Развивающее обучение (из опыта работы)

Сегодня я впервые в жизни провела три урока в русле развивающего обучения. Мне всегда импонировал этот подход, но, конечно, преподавателю вуза реализовать на практике свое желание провести такие уроки не представлялось возможным. И тут совершенно случайно в школе моего младшего сына случился форс-мажор и я один день заменяла учителя во 2 классе. Дети проходили метрическую систему и, соответственно, уроки были посвящены этому.

Немного теории.

В 1957 г. Л.В. Занков  начал проводить свои исследовании, которые стали основой для развития системы развивающего обучения.

Развивающее обучение из опыта работы

Цель системы
– оптимальное  общее развитие каждого школьника.

Задачи системы – представить учащимся широкую  целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Принципы дидактической системы Л. В. Занкова:

- принцип обучения на высоком уровне трудности;

- принцип ведущей роли теоретических знаний;

- принцип осознания школьниками процесса учения;

- принцип работы над развитием всех учащихся;

- принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.

Итак, отчет, который будет частично в форме плана урока, частично в форме педагогической рефлексии.

ПЛАН УРОКА «Метрическая система».

Этап 1. Знакомство.

Этап 2. Метапредметный.

Цель: понимание того, что такое  система мер и зачем она нужна.

Я придумала историю, которую рассказала детям. Причем рассказывала историю я в форме диалога.

- Давным-давно жил человек. Чем он питался?

- Охотился, собирал грибы, ягоды.

- Отлично.  И вот однажды он нашел в лесу большую красивую яблоню. Что он сделал?

- Поел яблок.

- А сколько яблок он съел?

- Пять, три, два …

- Но он не смог съесть все яблоки. Что он сделал?

- Набрал яблок с собой.

- Отлично. Он набрал яблок, принес их своим сородичам и угостил их. Но на яблоне осталось еще очень много яблок. Что он сделал?

- Сказал им пойти туда и набрать яблок.

- Так. А как он мог сказать им, куда идти?

Не буду приводить историю полностью, но мы обсудили, что наш герой мог легко указать направление (например, иди туда, где встает солнце), но он не мог сказать: «Или пять километров», т.к. в то время люди еще не придумали метрической системы. Зато он мог сказать: «иди тысячу шагов».

После этого мы символически обозначили яблоню учительским столом и стали от окна шагать и измерять расстояние до стола. У кого-то получилось 5 шагов, у кого-то – шесть, семь или даже восемь. А потом мы представили, что наш древний человек сказал другим, что нужно идти 5 шагов и мы пошли. Оказалось, что одни доходят до «яблони», другие не доходят…

Какой мы сделали вывод? Конечно, удобно измерять расстояние шагами, но получается не слишком точно и велика вероятность не найти нужного места. Потом у нас возникла идея, что можно сказать: «Иди пять минут», но и эта идея была сразу же раскритикована ребятами, потому что, во-первых, у древнего человека не было часов, а, во-вторых, потому, что за пять минут каждый из нас пройдет разное расстояние.

Параллельно мы записывали в тетради, сколько каждый намерял шагов до яблони.

Этап 3. Знакомство со старинными русскими мерами длины.  

Цель: Общеобразовательная, расширение знаний о  системе мер, развитие кругозора.



На этом этапе я рассказала ребятам, что люди сначала использовали свое тело для того, чтобы измерять расстояние.

Ребята получили  иллюстрации, где были обозначены основные меры длины (аршин, сажень, локоть, фут, пядь).

На этом этапе мы еще вспомнили, что по-английски Foot – нога.

Этап 4. Практический.

Цель: Овладение навыком измерения и записи мер длины, умение эффективно взаимодействовать в парах и мини-группах.

На этом этапе ребята должны были записать в тетради меры длины, которые они теперь знают, а также измерить соответствующее расстояние у себя. Например, «локоть» - это расстояние от локтя до кончиков пальцев, дети измеряют это расстояние, помогая друг другу, и каждый записывает собственный результат.




Эта часть занятия прошла на высоком уровне энергии, дети с радостью взаимодействовали, измеряли другу руки, ноги, локти и т.д. На перемене объектом измерения стали первоклассники и мама одного из учеников.



В процессе мы также переводили сантиметры в метры, дециметры, миллиметры. Обсудили, что иногда удобнее написать 1 м 55 см, чем 155 см. и т.д. Также мы вспомнили, что 1 м. = 10 дм. = 100 см.



Этап 5. Сравнение мер.

Цель: Понимание несовершенности системы измерения, основанной на измерении тела человека.

Мы сравнили данные детей с данными, приведенными на рисунке. Получилось, что показатели у всех разные.

Я рассказала детям, что люди быстро поняли, что у всех людей разный шаг, разной длины локоть, поэтому решили, что нужно каким-то образом договориться. Чтобы все понимали под аршинном или пядью одно и то же.

- Посмотрите на рисунок внимательно. Как вы думаете, какого роста человек на рисунке.

- Он высокий.

- Да. Люди договорились, что измерять будут взрослого мужчину среднего роста, он стал эталоном.

 Этап 6. Завершающий.

Цель: Знакомство с единицами измерения массы.

На этом этапе мы познакомились с весами, вспомнили, что 1 кг. = 1000 г. и каждый взвесил свой завтрак, который принес из дома.

Домашнее задание.

Ребята получили листок, который был им изначально выдан и я предложила им дома измерить шаг, локоть и т.д. у папы, чтобы проверить, верно ли утверждение, что древнерусская система измерения длины опирается на размеры мужчины среднего роста.



Выводы:

  1. Я не учитель начальных классов. Я никогда не преподавала в школе. Я преподаватель вуза и у меня большой опыт работы с дошкольниками. Школьники – это другое. Но с ними очень интересно. Они любознательные, активные, инициативные. Они любят слушать и любят отвечать на вопросы.
  2. Если педагогу интересно, то и дети на занятиях будут активны и включены.
  3. Развивающее обучение – это отлично! Но, работая в этой системе, учитель должен полностью отдаваться процессу. Нельзя отвлечься ни на секунду. Нельзя дать переписывать текст и спокойно наблюдать за детьми. Развивающее обучение – это обучение, основанное на взаимодействии.

 

 

 



Просмотров: 333
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Творческая цель: что это такое и как ее найти
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что нужно для достижения результатов – Цель, Желание или Намерение?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Метод развивающего обучения. Что это?
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что думают о нас люди, что думаем о себе мы?!
  • Что для человека цель
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Что необходимо сделать, чтобы каждый день получать удовлетворение от работы?
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Что у детей получается лучше, чем у взрослых или мужик сказал - мужик сделал
  • У кого-то ВСЕ получилось, потому что-то кто-то всегда ЗНАЛ и ВЕРИЛ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь