Супервизия в работе психотерапевта / психолога

А.С.: Здравствуйте, друзья. Меня зовут Джурук Алексей. Сейчас я в Москве на международном конгрессе по психотерапии, и со мной Игорь Вячеславович Лях - психоаналитический психотерапевт, действительный член общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, психотерапевт единого реестра профессионалов Европы, действительный супервизор и руководитель комитета по супервизии, официальный представитель центрального совета общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, руководитель Новосибирского отделения ОППЛ.

И сейчас в рамках конгресса у меня есть возможность задать Игорю Вячеславовичу несколько вопросов, касательно супервизии. Сейчас много говорится о супервизии, чего не было раньше. В связи с чем появилась необходимость в этом термине, в этой теме для специалистов психологов?

 

 

Игорь Вячеславович: Наверное, следует начать с того, что супервизия - это, в общем, изобретение еще прошлого века. И когда впервые в психоанализе стали говорить о супервизии более подробно, она называлась аналитическим контролем, что подразумевало, что исследование бессознательных процессов клиента может таким образом влиять на исследователей - а делают это и аналитик, и анализант - что приводить к определенным затруднениям в его взаимопонимании.

И собственно, супервизия - это один из инструментов, прежде всего улучшения качества работы. В этом заинтересован как клиент, так и аналитик, и оба они понимают, что если они сталкиваются с непреодолимым, в силу каких-то обстоятельств и затруднений, существуют супервизоры, которые имеют полномочия помогать в затруднениях, которые возникли в анализе.

Касается это не только психоанализа, как психотерапевтической практики, это касается любых других дисциплин психологического консультирования или психотерапии, потому что практика оказалась эффективной и другие модальности тоже стали ей пользоваться - другие методы.

И в современном понимании, супервизия в профессиональной деятельности - это когда возникают затруднения, ты обращаешься с вопросом к более опытным коллегам, и рассказываешь о своем затруднении и получаешь какие-то моменты понимания, которые позволяют затруднение преодолевать.

Кроме этого во всем мире существует 4частная модель образования психотерапии и психологического консультирования, которая подразумевает под собой целый этап, который так и называется - это этап практики под супервизией. Для врачей эта тема очень понятна, потому что они бывали интернами, и понимают, как это - жить на интернатуре, когда частично ответственность за работу с клиентом разделяется.

Т.е. работает сам по себе врач-интерн, и кроме этого, кто-то более опытный, кто-то более старше тоже разделяет с ним ответственность за работу с этим клиентом. В психологии сейчас тоже эта практика применяется, и вот эта часть - работа под супервизией - во многих школах очень эффективна, и позволяет более четко идентифицироваться профессионалу со своей профессиональной позицией.

А.С.:  Т.е. другими словами, супервизор разделяет ответственность специалиста за судьбу клиентов?

Игорь Вячеславович: В каком-то смысле да. Супервизор - это специалист, который способен это сделать, потому что обычно, когда происходит обсуждение на галерке, в курилке, еще где-нибудь - это выглядит как просто сплетня за клиентов. Естественно, это просто безответственность и самого специалиста, который допускает такого рода реагирование, и тех, кто в них участвует, в какой-то степени. Если же это официальный структурный процесс, то более опытный коллега помогает коллеге, столкнувшемуся с затруднением, это затруднение преодолевать.

А.С.: И вот тогда если супервизия вышла из психоаналитического направления, но сейчас оно в России не то чтобы не  популярно - специалистов не так много - настоящих психоаналитиков. Существует очень много других направлений - когнитивно-поведенческая психотерапия, НЛП и прочее прочее. Как им проходить супервизию, если она вся вышла из психоанализа, может быть завязана на психоанализе?

Игорь Вячеславович: Дело в том, что достаточно опытные профессионалы возникают в любой области знаний - это естественно совершенно. Человек какое-то дело делает, подходит к нему ответственно, осознанно, и начинает знания накапливать, и, в конце концов, выходит на уровень близкий к экспертному. И этот уровень близкий к экспертному и позволяет осуществлять супервизию, как форму деятельности, как отдельную форму профессиональной услуги.

По сути, мы можем столкнуться с супервизией и в других областях человеческой деятельности, не обязательно это супервизия именно в психологическом консультировании. Супервизор есть, например, в мерчандайзинге, т.е. то, как раскладку продуктов сделать максимально эффективной с точки зрения клиента и торгового предприятия. И специально опытный, обученный частично специально человек, может осуществлять эту деятельность, работать супервайзером.

Точно также это в строительстве, в других сложных формах социальной деятельности. Сейчас супервизия появляется в школах, супервизия появляется в социальных конституциях - в социальной помощи, прежде всего. И как практика, она имеет под собой древние и очень глубокие корни. По сути, это передача экспертного уровня знания, его взаимодействие с каким-то либо клиентским, либо с пространством какой-то услуги на достаточно высоком уровне. Супервизия как практика - она многообразна.

А.С.: Сейчас многие специалисты могут задаваться вопросом, зачем им супервизия? Они же и так профессионалы, они и так крутые, зачем им в этом случае? Ладно, я новичок, я только закончил институт, закончил свою практику, понятно - я сталкиваюсь с затруднениями, на которые мне не хватает знаний, опыта. Но многие специалисты считают себя профессионалами, и  возможно они таковыми и являются по большей части.

Игорь Вячеславович: Я даже уверен.

А.С.: Насколько им необходима супервизия?

Игорь Вячеславович: Я даже уверен, что у нас существуют профессионалы, оказывающие профессиональную деятельность и не испытывающие нужды в супервизии именно в силу того, что они хорошо учились, у них уже есть отобранный круг клиентов, который приходит к ним по сарафанному радио, и ожидания этих клиентов и этих специалистов во многом совпадают.

Но если говорим о действительности, то тех, кто относится к психотерапевтическому консультированию профессионально - т.е. тех, кто зарабатывает с этой помощью деньги - для них вопрос, нужна ли супервизия, не стоит, потому что преодоленное затруднение обеспечивает еще некоторое количество встреч в последующем, обеспечивает эффективное сарафанное радио - реклама, пиар и все, что угодно, и обеспечивает собственную целостность специалиста, психолога, психотерапевта. Т.е. он понимает, что не выгорел с этим клиентом.

Поэтому для тех, кто работает много, и работает разнопланово - выгода супервизии очевидна. Заплатив единожды за какой-то короткий достаточно цикл встреч, человек потом приобретает некий навык, некий опыт, который суммирует к своему уже достаточно большому опыту, и эффективно работает с большим количеством клиентов, его прием расширяется.

А.С.: А насколько безопасна супервизия, как для специалиста - ведь он приходит и говорит о своих затруднениях, при чем говорит это коллегам более опытным. Насколько это безопасно для самого специалиста?

Игорь Вячеславович: Вы сейчас только что озвучили классический миф, который основан на педагогическом подходе - я с чем-то не справился, меня же будут плохо оценивать, ко мне же плохо отнесутся и мое профессиональное реноме снизится. Но если мы говорим о современной супервизии, то, во-первых, деятельность супервизора очень четко регламентируется этическим кодексом. Этический кодекс очень четко каждое действие супервизора делает социальным.

Супервизор - это официальное взаимодействие. Если кто-то кого-то плохо супервизирует, то автоматически тот, кто плохо супервизирует, утрачивает свою специальность, свои навыки, оказывается никому не нужен. Поэтому супервизоры заинтересованы делать свою деятельность максимально хорошо, а поэтому они соблюдают правила - анонимность и конфиденциальность, как для клиента, так и для самого специалиста. Эта информация абсолютно секретна и она безопасна.

Если какой-то супервизор даже видит, что что-то идет совсем не так, он в определенной мере ограничен этическим кодексом. Он это обсуждает, он предлагает иногда варианты для решения, иногда предлагает обсуждать сложную ситуацию, но в результате этого решения выигрывают все стороны, прежде всего, конечно, выигрывает клиент.

А.С.: Т.е. получается, что для клиента намного выгоднее обращаться к специалисту, у которого есть свой супервизор, который регулярно проходит супервизию?

Игорь Вячеславович: Даже более того, есть часть специалистов, которые не проходят супервизию длительное время, и они замечают на себе признаки эмоционального выгорания, признаки сужения профессионального мировоззрения.

И обращения к специалисту никогда не проходившему или редко проходящему супервизию, может даже представлять некоторую опасность, потому что профессию психолога-консультанта, психотерапевта - это профессия высокого социального риска. В любой момент можно вдруг не заметить, оказаться в идеально грандиозной позиции, начать вещать что-то не совсем относящееся к жизни конкретного клиента, и депрофессионализироваться.

Т.е. я утверждаю, что каждый специалист, который проходит супервизию, во-первых, уже ответственно относится к своей деятельности, а во-вторых, в своем отношении к своей деятельности он апеллирует регламентами профессионального сообщества - супервизия - это профессиональная форма деятельности - а не какими-то другими регламентами - религиозными, мистическими, выдуманными, эзотерическими или еще какими-то. Т.е. супервизия есть у профессионалов, поэтому, конечно же, к ним безопасно обращаться.

А.С.: А вот в Российской действительности, в Российском законодательстве - насколько я знаю - не существует профессии супервизор - насколько мне известно, может быть, я ошибаюсь. И получается, любой специалист может сказать: "Я супервизор". Так ли это, и как определить, он реально супервизор или он просто сам себя назвал? Вот например, в коучинге - нет коучинга. Я в чем-то эксперт, я говорю: "Я коучер", и все, ко мне нет претензий. Я могу сказать: "Я супервизор".

Игорь Вячеславович: Я думаю, у вас этого не получится, потому что во-первых, супервизия - все-таки это специальный аспект человеческой деятельности, т.е. там кое-чему надо научиться. Эти знания можно получить путем собственной супервизии у другого супервизора, либо в специализированных обучающих программах. А там все участники зарегистрированы, и являешься ты супервизором или не являешься - известно.

А.С.: Т.е. можно проверить?

Игорь Вячеславович: Это очень легко проверить. Это либо размещение соответствующих статусов в соответственных обучающих центрах, либо в соответствующих общественных организациях - получена аттестация или не получена. И тут есть еще интересная тонкость - по сути, супервизор как социальная практика - это институт гражданского общества. Т.е. гражданское общество выделяет часть людей общественным своим признанием, как людей способных оказывать узкоспециализированную, узкопрофессиональную помощь.

Вот есть сообщество, возьмем, к примеру, сообщество психоаналитиков, есть одна норма - это количество тренингов, которые человек должен пройти, т.е. не имея достаточного опыта, супервизором стать невозможно, и второе - это то, что есть признанные супервизоры, реально помогающие своим юным аналитикам, юным анализаторам, а есть супервизоры, которые статус получили, но они не практикуют, потому что они не смогли просто - это не их работа. И в результате, известные супервизоры, получая поддержку всего сообщества - их ученики известны, они развиваются и вся профессия развивается.

Мы может взять для примера и другие, так скажем, психологически модальности, в которых супервизия присутствует - в принципе, механизм общий. Т.е. некоторое количество профессионалов признают того или иного специалиста как достаточно хорошего супервизора. И вот так вот чтобы стать супервизором на ровном месте - человек просто написал себе бумажку - это практически невозможно, все всех знают.

Нас не так много, и на определенном уровне все фигуры известны - это известные фамилии, известные имена, и можно просто спросить: "Вы знаете такого супервизора?" - "Не знаю". Если этого человека никто не знает, значит, он, наверное, не супервизор.

А.С.: А вот клиент что получает от того, что специалист посещает супервизора, насколько для клиента это будет безопасно?

Игорь Вячеславович: Вопрос очень важный и точный - зачем клиенту быть уверенным, что его специалист получает супервизию? Прежде всего, затем, что клиент понимает, что этот специалист не полагается исключительно на свое мнение, при необходимости он способен посоветоваться, посовещаться, и кроме этого - что не менее важно  - именно этот специалист, который проходит супервизию, он выполняет стандарты сообщества, т.е. он социален.

Он не маргинален, а именно находится в основной волне, если хотите, в массовом тренде профессии. Он обо всех новинках осведомлен, которые там есть в этом профессиональном поле, о всех новых принципах, законах, и он проходит обучение. Потому что чтобы работать в психологии - ни для кого не секрет - каждый год открывают что-то новое, все время надо понимать, что происходит, какие новинки появились. Если человек отстал, засел где-то и не получает супервизию - скорее всего, он не рос как профессионал, а возможно даже не профессионализировался.

Именно поэтому клиенту выгодно.

А.С.: Т.е. другими словами, если я, как специалист, посещаю супервизию, для клиента это является одним из пунктов гарантии качества оказания услуги?

Игорь Вячеславович: Ну так скажем, гарантия качества оказания услуги в психологическом консультировании все-таки это взаимодействие, это способность и специалиста и клиента.

А.С.: Один из пунктов гарантии.

Игорь Вячеславович: Но вероятность того, что услуга будет оказана качественно, если специалист проходит супервизию, многократно повышается.

А.С.: Ну что ж, спасибо, Игорь Вячеславович за полноценные ответы. Если можно, что-то пожелать тем, кто будет смотреть - будь то профессионалы, которые интересуются ростом в профессии, интересуются своим профессиональным простом, или может быть, просто люди, которые ищут себе специалиста для решения личный проблем. Что бы Вы могли им сказать, буквально в двух словах?

Игорь Вячеславович: Если в двух словах, уважаемые коллеги, у нас существует определенное предубеждение, которое осталось еще со времен советских - то предубеждение, в котором, согласно приказу Бориса Дмитриевича Карвосавского, психотерапевту было достаточно 50 часов супервизии и все, он становится психотерапевтом на всю оставшуюся жизнь.

В 21 веке мы с вами столкнулись с тем, что и сам социум меняется, и картина болезней меняется, и картина проблемы меняется, и для того, чтобы быть современным, быть понимающим, необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Современная супервизия - это не жесткая регламентация: идешь налево, идешь направо, правильно или неправильно - прежде всего, это поле профессиональной взаимопомощи.

Именно поэтому очень эффективны групповые занятия и супервизионные группы, как способ обмена информацией. И если у вас индивидуальная супервизия, то, конечно же, вопросы, которые обсуждаются на супервизии, сейчас гораздо шире. Это не просто вопросы диагностики лечения, это в принципе вопросы профессионального мировоззрения.

А.С.: Ну что ж, я думаю, Игорь Вячеславович, на этом мы закончим. Спасибо Вам за ответы. С вами был Джурук Алексей, motivrosta.ru. Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, пишите их под видео, комментируйте, ставьте лайки, делитесь с друзьями и всего доброго, до следующих видео, до новых встреч. Всего доброго!

Игорь Вячеславович: До свидания.



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Игорь: "Наслаждаюсь, когда разбиваю женские сердца"
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Супервизия - работа с феноменологией клиента
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Супервизия на страже интересов клиента
  • Какой должна быть супервизия
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Нюансы супервизии. Запрос на супервизию.
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Супервизия: кому, когда и зачем она необходима?
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Супервизия - обучающая и развивающая практика для психологов
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Как не встретились Марина и Игорь.
  • Когда необходима супервизия.
  • "Песочная терапия: опыт и супервизия"
  • Игорь Зорин. Управление строится на доверии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь