|
Супервизия на страже интересов клиентаАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Функции супервизииВ своем докладе «Супервизия в работе психотерапевта и психолога» (VII Санкт-Петербургский конгресс «Психотерапия, психофармакотерапия, психологическое консультирование — грани исследуемого») Лях Игорь Вячеславович затрагивает актуальные функции, задачи и особенности современной супервизии, в частности, приводит пример дисциплинарной супервизии, которая является недобровольной и может быть назначена работодателем психотерапевта... http://psy.su/feed/6058/ Лях И.В. действительный член ОППЛ, психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), председатель Комитета по супервизии ОППЛ, действительный супервизор ОППЛ, официальный представитель ЦС ОППЛ в Западной Сибири, руководитель Новосибирского регионального отделения ОППЛ. На нынешнем этапе развития профессии психотерапевта, всё более актуальной становится регулирование рынка психотерапевтических услуг. Если врач-психотерапевт работает в клинике, то, в общем виде, есть система надзора и контроля его профессиональной деятельности, пусть и не столь явная, но через принятые отчёты, есть. Чего не скажешь о деятельности частно-практикующих специалистов. И в СМИ нередко поднимается шум вокруг того или иного представителя цеха, в связи с крайними поступками его клиентов (пациентов) – суицидами, психозами, деструктивными актами, социально-психологической дезадаптацией, психологической зависимостью. И в этой связи вот уж несколько лет поднимается тема с принятием закона об оказании психологической помощи. «Закона нет» - сетует и Кулаков Сергей Александрович – доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, супервизор Российской психотерапевтической ассоциации, врач-психотерапевт высшей категории, заместитель директора по реабилитации «Центр Бехтерев» в своём докладе «Супервизия психотерапевтов» http://psy.su/feed/6049/ в рамках круглого стола «Процесс и методы психотерапии». Функции супервизии (по Кулакову С.А.):
Одним из элементов механизма регулирования является создание СРО – само-регулируемых организаций, объединяющих специалистов в области охраны психического здоровья. Организаций, объединяющих специалистов, в нашей стране много – и общие – такие, как РАТЭПП, РПО, ОППЛ, РПА, ФПКР, так и объединяющие специалистов на основе психотерапевтической школы – аналитики, гештальт-терапевты, «драматисты», КБТ, представители гуманистического направления, ЛО(Р)Пт… При этом, западные сообщества подобного рода объединяют специалистов не только для передачи и обмена опытом, профессионального развития, поддержки, как в России, а и для контроля своих членов, обеспечения их защищённости и защиты интересов клиентов. Т.е. в них исправно работают Этические Комиссии, на которых производится профессиональный разбор дел, когда возникает конфликт на этической основе или в силу профессиональных ошибок. Супервизоры работают не лишь на основе добровольного обращения к ним психотерапевтов, но и по назначению Этической Комиссии, в силу обращения клиентов членов профессиональных сообществ с целью защиты своих прав. Т.е. супервизия в содержательном ключе может быть и является в трёх ипостасях (аккурат в соответствии с мнением Кулакова С.А. о функциях супервизии):
Во втором случае, она назначается. И психотерапевт, когда заинтересован сохранить своё членство и/или рабочее место в престижной психотерапевтической клинике, службе, обязуется пройти ряд супервизорских консультаций с получением оценки супервизора для допуска его к работе, продления лицензии, Сертификата Психотерапевта, что решается на Комиссии или работодателем. В нашей стране подобного рода супервизия встречаться, встречается (сам проводил), но крайне редко, реализована скорее в рамках государственных организаций, через систему аттестации, сертификации. Административный супервизор – официальное лицо. Школьный – тоже официальное лицо, но в рамках своей школы. Он не столько оценивает, сколько напутствует, вводит в мир профессии и сопровождает в нём, если складывается сотрудничество. В этой связи интересна сравнительная характеристика психотерапии и супервизии, данная Лях И.В.: Сравнительная характеристика психотерапии и супервизии
(приведено с моей коррекцией) Из чего видна и административная, экспертная роль супервизора, чего нет в психотерапии. Наряду с этим, профессиональный супервизор может быть избран практикующим специалистом по своему усмотрению – для себя же, с целью профессионального развития. Так отчего же себя ограничивать официальными лицами, если не стоит задачи подтверждения квалификации для третьих лиц?! Выборность предъявляет высокие требования к супервизору, работающему на основе сотрудничества, а не по заказу третьей стороны – ибо он должен отвечать профессиональным требованиям обратившегося к нему специалиста. К нему обращаются с целью обретения профессиональной поддержки в текущей практике для разбора возникающих затруднений, разделения тягостных переживаний, совладания с собою и профилактики выгорания, формирования профессиональной уверенности и чувства принадлежности к сообществу, положительной оценённости коллегами, так и с общей целью развития клинической мудрости (Энтони Уильямс). Энтони Уильямс в своей книге «Вы супервизор…» (изданной у нас фирмой «КЛАСС» ещё в 2001г.) говорит о 6-ти фокусной модели супервизии и 4-х ролях супервизора:
Эти 6 фокусов:
совместно с 4 ролями образуют фокусно-ролевую матрицу, благодаря пониманию которой, можно установить, где «находятся» супервизор и супервизируемый. А это в свою очередь помогает в понимании процесса супервизии и продвижении к клинической мудрости суперизируемого, так и самого супервизора. Лично мне этот подход интересен тем, что не ставит супервизора в опытности, мастерстве… выше супервизируемого, как об этом рассуждают коллеги на конгрессе. Даже, а будучи хорошо знакомым с подходом Энтони Уильямся, могу сказать не даже, а тем более – в реализации роли эксперта. Напротив, Э. Уильямс показывает, что каждый специалист учится, развивается в этом взаимообогащающем процессе… При этом владение навыками супервизии, понимание этого процесса, и в первую очередь, стремление быть супервизором, заниматься супервидением, является критичным, чтобы быть успешным в этом нелёгком деле. Ведь не каждый психотерапевт стремится быть супервизором. Так и не всякий стремящийся им быть, может быть полезен. И особенно в своём стремлении оказаться официально назначенным, в силу своего опыта в психотерапии, или чего бы то ни было ещё. Стремление к власти – это стремление к власти. Вершить судьбами… «Официального института супервизии — чтоб повесткой, а в случае неявки... — у нас, слава Богу, пока нет. Иметь или не иметь супервизора — это как проходить или не проходить личную терапию. Все знают, что надо, а сколько и какой — пока все-таки дело личного выбора» - пишет в предисловии к книге Э. Уильямса, Екатерина Михайлова. Что же, с выхода в российский свет этой книги минуло уж 16 лет… Добро пожаловать на сессию групповой интегративной супервизии! Интегративная групповая супервизия Время действия - 26 апреля 2017 Место действия - Москва. Конференция Консультативная психология и неклиническая психотерапия В рамках конференции пройдёт и мой мастер-класс «Краткосрочное позитивное консультирование людей, переживающих кризис. Супервизия». Мастер-класс является итогом в краткой серии моих занятий с консультантами ТЭПП Московского Телефона Доверия для взрослых. Приходите и участвуйте в конференции! 27-28 апреля 2017 г. в Москве Заявки на участие в конференции принимаются до 25 апреля 2017 г. Обязательна электронная регистрация заявки - пройдите по ссылке, в информации о конференции найдёте ссылку на регистрацию. Возможно он-лайн участие! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|