|
Развивающее обучение (из опыта работы)Автор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Сегодня я впервые в жизни провела три урока в русле развивающего обучения. Мне всегда импонировал этот подход, но, конечно, преподавателю вуза реализовать на практике свое желание провести такие уроки не представлялось возможным. И тут совершенно случайно в школе моего младшего сына случился форс-мажор и я один день заменяла учителя во 2 классе. Дети проходили метрическую систему и, соответственно, уроки были посвящены этому. Немного теории. В 1957 г. Л.В. Занков начал проводить свои исследовании, которые стали основой для развития системы развивающего обучения.
Задачи системы – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Итак, отчет, который будет частично в форме плана урока, частично в форме педагогической рефлексии. ПЛАН УРОКА «Метрическая система». Этап 1. Знакомство. Этап 2. Метапредметный. Цель: понимание того, что такое система мер и зачем она нужна. Я придумала историю, которую рассказала детям. Причем рассказывала историю я в форме диалога. - Давным-давно жил человек. Чем он питался? - Охотился, собирал грибы, ягоды. - Отлично. И вот однажды он нашел в лесу большую красивую яблоню. Что он сделал? - Поел яблок. - А сколько яблок он съел? - Пять, три, два … - Но он не смог съесть все яблоки. Что он сделал? - Набрал яблок с собой. - Отлично. Он набрал яблок, принес их своим сородичам и угостил их. Но на яблоне осталось еще очень много яблок. Что он сделал? - Сказал им пойти туда и набрать яблок. - Так. А как он мог сказать им, куда идти? Не буду приводить историю полностью, но мы обсудили, что наш герой мог легко указать направление (например, иди туда, где встает солнце), но он не мог сказать: «Или пять километров», т.к. в то время люди еще не придумали метрической системы. Зато он мог сказать: «иди тысячу шагов». После этого мы символически обозначили яблоню учительским столом и стали от окна шагать и измерять расстояние до стола. У кого-то получилось 5 шагов, у кого-то – шесть, семь или даже восемь. А потом мы представили, что наш древний человек сказал другим, что нужно идти 5 шагов и мы пошли. Оказалось, что одни доходят до «яблони», другие не доходят… Какой мы сделали вывод? Конечно, удобно измерять расстояние шагами, но получается не слишком точно и велика вероятность не найти нужного места. Потом у нас возникла идея, что можно сказать: «Иди пять минут», но и эта идея была сразу же раскритикована ребятами, потому что, во-первых, у древнего человека не было часов, а, во-вторых, потому, что за пять минут каждый из нас пройдет разное расстояние. Параллельно мы записывали в тетради, сколько каждый намерял шагов до яблони. Этап 3. Знакомство со старинными русскими мерами длины. Цель: Общеобразовательная, расширение знаний о системе мер, развитие кругозора.
Ребята получили иллюстрации, где были обозначены основные меры длины (аршин, сажень, локоть, фут, пядь). На этом этапе мы еще вспомнили, что по-английски Foot – нога. Этап 4. Практический. Цель: Овладение навыком измерения и записи мер длины, умение эффективно взаимодействовать в парах и мини-группах. На этом этапе ребята должны были записать в тетради меры длины, которые они теперь знают, а также измерить соответствующее расстояние у себя. Например, «локоть» - это расстояние от локтя до кончиков пальцев, дети измеряют это расстояние, помогая друг другу, и каждый записывает собственный результат.
В процессе мы также переводили сантиметры в метры, дециметры, миллиметры. Обсудили, что иногда удобнее написать 1 м 55 см, чем 155 см. и т.д. Также мы вспомнили, что 1 м. = 10 дм. = 100 см. Этап 5. Сравнение мер. Цель: Понимание несовершенности системы измерения, основанной на измерении тела человека. Мы сравнили данные детей с данными, приведенными на рисунке. Получилось, что показатели у всех разные. Я рассказала детям, что люди быстро поняли, что у всех людей разный шаг, разной длины локоть, поэтому решили, что нужно каким-то образом договориться. Чтобы все понимали под аршинном или пядью одно и то же. - Посмотрите на рисунок внимательно. Как вы думаете, какого роста человек на рисунке. - Он высокий. - Да. Люди договорились, что измерять будут взрослого мужчину среднего роста, он стал эталоном. Этап 6. Завершающий. Цель: Знакомство с единицами измерения массы. На этом этапе мы познакомились с весами, вспомнили, что 1 кг. = 1000 г. и каждый взвесил свой завтрак, который принес из дома. Домашнее задание. Ребята получили листок, который был им изначально выдан и я предложила им дома измерить шаг, локоть и т.д. у папы, чтобы проверить, верно ли утверждение, что древнерусская система измерения длины опирается на размеры мужчины среднего роста. Выводы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|