Супервизия на страже интересов клиента

Функции супервизии

В своем докладе «Супервизия в работе психотерапевта и психолога» (VII Санкт-Петербургский конгресс «Психотерапия, психофармакотерапия, психологическое консультирование — грани исследуемого») Лях Игорь Вячеславович затрагивает актуальные функции, задачи и особенности современной супервизии, в частности, приводит пример  дисциплинарной супервизии, которая является недобровольной и может быть назначена работодателем психотерапевта...

http://psy.su/feed/6058/

Лях И.В. действительный член ОППЛ, психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), председатель Комитета по супервизии ОППЛ, действительный супервизор ОППЛ, официальный представитель ЦС ОППЛ в Западной Сибири, руководитель Новосибирского регионального отделения ОППЛ. 

На нынешнем этапе развития профессии психотерапевта, всё более актуальной становится регулирование рынка психотерапевтических услуг.

Если врач-психотерапевт работает в клинике, то, в общем виде, есть система надзора и контроля его профессиональной деятельности, пусть и не столь явная, но через принятые отчёты, есть.

Чего не скажешь о деятельности частно-практикующих специалистов.

И в СМИ нередко поднимается шум вокруг того или иного представителя цеха, в связи с крайними поступками его клиентов (пациентов) – суицидами, психозами, деструктивными актами, социально-психологической дезадаптацией, психологической зависимостью.

И в этой связи вот уж несколько лет поднимается тема с принятием закона об оказании психологической помощи.

«Закона нет» - сетует и Кулаков Сергей Александрович – доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, супервизор Российской психотерапевтической ассоциации, врач-психотерапевт высшей категории, заместитель директора по реабилитации «Центр Бехтерев» в своём докладе «Супервизия психотерапевтов»  http://psy.su/feed/6049/  в рамках круглого стола «Процесс и методы психотерапии».

Функции супервизии (по Кулакову С.А.):

  • Образовательная – развитие в профессии.
  • Нормативная – защита клиента.
  • Восстановительная – налаживание процесса психотерапии.

Одним из элементов механизма регулирования является создание СРО – само-регулируемых организаций, объединяющих специалистов в области охраны психического здоровья.

Организаций, объединяющих специалистов, в нашей стране много – и общие – такие, как РАТЭПП, РПО, ОППЛ, РПА, ФПКР, так и объединяющие специалистов на основе психотерапевтической школы – аналитики, гештальт-терапевты, «драматисты», КБТ, представители гуманистического направления, ЛО(Р)Пт…

При этом, западные сообщества подобного рода объединяют специалистов не только для передачи и обмена опытом, профессионального развития, поддержки, как в России, а и для контроля своих членов, обеспечения их защищённости и защиты интересов клиентов. Т.е. в них исправно работают Этические Комиссии, на которых производится профессиональный разбор дел, когда возникает конфликт на этической основе или в силу профессиональных ошибок. Супервизоры работают не лишь на основе добровольного обращения к ним психотерапевтов, но и по назначению Этической Комиссии, в силу обращения клиентов членов профессиональных сообществ с целью защиты своих прав.

Т.е. супервизия в содержательном ключе может быть и является в трёх ипостасях (аккурат в соответствии с мнением Кулакова С.А. о функциях супервизии):

  • Школьной – как условие для закрепления изученного ранее теоретического материала, становления специалиста в конкретной психотерапевтической школе.
  • Административной (дисциплинарной) – для обеспечения контроля, в случае возникновения конфликтов.
  • Профессиональной – на основе добровольного обращения психотерапевта для расширения профессионального самосознания, поддержания профессиональной формы, развития клинической мудрости.

Во втором случае, она назначается. И психотерапевт, когда заинтересован сохранить своё членство и/или рабочее место в престижной психотерапевтической клинике, службе, обязуется пройти ряд супервизорских консультаций с получением оценки супервизора для допуска его к работе, продления лицензии, Сертификата Психотерапевта, что решается на Комиссии или работодателем.

В нашей стране подобного рода супервизия встречаться, встречается (сам проводил), но крайне редко, реализована скорее в рамках государственных организаций, через систему аттестации, сертификации.

Административный супервизор – официальное лицо.

Школьный – тоже официальное лицо, но в рамках своей школы. Он не столько оценивает, сколько напутствует, вводит в мир профессии и сопровождает в нём, если складывается сотрудничество.

В этой связи интересна сравнительная характеристика психотерапии и супервизии, данная Лях И.В.:

Сравнительная характеристика психотерапии и супервизии

Факторы

Психотерапия

Супервизия

Цель

Здоровье, оптимальное функционирование, адекватность, личностная зрелость…

Профессиональная успешность, эффективность

Оценка

Безоценочна в отношении к личности клиента

Оценочна в отношении к эффективности и успешности, этичности  профессиональной деятельности

Продолжительность

Конечна – по достижению  выше названных целей

В меру продолжительности профессиональной карьеры

Анонимность

Клиент может хранить в тайне своего имя терапевта, как и факт прохождения терапии

Супервизор – лицо официальное. И специалист вправе обозначать у кого он супервизируется, фактически тем самым Супервизор стоит на защите интересов клиентов этого специалиста, профессиональных интересов специалиста, разделяет с ним ответственность перед его клиентами за его работу с ними.

Конфиденциальность

Полностью

Частично. Супервизор представляет отчёт о проделанной работе, в том числе на заседаниях Этической Комиссии, так и перед работодателем, заказчиком супервизии работника-психотерапевта.

Добровольность

Преимущественно добровольна.

Наряду с этим является обязательной в рамках знакомства с методом изнутри процесса, с клиентской позиции

Может служить дисциплинарным целям. Формализованная работа осуществляется в рамках экспертизы работы психотерапевта. (См.выше).

Другая возможность – на основе добровольности для поддержания своего профессионального уровня и развития

Вариабельность

По личному выбору, в том числе фармтерапия.

Как по выбору, так и по назначению.

Монопольна внутри школы и системна в профессии.

(приведено с моей коррекцией)

Из чего видна и административная, экспертная роль супервизора, чего нет в психотерапии.

Наряду с этим, профессиональный супервизор может быть избран практикующим специалистом по своему усмотрению – для себя же, с целью профессионального развития. Так отчего же себя ограничивать официальными лицами, если не стоит задачи подтверждения квалификации для третьих лиц?!

Выборность предъявляет высокие требования к супервизору, работающему на основе сотрудничества, а не по заказу третьей стороны – ибо он должен отвечать профессиональным требованиям обратившегося к нему специалиста. К нему обращаются с целью обретения профессиональной поддержки в текущей практике для разбора возникающих затруднений, разделения тягостных переживаний, совладания с собою и профилактики выгорания, формирования профессиональной уверенности и чувства принадлежности к сообществу, положительной оценённости коллегами, так и с общей целью развития клинической мудрости (Энтони Уильямс).

Энтони Уильямс в своей книге «Вы супервизор…» (изданной у нас фирмой «КЛАСС» ещё в 2001г.) говорит о 6-ти фокусной модели супервизии и 4-х ролях супервизора:

  • учитель
  • фасилитатор
  • консультант
  • эксперт (что соответствует обсуждаемой нынче административной/дисциплинарной функции).

Эти 6 фокусов:

  • рассказ терапевта
  • активность терапевта
  • процесс терапии
  • состояние супервизируемого
  • процесс супервизии
  • впечатления супервизора

совместно с 4 ролями образуют фокусно-ролевую матрицу, благодаря пониманию которой, можно установить, где «находятся» супервизор и супервизируемый. А это в свою очередь помогает в понимании процесса супервизии и продвижении к клинической мудрости суперизируемого, так и самого супервизора.

Лично мне этот подход интересен тем, что не ставит супервизора в опытности, мастерстве… выше супервизируемого, как об этом рассуждают коллеги на конгрессе. Даже, а будучи хорошо знакомым с подходом Энтони Уильямся, могу сказать не даже, а тем более – в реализации роли эксперта.

Напротив, Э. Уильямс показывает, что каждый специалист учится, развивается в этом взаимообогащающем процессе…

При этом владение навыками супервизии, понимание этого процесса, и в первую очередь, стремление быть супервизором, заниматься супервидением, является критичным, чтобы быть успешным в этом нелёгком деле.

Ведь не каждый психотерапевт стремится быть супервизором. Так и не всякий стремящийся им быть, может быть полезен. И особенно в своём стремлении оказаться официально назначенным, в силу своего опыта в психотерапии, или чего бы то ни было ещё. Стремление к власти – это стремление к власти. Вершить судьбами…

«Официального института супервизии — чтоб повесткой, а в случае неявки... — у нас, слава Богу, пока нет. Иметь или не иметь супервизора — это как проходить или не проходить личную терапию. Все знают, что надо, а сколько и какой — пока все-таки дело личного выбора» - пишет в предисловии к книге Э. Уильямса, Екатерина Михайлова.

Что же, с выхода в российский свет этой книги минуло уж 16 лет…

Добро пожаловать на сессию групповой интегративной супервизии!

Интегративная групповая супервизия

Время действия - 26 апреля 2017

Место действия - Москва.

Конференция Консультативная психология и неклиническая психотерапия

В рамках конференции пройдёт и мой мастер-класс «Краткосрочное позитивное консультирование людей, переживающих кризис. Супервизия».

Мастер-класс является итогом в краткой серии моих занятий с консультантами ТЭПП Московского Телефона Доверия для взрослых.

Приходите и участвуйте в конференции! 27-28 апреля 2017 г. в Москве

Заявки на участие в конференции принимаются до 25 апреля 2017 г.

Обязательна электронная регистрация заявки - пройдите по ссылке, в информации о конференции найдёте ссылку на регистрацию.

Возможно он-лайн участие!



Просмотров: 488
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Простые инструменты для супервизии психотерапевтической работы
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.
  • Чем может быть полезен врач-психотерапевт до родов и после?
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Супервизия в работе психотерапевта / психолога
  • Параллельный процесс и эмпатия в групповой супервизии
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • К вопросу об определении эффективности терапии в процессе супервизии
  • Актуальные ответы на насущные вопросы по профессиональной реализации специалистов в обществе
  • Модели супервизии
  • О групповой супервизии
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • О ревери в групповой супервизии
  • Технология супервизии в системе труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
  • Стадии формирования профессиональной идентичности психотерапевта
  • Особенности экзистенциальной супервизии
  • Из отчета супервизии моей практики
  • Феномены прямого и обратного отзеркаливания в групповой супервизии
  • Расстановка как способ супервизии работы с семьей.
  • О супервизии
  • Супервизорская практика в России: проблемы и обучающий потенциал психоаналитической супервизии
  • Супервизии психоаналитика
  • Мой путь в супервизии
  • О супервизии часть 1
  • О супервизии часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь