Архетип «Хорошая девочка» и его Тень «Плохая девочка»

Тема "хорошей девочки" появилась у меня на консультациях и, я стала искать техники и методы ее проработки. В процессе  исследования этой темы я поняла, что "Хорошая девочка" не может существовать без своей противоположности, вытесненной в Тень. Эта статья -  ответ на мой запрос, касающийся проработки теневых сторон личности. 

Девочкам  часто говорили в детстве, что надо быть хорошей девочкой.  Надо хорошо себя вести, то есть слушаться родителей, быть воспитанной и вежливой. Маленькая хорошая девочка не должна  драться, обижать других людей и вообще не должна быть агрессивной, а должна  быть послушной и покладистой.  

В школе быть «Хорошей девочкой» это значит слушаться учителей, хорошо учиться, быть вежливой, не дерзить взрослым, не  грубить одноклассникам, на уроках сидеть правильно, не сутулится,  слушать учителя, выполнять домашние задания и т.д.

После окончания школы   «хорошие девочки»  получают высшее образование, часто не то, которое хочется им самим, а для родителей или то, которое надо, то есть одобрено социумом. Образование,  которое даст возможность зарабатывать на жизнь, и жизнь обеспеченную, а  не заниматься непонятно чем, например творчеством.

На работе «хорошие девочки» не спорят с начальством, соглашаются выполнять любую работу, которой на них взваливают все больше и больше. Им сложно отказывать начальству и коллегам  в каких-то просьбах, даже если им это создает дискомфорт.

Все что НЕЛЬЗЯ проявлять, чувствовать, не одобряемые социально эмоции и чувства, агрессия вытесняются в Тень, в бессознательное.  И таким образом формируется образ  Тени  – «Плохая девочка», которой все можно. И она свободна от ограничений и поэтому так привлекательна.

«Плохая девочка»  делает, ЧТО ХОЧЕТ, она свободна в своем поведении, у нее нет запретов и ограничений. Ее притягательность  становится  слишком сильной, потому что там есть желанная свобода и независимость. Тень захватывает личность и становится неуправляемой. Подавленная агрессия  начинает проявляться  и все, что вытеснено в Тень поднимается. И начинается бунт против родителей и их запретов.

Часто запреты, которые идут с частицей НЕ, срабатывают как программа отложенных действий.  Тень как Змей-искуситель начинает соблазнять делать  то, что было запрещено. Все запреты и ограничения  перестают  действовать.  «Хорошая девочка» начинает делать то, что ей запрещали.

Подростковый бунт это необходимый этап для сепарации от родителей, но иногда он затягивается.  Этот бунт  может протекать  более гармонично, в социально приемлемом виде. Возможно уже и не в подростковом возрасте.

Ключевая разрешающая фраза, часто являющаяся переходом от Роли Хорошей девочки к поведению, диктуемому Тенью: Да я такая, любите и принимайте  меня такой, какая я есть. И эта фраза,  по своей сути есть признание своих Теневых сторон.

И это может выражаться не обязательно в социально не одобряемом поведении, но и просто в демонстративном поведении, в неконтролируемых  вспышках агрессии, излишне эмоциональных реакциях на происходящее вокруг или на поведение, действия или слова других людей. И окружающие могут не понимать, что такого они сделали или сказали, что вызвало такую бурную реакцию.

Карл Густав Юнг в работе "Архетип и коллективное бессознательное" о тени говорит так: "Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать в самом себе, и кроме того, всегда навязывает себя субъекту прямым или косвенным путем. К примеру, низменные черты характера и другие несовместимые тенденции".

Проработать  роль  «Хорошей девочки» и принять ее Тень - «Плохую девочку», дать ей место в пространстве вашей личности, извлечь содержащиеся в Теневой стороне энергию и ресурсы    помогут  Метафорические ассоциативные карты.

Техника  с МАК  «Хорошая Девочка» и ее Тень.

Для выполнения этого упражнения необходимы следующие колоды Метафорических ассоциативных карт: портретная,  универсальная («ОН», «КАК», «Уроки души»),  ресурсная («Источник», «Ресурсы и силы», можно взять любую другую).

 1. Из портретной колоды взакрытую (ВЗ) вытащите две карты «Роль Хорошей Девочки» и ее Тень. Расположите их на столе относительно друг друга  как считаете нужным или как положит рука.

 2. Первая карта - «Роль хорошей девочки».

Опишите карту. Как выглядит ваша Хорошая девочка? Сколько ей лет?

Какое у нее настроение? Что она чувствует? О чем она думает?

Что для вас значит – «быть хорошей девочкой»?

 Что хочет ваша Хорошая девочка?

Если есть желания у Хорошей Девочки - представьте, что эти желания удовлетворяются.

Для этого в открытую или в закрытую вытащите 3 карты из ресурсной колоды.

 3. Следующий этап – это принятие Тени.

      1. Посмотрите на карту Тень хорошей девочки. Опишите карту как можно подробнее.

Как выглядит Тень хорошей девочки? Какая она? Что она чувствует? О чем она думает? Есть ли у нее желания? Что она хочет?  Как можно удовлетворить ее желания?

       2. Представьте диалог между своей Хорошей девочкой и ее Тенью.

       3. Найдите в чем полезность Тени для вас.  Тень всегда указывает на то, что нам важно или значимо.

Задайте клиенту следующие вопросы:

Для чего  вам нужна ваша Тень?

Что она хочет вам сказать? Как можно было бы сформулировать ее            послание вам?

Какие есть скрытые ресурсы у Тени? В качестве подсказки на этот вопрос можно вытащить из ресурсной колоды ВЗ от 1 до 3 карт

Поблагодарите свою Тень за то, что она сделала для вас важного и найдите ей место в структуре свей личности.

 4. Выявление причины, которая стоит за этой   теневой фигурой.

Для этого надо вытащить на каждый вопрос  ВЗ по одной карте  из универсальной колоды.

          1. Что послужило причиной возникновения Тени Хорошей девочки?

          2. Что поможет освободиться от этой причины?

          3.Какие шаги необходимо для этого сделать?

          4.Какие необходимы для этого ресурсы?

 5. Подведение итогов  и обсуждение выводов.

Архетип Хорошая девочка и его Тень Плохая девочка
 

Это упражнение поможет освободиться от   роли  "хорошей девочки" и принять ее теневую сторону, вместе с энергией и ресурсами, которые были вытеснены.

 Данная статья, надеюсь, будет полезна для всех, кто любит Метафорические ассоциативные карты. Эта техника идеально подходит для проработки теневых сторон личности на  индивидуальных консультациях.



Просмотров: 1946
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Холод всегда мне был по душе или как быть хорошей девочкой для всех
  • "Здравствуй, я твоя Тень". Или кто эта женщина, что стоит на проходе?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Как выйти из замкнутого круга комплекса "Хорошей девочки"?
  • Как хорошей девочке быть мамой плохого мальчика? (Полезно и родителям девочки)
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Что делать, когда вокруг одни Крокодилы или Здравствуйте, Я ваша Тень!
  • Внутренняя свобода или альтернатива хорошей девочки
  • Вред традиционного воспитания. Заложницы образа "хорошей девочки".
  • Как перестать быть хорошей девочкой. Ресурсы взросления.
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Обратная сторона "хорошей" девочки
  • Монолог "хорошей девочки"
  • Синдром "хорошей девочки".
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • парадокс родительского послания "Хорошая девочка- это взрослая девочка" (клиентская история)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Быть хорошей дочерью и идти на поводу у родителей" или нарушить запрет?
  • Что происходит, если бороться с самим собой или тень разума...
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Тень. Зеркало. Ширма. Что это такое, на самом деле?
  • 10 заповедей хорошей девочки
  • В маске хорошей девочки
  • Комплекс хорошей девочки
  • Синдром «хорошей девочки»
  • Синдром хорошей девочки
  • Синдром хорошей девочки
  • 10 признаков хорошей девочки
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь