматического здоровья учащихся. Высшая ступень – социально-эмоциональное развитие учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Его этапы: -обучение умению анализировать свои и чужие эмоциональные состояния; -обучение умению регулировать эмоциональные состояния; -обучение поведенческой этике на эмоциональной основе; -обучение просоциальному поведению; - развитие высших эмоций: интеллектуальных, нравственных, эстетических. В содержательном наполнении недельного цикла коррекционно-воспитательной работы и его методическом обеспечении необходимо учитывать биологические ритмы, вызывающие закономерные колебания в динамике эмоциональных состояний детей. В понедельник, вторник вводятся упражнения, помогающие активизировать работу нервной системы учащихся после выходных дней. Это могут быть невербальные игры-импровизации с жестикуляцией и пантомимикой). Среда и четверг – середина недели, кульминация трудоспособности, эмоциональная стабильность. В эти дни уместны упражнения, требующие повышенного напряжения и внимания детей, рассчитанные на определённую самостоятельность ребёнка в различных видах деятельности. Цель занятий, предлагаемых ученикам в пятницу и субботу, - сделать менее заметным спад эмоциональной активности, характерный для школьников в конце учебной недели. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|