|
Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.Автор статьи: Деникина Инна Васильевна
Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора. В психотерапии содержание понятия супервизия и ее цели не являются универсальными, поскольку зависят от методологии того или иного направления, в рамках которого она разворачивается. Так, основная цель супервизии, в клиент-центрированной терапии заключается в оказании помощи терапевту, а именно в повышении уверенности в своих действиях, понимании себя и специфики терапевтического процесса. Особенностями супервизии, в когнитивно-бихеовиоральной терапии, являются взаимодействие, построенное на четкой структуре каждой встречи, проведение диагностики и сравнительная оценка динамики деятельности супервизируемого.(1) Супервизия помогает глубже освоить теоретические аспекты психотерапевтического направления, которое использует специалист, помогает понять, как психолог опирается на его методологию и отражает ее в своей терапевтической позиции. Супервизия дает направление психологу в его дальнейшей работе и отвечает на вопросы: «Что делать дальше в терапии с этим клиентом?», «Какую тактику, технику психотерапии выбрать для работы?» и тому подобное. В своей практике супервизора я использую «Полимодальную супервизию», которая опирается на фокусы клиент-терапевтического процесса, проявляющиеся на супервизии. Фокусами в полимодальной супервизии являются:
Полимодальная супервизия дает возможность:
Практикуя в полимодальном направлении супервизии, я постепенно стала подключать в супервизорскую сессию песочную терапию, где поле песочного пространства является «прообразом» клиент-терапевтического процесса, в котором есть образ клиента, образ терапевта и образ клиент-терапевтического пространства, что соответствует трем первым фокусам полимодальной супервизии, и назвала эту методику: «Супервизия в песочнице». Если в процессе супервизии супервизируемый хочет сфокусироваться на клиенте, понять: «Этот клиент – он кто?», то обращение к песочному пространству, образам, символам и фигурам Юнгианской песочной терапии – это «мощный крючок» для извлечения сознательного и бессознательного материала. Таким путем, может быть, отображен не только клиент, но и его родительская семья, его жизненная ситуация. Супервизируемому становятся доступны символические образы отдельных индивидов и взаимосвязей между ними. Вследствие этого специалист может глубже воспринять, прочувствовать и осознать своего клиента и его окружение. При запросе супервизируемого понять, как развивается процесс терапии с тем или иным клиентом, в фокусе внимания на супервизорской сессии оказываются осознанные и неосознаваемые аспекты клиент - терапевтического взаимодействия. Для исследования этого фокуса, можно сделать тематические песочницы: «Я и мой клиент», «То, что происходит между нами», «Как клиент действует на меня» и другие. Для понимания и осознавания своей роли терапевта, в фокусе внимания находятся личностные и профессиональные характеристики специалиста. В этом случае можно предложить такие темы песочных картин, как: «Я, как терапевт, там и тогда», «Я, как терапевт, здесь и сейчас», «Мое состояние на сессии с этим клиентом», «Что со мной происходит в клиент-терапевтическом пространстве», «Мои чувства, когда я провожу сессию» и т.д. Какой именно материал активизируется – системный или личный, - можно понять, опираясь на происходящее в песочном пространстве. Можно увидеть свои роли, субличности и процессы, осознать, что в своем личностном материале является препятствием для развития терапевтической ситуации. «Супервизия в песочнице» поможет увидеть, есть ли здесь роль или «материал», которые спровоцированы, «надеты» клиентом на супервизируемого, поможет осознать перенос и контрперенос, а также, выстроить границы своих отношений в терапии. Таким образом, в ходе супервизии, возникает возможность обратиться к эмоциональным процессам супервизируемого, «встретиться» с его проблемами, которые могут блокировать его терапевтическое функционирование и помочь специалисту осознанно поставить перед собой вопрос: «Какое изменение я должен произвести в себе, чтобы мой личностный материал не влиял на клиент-терапевтические отношения?». Осознание своей терапевтической позиции помогает опираться на свои сильные «роли» и «исцелять» слабые. В заключение хотелось бы отметить, что созданная мною методика «Супервизия в песочнице», не так проста в использовании, как кажется. В ее основе лежит глубокая аналитическая работа, которая включает в себя не только supervision («ясно-видящего», «видящего с верху»), но и аспекты Юнгианской песочной терапии.
Пример проведения заочной супервизии с использованием методики «Супервизия в песочнице». Ко мне обратилась за супервизией коллега Анна Д., с запросом на анализ своего терапевтического случая, в котором она зашла в тупик. Так как она проживает в другом регионе нашей страны, то мы решили проводить супервизию отдаленно, пользуясь современными средствами коммуникации. СУПЕРВИЗАНТ: Клиентка – девочка 12 лет, ученица 7 класса. Мама пришла по настоянию руководства и учителей Тверского лицея (школа для детей богатых родителей). Учителя жалуются на нарушение дисциплины в классе, девочка обижает сверстников, дерётся, бьёт одноклассников, устраивает истерики. Мама проблемы не видит, не замечает особенностей дочери, называет дочку обычным ребёнком, только с характером: «у неё все углы острые». Отмечает, что конфликтует с дочерью только из-за уроков, если та плохо выполняет работу, не может решить примеры. Мама производит приятное впечатление, эмоционально-открытая. Семья полная. Мужа мама называет эмоционально отстранённым от семьи, принимает его таким. У девочки есть старший брат (19 лет), он учится в г. Москве. Мама отмечает, что по характеру ей ближе сын, поскольку «он мягче», дочку называет похожей на отца. Отношения у детей, как она полагает, соответствуют возрастной разнице: девочка тянется к брату, тот не проявляет особых нежностей, хотя её внимание ему очевидно приятно; брат время от времени интересуется жизнью сестры через маму, общего досуга у брата и сестры практически нет. Проблемы с поведением стали появляться после переезда и смены места обучения. До 5 класса девочка проживала в районном центре (9 тыс. чел) и посещала обычную школу, имела хорошие отношения с учителями и сверстниками. В 5-ый класс девочка, пройдя строгий отбор по уровню развития интеллекта, поступила в г. Тверь (400 тыс. чел.) в гимназию, из которой пришлось уйти из-за конфликтов в классе. В 6-й класс девочка поступила в Тверской лицей, класс А, а спустя некоторое время после тестирования у психолога (конкретные основания маме неизвестны) была переведена в класс Б. Мама говорит, что с переездом в г. Тверь несколько раз обращалась к психологам с дочерью, и из-за этого утратила с ней всякий контакт. Дочка перестала делиться личным. Психологи отмечали, что девочка неспособна радоваться. Девочка в контакт вступает быстро, рассказывает про одноклассников, какие они «уроды» и «на них ничего не действует». С её слов: они называют её ненормальной, думают, что у неё мало денег, смеются, что она верит в Деда Мороза и пр. О том, что она их бьёт, не упоминает. Признаёт, что она переполнена гневом и хочет изменить эту ситуацию. Нуждается в друге. Про родителей говорит мало и неохотно, в основном «всё нормально». Рассказывает, что многого не разрешают: играть со снегом, например («промокнут варежки»), приводить подружек в дом. Внешне: худая, ригидное тело, скованная шея, эмоциональных проявлений на лице нет: ни гнева, ни удовольствия. Я провела с ней 5 сессий, только на 4-ой увидела улыбку, на 5-ой – девочка впервые поделилась воспоминаниями о жизни в своём родном городе, и на лице её отобразилось нескрываемое удовольствие. Каждая песочница имеет одинаковый рельеф: очень много воды, смешанной с песком, в центре неизменная гора=«площадь», которую девочка строит с большим упорством, даже если та обрушается, и тщательно украшает. В углах – песочные горы=«дома». Первая картина называется «Наводнение». Очень много воды. Песочница не выдержала, вода прошла сквозь щели, девочку эту не смутило, она продолжала лить и лить воду. «Я наводнена гневом». В центре на вершине горы свадебная фигурка мужчины и женщины («такая фигурка есть у мамы»), на горе праздник. «Наводнение наводнением, а праздник должен быть». Наводнение устроил Планктон (маленькая фигурка в правом нижнем углу) для шалости из вредности, а все подумали на Губку Боба (правый верхний угол). Планктон подговорил его открыть плотину, чтобы река вышла из берегов. Никто не погиб, но всем требуется помощь. Здесь есть Сэйлор Плутон (девочка из мультфильма, которая умеет управлять временем и пространством), чёрная фигурка у верхнего борта правее от центра. Она должна всех спасти. Есть Мэр (фигурка старичка), но он не справляется. Девочка зарывает в песок фигурку окошка, чтобы я потом нашла (в левом нижнем углу под толщей песка). В этот раз и потом девочка прячет игрушки, в общем-то, не пряча. Зарывает их на моих глазах и просит после её ухода их отыскать.
Вторая картина называется «Праздник». Использует много воды. Но теперь она вся впитана песком. Сэйлор Плутон (она на горе в центре) всех спасла и жители устроили праздник. Планктон был посажен в тюрьму (вверху в центре), у моря появились берега, «хотя это и грустно, нет той свободы» (правый верхний угол). Мэр тоже здесь. Девочка прячет для меня фигурку тигра в левом нижнем углу.
Третья картина – «День рождения Мэра». Использует много воды. Из песка и воды океанариум «для выведения радужных рыб» (левый верхний угол). Старается придать ему форму сердца. Песок обрушается под воздействием воды, девочка продолжает выкладывать границы постройки, подливая воду. В центре на горе Сэйлор Плутон. На картине появляется Дракон (правый нижний угол), который мог бы всё разрушить не специально, а по неосторожности, но Сэйлор Плутон его вовремя заметила и посадила в загон. В городе появляются океанариум, дома, музей, кондитерская, театр. Все поздравляют Мэра (ему 100 лет) и несут ему подарки. Девочка прячет для меня Русалочку сверху в центре.
Четвёртая картина – «Дракончик домашний». Использует много воды. Сэйлор Плутон снова в центре на горе, она приручила Дракончика, кормит его яблоками, сладостями, дракон теперь не может нанести вреда городу. В городе есть разные заведения, все живут в мире. Мэр здесь же. Девочка говорит, что она похожа на Сэйлор Плутон, мама – на Принцессу Жасмин, т.к. она красивая, брат – на Ворчуна. Папу в картине не находит. Каждый раз в процессе стройки или в беседе рассказывает про всех родных, кроме папы. Прячет для меня бегемотика-богача в левом верхнем углу.
Пятая картина – «Новый год и День рождения Дракона (31 декабря)». Использует много воды. В город приходит праздник. Дракончику исполняется 1 год, наступает Новый год, везде красивый снег (белые камешки). Мэр наряжается Дедом Морозом (девочка лепит из пластилина костюм для фигурки Мэра) и идёт раздавать подарки жителям. Сэйлор Плутон снова в центре, ей нужно следить за порядками в городе, это её работа, от которой она не устаёт. Городу теперь может угрожать только Планктон (левый нижний угол), который из вредности может что-то порушить. Но появляется в городе Зима (внизу по центру), самая высокая кукла. Зима может взять Планктона с собой в путешествие, которое меняет характер. Планктону страшно, что он замёрзнет в нём, тогда девочка лепит и ему шубу. Прячет от меня в левом верхнем углу фигурку мамы с ребёнком на руках, а в домике с жёлтой крышей рядом – фигурку малыша.
Проведённая работа на поведении девочки пока никак не сказывается. На неделе после 5-й сессии, со слов мамы (та говорила со слов учителей), девочка сорвала 2 урока в школе и устроила сильную истерику перед учителями и учениками. Мама рассказала, что дома был скандал после этого из-за поведения девочки. Досталось всем: и родителям, и дочке. Спрашивает, нормально ли продвигается терапия. А я теперь и сама не знаю. Мне кажется, что мы только начали устанавливать доверительные отношения с девочкой и торопиться некуда, однако, возможно, я неправа и чего-то очевидного не вижу. Меня интересуют следующие вопросы: 1. О чём говорит неизменный ландшафт с его особенностями? 2. О чём говорит использование большого количества воды? 3. Тема праздников меня тоже интересует. Кругом одни праздники. О чём это? 4. О чём может говорить потребность девочки играть в прятки со мной? 5. Есть ли в картинах какие-либо признаки психотравмы или патологии эмоциональной сферы? 6. Можно ли сейчас составить прогноз на длительность и успешность терапии? 7. Каким образом мне продолжать работу с проблемой девочки? Стоит ли стараться подключать семью на каком-либо уровне? 8. На что стоит ещё обратить внимание в картинах?
СУПЕРВИЗОР: Ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1. Какой запрос на работу клиента (что хочет мама, что хочет девочка)? 2. Осознает ли клиент (девочка) свои трудности? Как она их характеризует? 3. В каком формате вы работаете с клиентом (индивидуально, семейная терапия,… ) какие методы, кроме песочной терапии, используете? 4. С какой частотой в неделю и время сессии? 5. О скольких сессиях вы договаривались? 6. Какие вы ставите перед собой задачи? 7. Как вы чувствуете, кто управляет коммуникацией на сессиях? 8. Какие чувства вызывает у вас клиент? 9. Какой сюжет в истории клиента вас особенно впечатлил? 10. «Терапевт – супервизант», я вас попрошу сделать песочницу, сфотографировать и прислать. Выберете фигуру клиента и фигуру терапевта (себя), разместите их в песочном поле, создайте или не создайте ландшафт и все, что вам хочется. Назовите картину. Какие чувства она у вас вызывает?
СУПЕРВИЗАНТ: 1. Мама запрашивает смягчение заострённых черт характера ("смягчить углы") у дочки. Девочка запрашивает освободиться от сильного гнева и научиться устанавливать удовлетворительные отношения с одноклассниками. 2. Девочка частично осознаёт свои трудности, понимает, что испытывает сильные и неприятные чувства, однако причину их видит не в себе: "одноклассники такие, не я". 3. Я работаю индивидуально с девочкой. С мамой была одна встреча в начале работы. Мама не готова посещать психолога, оплачивать свою терапию. На приглашение к встречам отзывается неохотно. Папа тем более. Использую песочную терапию только. 4. Встречи 1 раз в неделю продолжительностью 1 час. 5. Договорились на 10 встреч с мамой. Далее - встреча с мамой, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. 6. Основные цели мои: обеспечить проживание сильных эмоций, гармонизовать эмоциональное состояние, дать опыт безопасных отношений. 7. Коммуникацией управляет клиент. Я предпочитаю находиться рядом и наблюдать больше, чем задавать вопросы. Девочка сама рассказывает то, о чём хочет. И не рассказывает, о чём не хочет. 8. Клиентка вызывает во мне профессиональный интерес и даже азарт. Хочется "разгадать" загадку. Есть также некоторое чувство страха от её холодности и малой эмоциональности. Испытываю неуверенность в своих профессиональных силах. Хочется помочь, но смогу ли?.. 9. Первая песочная картина впечатлила, когда вода выходила за борта песочницы, тут я испытала всё, что описано в пункте 8, особенно азарт. 10. Песочница на клиент – терапевтический процесс называется "В поисках золота": Клиентка - девочка в белой юбке справа (между бабочкой и домом). Я - сидящая кукла в порфире слева Чувство - недоумение, страх, интерес и опять же азарт. Девочка заморожена, она как статуя, а я как Снежная королева, владею магией холода, но не могу её разморозить. Почему? Потому что тут нужна другая магия - магия тепла. А ей обладает дама в левом верхнем углу с радужными крыльями. Там же очень горячая цыганка и добродушный пират. Девочка вся рядом со своим золотом: туфелька, дом, бабочка, но ей этим золотом не воспользоваться, т.к. она заколдована. Радугу поставила как результат наших встреч. Ожидаю, что в её мёртвой жизни появятся краски. Там же дорога есть (под ней), путь для девочки, по которому она сможет спокойно идти одна.
СУПЕРВИЗОР: 1. Считаю, что терапия имеет хорошую динамику, о чем свидетельствуют темы песочниц «праздники» (про ценность, значимость, возможность быть в центе, про власть (Мэр)) – клиентке важно это «прожить», хотя бы в песочном пространстве + локализация спрятанных фигурок (из глубинного бессознательного в сознательное, и в актуальное – по «зонированию» спрятанных предметов) и выход на «внутреннего ребенка» и детско-родительские отношения: фигурка мамы с ребёнком на руках, а в домике с жёлтой крышей рядом – фигурка малыша. 2. Ландшафт свидетельствует о двух доминирующих процессах: потребность размещать чувства, проживать их (много воды) и «расщепленность» (много «островов», разделенных пространств и центровая возвышенность), что может говорить о потребности в целостности «Я», но пока она ее не чувствует. Есть субличность, желающая власти, ценности, значимости – ее хочется сделать «видной», м.б. через спасательство. В связи с этим, давать возможность клиентке осознавать свои ресурсы, возможности, умения, черты характера, на которые она может опираться. Есть субличность «баловника» - с ней тоже надо поближе познакомиться: Что она хочет?, Почему именно так озорничает?, Что чувствует? И т.д. 3. Много невыраженного гнева, скорее всего на родителей, м.б. на брата (не важно, что он уехал, м.б. она на него злиться, что он ее оставил и еще из-за какого-то незавершенного процесса, = прояснить), который она переносит на одноклассников. Потерять их «любовь» не так опасно, как потерять «Любовь» родителей. Или перенос на них потребности «ценности себя»: хочет это получать от родителей и пытается заявить о себе в классе, пусть и деструктивно. Все-таки она «подкладывает» вам «фигурку мамы с ребенком», в надежде, что вы найдете «эту проблему» - проблему детско-родительских отношений. Думаю, здесь можно по-разыгрывать различные сценки детско-родительских отношений, которые раскроют вам истинные потребности клиентки в этих отношениях. 4. Думаю ее «психотравма» – это тема «не очень хорошей» привязанности, дефицита эмоционального общения и невозможности размещать свои чувства. Тут м.б. несколько вариантов: эмоциональная не включенность папы может ей «показывать пример», о том, что нельзя размещать свои чувства (можно ввести тему папы в терапию и выйти на отношение клиента к этому, м.б. она на это злиться и отсюда удержанная злость), и что с эмоциональными проявлениями у мамы? Если у мамы, наоборот, повышенная эмоциональность, то тогда она может «считывать» эмоциональное расщепление, отсюда и ее «острова», нецелостность, в которой ей сложно находиться. Ее как бы «разрывает» в том, как ей себя вести, как проявляться, как размещать эмоции. В общем, все это надо проверять, разговаривать с ней, отъигрывать. 5. Маму, семью подключать можно и нужно. Если она не хочет в совместное занятие с ребенком, то на консультативные занятия отдельно ее выводить все равно, необходимо. Надо прояснять эмоциональный фон семьи. Как в семье размещают свои чувства. Что можно, что нельзя. 6. Заключить контракт с семьей. Что у ребенка есть особенности в эмоционально-личностной сфере и необходимы занятия (дифференциация эмоционального состояния, «встреча» с гневом, формирование целостного «Я»). Для начала можно установить сеттинг на 15 занятий. Потом, если будет возможно, продлить. Говорить, что запрос клиента (девочки) для вас имеет доминирующее значение и что в запросе прослеживается потребность «встретиться» со своей эмоционально – личностной сферой и что клиентка чувствует ее влияние на общение с одноклассниками. 7. «Девочка частично осознаёт свои трудности, понимает, что испытывает сильные и неприятные чувства, однако причину их видит не в себе: "одноклассники такие, не я"» - этот комментарий свидетельствует о «неконтакте» с собой, о важной теме терапии «идентификации «Я»», происходит перенос на других, не присваивается ответственность (ответственности нет пока нет «Я»). 8. КЛИЕНТ – ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Комментарии супервизанта: « Песочница на клиент – терапевтический процесс называется "В поисках золота". Девочка заморожена, она как статуя, а я как Снежная королева, владею магией холода, но не могу её разморозить. Почему? Потому что тут нужна другая магия - магия тепла. А ей обладает дама в левом верхнем углу с радужными крыльями. Там же очень горячая цыганка и добродушный пират». Комментарии супервизора:
СУПЕРВИЗАНТ: Спасибо! Сложно с чем-то не согласиться, поскольку работа с этой девочкой вообще выбила меня из седла. Самое важное - это как раз про обесценивание. Я долгое время работала в личной терапии над этой темой, сейчас, видимо, рецидив. И себя в чём-то обесценивала, и клиентку, и всю проделанную работу с ней.
После прочтения ваших сообщений поняла, что семейная ситуация клиентки очень похожа на мою: холодный папа, эмоциональная мама, брат с той же самой разницей в возрасте, которому всегда было не до меня. Удивительно, как я не заметила эту очевидную вещь раньше. Теперь, кажется, я понимаю девочку лучше, знаю, откуда столько гнева. Думаю, мне сейчас важно сосредоточиться на процессе терапии и на личности клиентки, установлении тёплых отношений с ней, нежели на погоне за быстрым результатом. Быть может, я невольно хотела поскорее освободиться от работы с этой девочкой (увидеть результат), вместо того чтобы реально помогать ей (создать процесс, который приведёт к результату). Буду активно подключать маму и продолжать работу над собой. Спасибо.
Литература 1. № 30 Сибирский психологический журнал СУПЕРВИЗИЯ: ОПЫТ АМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Т.А. Ваулина (Мэривуд, США) 2008 г.; 2. http://www.oppl.ru/sertifikatsiya/institut-supervizorov.html, о Полимодальной супервизии; 3. Кулаков С.А. «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004 4. Энтони Уильямс «Вы - супервизор... Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии» - Издатель: Независимая фирма "Класс", 2001
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|