|
Супервизия, как инструмент системы обучения и развития персонала в организациях. Лекция.Автор статьи: Александр Кузьмин
Здравствуйте! Меня зовут Александр Кузьмин, я практикующий психолог, бизнес-тренер, коуч, супервизор. В этой лекции я расскажу о том, что такое супервизия и её месте в системе обучения и развития персонала. С точки зрения обучения персонала, супервизия, это эффективный и очень удобный инструмент для профессионального развития. Она не отнимает много времени и не нужно отвлекать сотрудников от работы на целый день. Супервизия помогает клиенту найти и описать причину своих профессиональных затруднений и придумать как с ними справиться. Благодаря супервизии процесс профессионального развития происходит быстрее и для организации это значит, что качество профессионального взаимодействия сотрудников с клиентами и друг другом улучшается. Это прежде всего относится к организациям работающим, в системе человек/человек. Где менеджеры и консультанты ежедневно общаются с клиентом лично или по телефону.
(Вопрос из зала) Александр, скажите, пожалуйста, а что такое супервизия? (Александр) Спасибо за вопрос. Супервизия, строго говоря, это профессиональное взаимодействие во время которого консультант (супервизор) помогает клиенту (супервизируемому) описать и проанализировать его работу. Это ситуация, когда специалист с большим опытом консультирует менее опытного специалиста или опыт может быть одинаковый. (Из зала) То есть, если у меня проблемы с клиентом и я не могу их решить, я иду на супервизию? (Александр) Совершенно верно. (Зал) Ну, хорошо. А чем супервизия отличается от разговора с коллегами, я ведь могу просто пойти с друзьями в бар, выпить по кружечке пива и обсудить свои проблемы на работе. (Александр) Да, конечно, можете. Все мы так делаем, и за этим стоит здоровая потребность в общении и рефлексии. Но, если вы говорите о работе постоянно, когда встречаетесь с друзьями и дома и особенно о проблемах на работе, вы как бы берете работу с собой домой. А это один из признаков проблемы или профессионального выгорания. Друзья и близкие, если у вас хорошие отношения, а у них достаточно терпения, могут вас слушать и даже давать дельные советы, но эта помощь будет непрофессиональной. Супервизия выросла в психологической среде, это один из действенных инструментов подготовки практичсеких психологов. И профессиональный супервизор специально подготовлен и обладает опредёлнными навыками, которые позволяют ему сохранять фокус внимания на запросе клиента и поддерживать профессиональные границы во взаимодействии. (Зал) Это значит, что супервизор обязательно психолог? (Александр) Вовсе нет. Супервизор необязательно должен иметь психологическое образование, но хорошо, если он прошёл специальную подготовку и обладает навыками активного слушания, конструктивной обратной связи, навыками ведения группы, эмпатичен и понимает что такое личные и профессиональные границы, а также способен создать безопасную, с психологической точки зрения, атмосферу для клиента. (Зал) Про навыки активного слушания, эмпатию и обратную связь, понятно, а что такое профессиональные границы и психологическая безопасность? (Александр) Давайте сначала про безопасность. Не каждую профессиональную проблему комфортно обсуждать с коллегами. Это про психологическую безопасность. И для того чтобы чувствовать себя безопасно в этом смысле, необходимы определённые договорённости, например – договорённость о конфиденциальности, искренность, право сказать «стоп». Что касается профессиональных границ, то это про понимание супервизором правила - супервизия относится к области профессиональных отношений клиента, а вопросы личностного уровня остаются за рамками взаимодействия. Сюда же, к профессиональным границам относится контракт на супервизию, временные границы и так далее. По форме возможны варианты, это возможно, супервизия один на один, или два клиента и один супервизор, а может быть группа клиентов и один супервизор, или группа клиентов и два супервизора. Хочу обратить ваше внимание на то, что супервизия, это процесс, который не ограничивается одной встречей клиента и супревизора, большая часть работы происходит после встречи и конечно, если консультации периодичны, это даёт больший эффект. (Зал) Ну, наверное, это больше для психологов, а как вы видите супервизию у нас, в продажах? (Александр) В продажах менеджеры работают в системе человек/человек, в этом смысле они нуждаются в тех же инструментах профессионального развития и псхиогигиены, как и психологи. Есть много вопросов, причины которых и возможное решение нельзя увидеть, просто поговорив с коллегами. Не все советы могут быть одинаково полезны. Супервизия в продажах, очень может быть формой посттренингового сопровождения, это, на мой взгляд, тот случай, когда такая форма наиболее эффективна. Объясню почему? После тренинга формируется определённый контекс в котором продолжают жить участники, остается шлейф вопросов и сохранятся мотивация к их решению. В этом случае супервизия будет тем элементом обучения, который поможет выжить и закрепиться навыкам, полученным на тренинге и интегрировать знания в опыт. Но, для того чтобы пригласить супервизора, наличие в истории тренинга не обязательно, это просто пример. Профессиональный супервизор поможет сформулировать индивидуальный и групповой запрос на супервизию поможет выбрать форму и периодичность. Все зависит от личных потребностей клиента или организации. В этом, на мой взгляд, преимущество супервизии, она работает только с актуальным запросом клиента. Спасибо. Вопросы пожалуйста. (Зал) Такой вопрос. А про тьюторские группы вы слышали? Это то же самое что супервизорские или нет? Мне говорили, что это одно и то же. (Александр) По форме, содержанию и некоторым целям тьюторские группы очень похожи на супервизорские. Принципиальное отличие тьюторских груп в том, что это учебная группа, где тьютор, в ходе учебного процесса сопровождает учеников из точки А в точку Б. В бизнесе, в ситуации, когда тренер долгое время работает с организацией и ведёт постоянных участников обучения от тренинга к тренингу, через супервизорские группы, такие группы можно назвать тьюторскими. В общем есть тьютор, есть процесс обучения от А до Б, есть постоянные ученики. Это, если в двух словах. Вопросы пожалуйста. Если нет вопросов, а у нас ещё 20 минут, предлагаю провести демонстрационную супервизию. Согласны? Для этого нужен один волонтёр, готовый предоставить нам свой случай из практики общения с клиентом, к которому было бы психологически безопасно обратиться в этом формате. (Зал) Я бы хотела попробовать, можно? Меня зовут Марина, я тренинг-менеджер в компании ….
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|