Супервизия, как инструмент системы обучения и развития персонала в организациях. Лекция.

Автор статьи: Александр Кузьмин

Здравствуйте! Меня зовут Александр Кузьмин, я практикующий психолог, бизнес-тренер, коуч, супервизор.

В этой лекции я расскажу о том, что такое супервизия и её месте в системе обучения и развития персонала. С точки зрения обучения персонала, супервизия, это эффективный и очень удобный инструмент для профессионального развития. Она не отнимает много времени и не нужно отвлекать сотрудников от работы на целый день. Супервизия помогает клиенту найти и описать причину своих профессиональных затруднений и придумать как с ними справиться. Благодаря супервизии процесс профессионального развития происходит быстрее и для организации это значит, что качество профессионального взаимодействия сотрудников с клиентами и друг другом улучшается. Это прежде всего относится к организациям работающим, в системе человек/человек. Где менеджеры и консультанты ежедневно общаются с клиентом лично или по телефону.

 

(Вопрос из зала) Александр, скажите, пожалуйста, а что такое супервизия?

(Александр) Спасибо за вопрос. Супервизия, строго говоря, это профессиональное взаимодействие во время которого консультант (супервизор) помогает клиенту (супервизируемому) описать и проанализировать его работу. Это ситуация, когда специалист  с большим опытом консультирует менее опытного специалиста или опыт может быть одинаковый.

(Из зала) То есть, если у меня проблемы с клиентом и я не могу их решить, я иду на супервизию?

(Александр) Совершенно верно.

(Зал) Ну, хорошо. А чем супервизия отличается от разговора с коллегами, я ведь могу просто пойти с друзьями в бар, выпить по кружечке пива и обсудить свои проблемы на работе.

(Александр) Да, конечно, можете. Все мы так делаем, и за этим стоит здоровая потребность в общении и рефлексии. Но, если вы говорите о работе постоянно, когда встречаетесь с друзьями и дома и особенно о проблемах на работе, вы как бы берете работу с собой домой. А это один из признаков проблемы или профессионального выгорания. Друзья и близкие, если у вас хорошие отношения, а у них достаточно терпения, могут вас слушать и даже давать дельные советы, но эта помощь будет непрофессиональной.

Супервизия выросла в психологической среде, это один из действенных инструментов подготовки практичсеких психологов. И профессиональный супервизор специально подготовлен и обладает опредёлнными навыками, которые позволяют ему сохранять фокус внимания на запросе клиента и поддерживать профессиональные границы во взаимодействии.

(Зал) Это значит, что супервизор обязательно психолог?

(Александр) Вовсе нет. Супервизор необязательно должен иметь психологическое образование, но хорошо, если он прошёл специальную подготовку и обладает навыками активного слушания, конструктивной обратной связи, навыками ведения группы, эмпатичен и понимает что такое личные и профессиональные границы, а также способен создать безопасную, с психологической точки зрения, атмосферу для клиента.

(Зал) Про навыки активного слушания, эмпатию и обратную связь, понятно, а что такое профессиональные границы и психологическая безопасность?

(Александр) Давайте сначала про безопасность. Не каждую профессиональную проблему комфортно обсуждать с коллегами. Это про психологическую безопасность. И для того чтобы чувствовать себя безопасно в этом смысле, необходимы определённые договорённости, например – договорённость о конфиденциальности, искренность, право сказать «стоп». Что касается профессиональных границ, то это про понимание супервизором правила - супервизия относится к области профессиональных отношений клиента, а вопросы личностного уровня остаются за рамками взаимодействия. Сюда же, к профессиональным границам относится контракт на супервизию, временные границы и так далее. По форме возможны варианты, это возможно, супервизия один на один, или два клиента и один супервизор, а может быть группа клиентов и один супервизор, или группа клиентов и два супервизора. Хочу обратить ваше внимание на то, что супервизия, это процесс, который не ограничивается одной встречей клиента и супревизора, большая часть работы происходит после встречи и конечно, если консультации периодичны, это даёт больший эффект.

(Зал) Ну, наверное, это больше для психологов, а как вы видите супервизию у нас, в продажах?

(Александр) В продажах менеджеры работают в системе человек/человек, в этом смысле они нуждаются в тех же инструментах профессионального развития и псхиогигиены, как и психологи. Есть много вопросов, причины которых и возможное решение нельзя увидеть, просто поговорив с коллегами. Не все советы могут быть одинаково полезны. Супервизия в продажах, очень может быть формой посттренингового сопровождения, это, на мой взгляд, тот случай, когда такая форма наиболее эффективна. Объясню почему? После тренинга формируется определённый контекс в котором продолжают жить участники, остается шлейф вопросов и сохранятся мотивация к их решению. В  этом случае супервизия будет тем элементом обучения, который поможет выжить и закрепиться навыкам, полученным на тренинге и интегрировать знания в опыт.

Но, для того чтобы пригласить супервизора, наличие в истории тренинга не обязательно, это просто пример. Профессиональный супервизор поможет сформулировать индивидуальный и групповой запрос на супервизию поможет выбрать форму и периодичность. Все зависит от личных потребностей клиента или организации. В этом, на мой взгляд, преимущество супервизии, она работает только с актуальным запросом клиента.

Спасибо. Вопросы пожалуйста.

(Зал) Такой вопрос. А про тьюторские группы вы слышали? Это то же самое что супервизорские или нет? Мне говорили, что это одно и то же.

(Александр) По форме, содержанию и некоторым целям тьюторские группы очень похожи на супервизорские. Принципиальное отличие тьюторских груп в том, что это учебная группа, где тьютор, в ходе учебного процесса сопровождает учеников из точки А в точку Б. В бизнесе, в ситуации, когда тренер долгое время работает с организацией и ведёт постоянных участников обучения от тренинга к тренингу, через супервизорские группы, такие группы можно назвать тьюторскими. В общем есть тьютор, есть процесс обучения от А до Б, есть постоянные ученики.

Это, если в двух словах.

Вопросы пожалуйста.

Если нет вопросов, а у нас ещё 20 минут, предлагаю провести демонстрационную супервизию.

Согласны?

Для этого нужен один волонтёр, готовый предоставить нам свой случай из практики общения с клиентом, к которому было бы психологически безопасно обратиться в этом формате.

(Зал) Я бы хотела попробовать, можно? Меня зовут Марина, я тренинг-менеджер в компании ….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 917
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Супервизия на страже интересов клиента
  • Супервизия - работа с феноменологией клиента
  • Супервизия и балинтовская группа: общие задачи и точки пересечения
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Интегративная супервизия. Организация группы.
  • Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.
  • Супервизия для психологов: границы внутренние и внешние в супервизионной практике
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Групповая супервизия. Что это такое?
  • Что такое супервизия, и для чего она нужна
  • Что такое супервизия и кому она нужна.
  • Что такое супервизия и зачем она нужна.
  • Когда необходима супервизия.
  • Какой должна быть супервизия
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Супервизия в работе психотерапевта / психолога
  • Супервизия: кому, когда и зачем она необходима?
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Супервизия. Мой первый опыт.
  • Супервизия - обучающая и развивающая практика для психологов
  • Зануда психолог. Супервизия. Идентичность психотерапевта.
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Корпоративные тренинги как инструмент повышения профессионального уровня и развития персонала
  • Мультимодальная (полимодальная) СУПЕРВИЗИЯ. Что это? И зачем нужно?
  • МАК. Проблема профессионального развития клиента.Стратегия.
  • Супервизия отношений - работа на границе контакта
  • Супервизия для психотерапевта.
  • Супервизия как космос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь