Зануда психолог. Супервизия. Идентичность психотерапевта.

Автор статьи: Станислав Маланин

Супервизия является одним из ключевых методов и важнейшей составляющей в подготовки практических психологов и психотерапевтов. Подходы к супервизированию различаются в зависимости от психотерапевтической школы. Например, психоаналитическая парадигма супервизии ориентирована на самого терапевта, бихевиоральная же предполагает тренинг ключевых навыков. 

Обращает внимание требование профессиональных ассоциаций к своим членам иметь в своем опыте определенное количество часов супервизии, как во время прохождения обучающих программ, так и в дальнейшей своей практике.

Первичная супервизия.

На мой взгляд, это наиважнейший метод, способствующий становлению специалиста. Тут вырабатывается и оттачивается здоровая идентичность психотерапевта, обретение которой крайне важно. Профессиональная идентичность, являясь частью Я-концепции, становится системой координат, в которой осмысляется как профессионального, так и личный опыт специалиста.

Процессы, проходящие с психологом во время его обучения мастерству профессии, можно поделить на несколько основных этапов, каждый из которых шаг за шагом пододвигает специалиста к индивидуализации, формированию профессиональной идентичности и стиля. Каждому этапу свойственны свои тревоги, сложности в построении отношений с клиентами, своя динамика отношений с супервизором. Преодоление сложностей и являются процессом профессионального роста, а супервизор своими грамотным участием обеспечивает этот процесс “профессионального взросления”.

Винникотт говорил о "поддерживающем окружении" в лице "достаточно хорошей матери". Развитие детской идентичности тесно коррелирует со способностью взрослых адаптироваться к изменяющимся потребностям, способностям и возможностям детей. Такой взгляд отлично описывает модель первичного комплекса супервизии и процесса развития обучающегося психотерапевта, где супервизор адаптируется к изменяющимся потребностям и способностям супервизируемого. Поэтому на разных стадиях профессионального роста супервизируемого перед супервизором будут стоять различные задачи.

Размышляя о стадиях, да и гуглив в поисках готовых решений (зачем самому изобретать велосипед?), я свел все к 6 основным этапам становления психотерапевта:

1. Предвкушение

Чистый, незамутненный неофит, с множеством представлений о профессии, и часто ее романтизирующий. Эта стадия начинается в студенчестве и заканчивается на первой встрече с первым пациентом. Если дать какую-то характеристику, то тут у специалиста ярко выражены диффузная тревога и возбуждение. С одной стороны - захватывающая новизна, с другой - неуютное чувство, связанное с отсутствием специфической профессиональной цели. На этой стадии роль супервизора очень схожа с ролью родителя новорожденного, когда важно обеспечивать достаточную безопасность и глубокий эмпатический отклик.

2. Идентификация

Эта стадия становления начинается с первой работы с клиентом. Данная стадия протекает обычно “безболезненно” и заканчивается на осознании специалистом своего воздействия на клиента.

3. Зависимость

Эту стадию характеризует движение специалиста от пассивности к частичной зависимости от супервизора и дальнейшей активности. Ответственность за процесс психотерапии возрастает многократно. Приходит осознание, что специалист может оказывать влияние на пациента. На этой стадии неофит начинает колебаться от переоценки своих возможностей до неверной недооценки их. Чувство всемогущества сменяется виной за то, что он, якобы, мог сделать и не сделал. Особенно сильное чувство вины у начинающего психотерапевта может возникнуть, если в процессе терапии появляется необходимость в госпитализации пациента.

Эта стадия наиболее опасна. На ней застревает не малое количество специалистов, развивая у себя зависимость от супервизии, находя в ней комфорт, который снижает профессиональную тревожность.

4. Принятие самостоятельности

Эта стадия наступает, когда неофит перестает быть таковым и начинает ощущать себя профессионалом, самостоятельным, полноценным, со своими границами, пулом и возможностью самостоятельного ведения психотерапевтических процессов без “наблюдателей”.

5. Идентичность и независимость

(Моя любимая стадия.) На этом этапе решается задача отказа от инфантильной зависимости от супервизора. Этот процесс чем-то напоминает сепарацию от родителей, когда подросток идёт по пути все большей и большей автономии от авторитетных родительских фигур. Психотерапевт открывает в себе новую суперспособность - выживать без поддержки супервизора. Теперь (избегаемые ранее из-за потребности в зависимости) основные несогласия с авторитетными фигурами становятся все более острыми. Борьба за власть на этой стадии является нормой.

6. Коллегиальность

Завершающая часть становления профессионала. Часто она знаменуется собственным поиском супервизионной работы, подопечных, выстраиванием новых отношений.

На этом длительный процесс супервизии подходит к логическом концу. Начинается процесс профилактики.

Профилактическая супервизия

Так как текст получается довольно длинным, не буду расписывать подробно этот пункт. Напишу так – благодарное принятие супервизии с готовым запросом. Профилактическая супервизия является обязательной составляющей психотерапевтической практики для психотерапевта. Встречи с супервизором продолжаются с определенной периодичностью.

Часто специалисты, которые пренебрегают супервизией, страдают от неконтролируемой тяги к диагностике вне рабочего процесса, постановке диагнозов без запроса, составление запроса без необходимости и обращения. К сожалению, в общей массе специалистов чувствуется недостаток супервизии.

Хотелось бы поговорить еще на тему “Я со своим супервизоров вчера в кино ходил. Бомбический был фильм” или “Вчера отлично погуляли с моим супервизором, мы ж друзья”. Нарушение сеттинга, границ и этики супервизором и необходимость прекращения псевдосупервизорского контакта. Но это уже в другой раз.  

Для написания данной статьи использовал частично материалы: Florence Kaslow "Supervision and training. Models, dilemmas, and challenges". New York-Haworth”

Источник и рекомендация к подписке



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Параллельный процесс и эмпатия в групповой супервизии
  • Стадия отношений "Пепел". Начало работы с парой.
  • Стадии формирования профессиональной идентичности психотерапевта
  • Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.
  • Как выбрать глубинного психотерапевта? 7 навыков успешного специалиста
  • Простые инструменты для супервизии психотерапевтической работы
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Методические заметки о супервизии "троек"
  • Супервизии. Необходимость или унижение?
  • Боль психотерапевта. О проблемах выбора хорошего специалиста и диагностики в психиатрии
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Супервизия для психотерапевта.
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Супервизия в работе психотерапевта / психолога
  • Ожидания психотерапевта от процесса работы с клиентом
  • Эссе на тему «Мой опыт получения супервизии».
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Боль - это специфический полевой процесс, который Хеллингер называл "прерванное движение"
  • О супервизии в начале практики для начинающих психологов
  • "Я влюблен в своего психотерапевта!": эротический перенос в психотерапии
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • К вопросу об определении эффективности терапии в процессе супервизии
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь