Технология супервизии в системе труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

Профессии типа " человек - человек" предполагают постоянную работу профессионала с получателями услуг - людьми, которые, как правило, находятся в состоянии эмоционального реагирования, зачастую направленного на самого специалиста. Эмоциональные реакции и аффективное поведение клиентов могут негативно сказываться на профессиональном здоровье профессионала. Кроме этого, специфика работы специалиста помогающего типа труда определяется и личностными особенностями, которые могут влиять не только на качество оказываемых им услуг, но и способствовать развитию симптомов профессионального выгорания.

Для сохранения профессионального здоровья и разрешения негативных профессиональных деформаций необходимо осознание контрпереносов во взаимоотношениях «специалист – клиент». Как показывает опыт, осознать эти чувства и реакции в одиночку крайне сложно, есть риск запутаться в лабиринте оправданий и необъективно оценить сложившуюся ситуацию.

Как отмечают исследователи, именно сложности отношений и личностные особенности специалиста, влияющие на качество оказываемых услуг, обуславливают больше критических инцидентов, ведущих к изменению эффективности специалиста, чем какие- либо иные факторы. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что способность специалиста обращаться за поддержкой и принимать помощь - одна из важнейших профессиональных компетенций.

На сегодняшний день одним из самых современных и эффективных методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в форме профессионального консультирования и анализа целесообразности, качества используемых практических подходов и методов работы, одним из инструментов ментальной экологии специалиста является супервизия.

Некоторые специалисты считают супервизию рискованным мероприятием и опасаются её; другие  видят в ней особенно изощренное манипулятивное средство контроля и надзора за сотрудниками в той или иной организации. Все это может  вызвать затруднение в обращении специалиста к супервизору. Для преодоления негативного восприятия процесса супервизии у представителей социономических профессий необходимо, на наш взгляд, предоставить объективную информацию о целях, функциях, формах супервизии и ее отличии от психотерапии.

Итак, супервизия является общепризнанным методом сопровождения, образования, коррекции, развития специалистов помогающих профессий и организаций в целом, как саморазвивающихся инновационных систем. Супервизия призвана реализовывать стандарты в области политики повышения качества предоставляемых социальных и социально-психологических услуг.

Глобальной целью супервизии является повышение качества оказываемых услуг посредством профилактики и коррекции профессиональных, профессионально-личностных затруднений и деформаций, возникающих вследствие предоставления специалистами социально-психологических услуг.

В супервизорской практике реализуются следующие задачи:

  • анализ личности специалиста социальной сферы по параметру его ресурсности для профессиональной самореализации: мотивы выбора, ресурсы, скрытые компенсации и контрпереносы, ограничения в личностном развитии в связи с профессией, совместимость человека и профессии, проекции из сферы родительских интроектов;
  • формирование карьерограммы специалиста в качестве индивидуальной системы и в качестве сотрудника помогающей организации;
  • развитие инновационного, динамического и уникального стиля профессионального поведения, экологичного для самого специалиста, клиента и организационной культуры как инструмента системы менеджмента качества в помогающей организации;
  • анализ рефлексивной культуры профессионала, способного анализировать, осмысливать и реструктуризировать собственные профессиональные интеракции с позиции их успешности и профессиональных ошибок, рассматривая их как способы управления качеством предоставления социально-психологических услуг;
  • развитие методологической, методической и технологической компетенции специалиста и построение системы его профессионального развития;
  • формирование осознанной и необходимой взаимосвязи между супервизией, развитием и обучением специалиста с его личной динамикой, социально- экономической успешностью и включенностью в общеорганизационные процессы центра.

Следует отметить, что в психологии выделяют три основные функции супервизий:

  1. Образовательная или формирующая функция – развитие профессиональных компетенций супервизируемого. Обучение и преподавание осуществляется через анализ и исследование работы супервизируемого с клиентами, что помогает консультанту лучше понимать клиента, осознавать свои реакции на клиента, понимать динамику отношений и взаимодействий с клиентом, исследовать другие пути работы.
  2. Поддерживающая или тонизирующая функция – помощь супервизируемому в переживании негативного опыта общения со сложными случаями клиента.
  3. Консультирующая функция – исследование вопросов, возникающих у специалиста во время и по поводу своей работы. Супервизор в данном случае не дает прямых ответов, а скорее снабжает супервизируемого альтернативами, стимулируя развитие профессионального мышления. В фокусе внимания – сложности и язык концептуализации случая, перевод профессионального опыта на грамотный профессиональный язык, извлечение знания из опыта, обращение к концептуальным основаниям работы.

Также выделяют оценочную супервизию или экспертную, целью которой является контроль достижения целей, сформулированных в супервизорском контракте между супервизируемым и супервизором.

Супервизия может осуществляться в индивидуальной, групповой или коллегиальной форме в зависимости от объекта супервизии. Выбор формата супервизии определяется запросом супервизируемого и возможностями супервизора.

Индивидуальная супервизия осуществляется по контракту между супервизором и супервизируемым. Pet Hunt (1986) в своих трудах подчеркивает ценность контракта на супервизию, она говорит о необходимости «супервизорского альянса», предполагающего «большую открытость и ясность относительно методов, используемых в супервизии, причины их выбора, стиля и целей супервизии, желательной формы достигаемых отношений и ответственности каждого партнера по супервизии».

Заключая контракт с супервизором, необходимо обсудить, как вы оба представляете себе цели, выяснить ожидания и исследовать надежды и страхи относительно рабочих отношений. Должны быть установлены правила, касающиеся частоты встреч, их продолжительности и места, а также формы представления случаев.

Материалом для данного варианта супервизии может выступать доклад специалиста, предоставление видео- или аудиозаписи конкретного случая индивидуальной работы с получателем услуг. Работа супервизора при этом состоит в анализе представленного материала и в заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым. Разбору подлежат такие переменные как: трудности и ошибки в проведении социально-психологического консультирования (в установлении контакта, в стиле интервью, в выполнении принципа информированного согласия, в целенаправленности, последовательности и мастерстве выполнения каждой из продемонстрированных техник и т.д.)

Супервизия в данном формате считается наиболее эффективной и требует более тщательной подготовки как от супервизора, так и от супервизируемого.

В то же время, существует ряд причин, на основании которых специалисты предпочитают групповую форму супервизии. Основными из этих причин являются экономия времени и финансовых затрат. Следующее преимущество состоит в том, что в группе создается благоприятная атмосфера, в которой специалисты могут поделиться своими переживаниями с коллегами и получить поддержку от группы. Третье преимущество в том, что в групповой форме имеются более широкие возможности для получения обратной связи от коллег, а не только от супервизора. Еще одним преимуществом является использование акционных техник как часть супервизии. В группе можно использовать скульптуру и техники обмена ролями (например, техника «ролевого воспроизведения ситуации»). Использование подобных техник в работе даёт возможность группе получить новый опыт, по-новому увидеть взаимоотношения «клиент - терапевт».

Одной из эффективных и востребованных форм современной аналитической супервизии в группе является балинтовская группа.   

М. Балинт предложил в этой технологии очень эффективный метод, помогающий специалисту снизить свою эмоциональную напряженность в работе с «трудными» клиентами. Балинтовские группы способствовали тому, что профессионалам удавалось перейти к «межличностной психологии», исследуя в каждом случае характер своих взаимоотношений с получателями услуг и факторы, осложняющие эти отношения, а также связанное с этим снижение эффективности самой работы.

Технология балинт-групп помогает специалистам постепенно сменить акцент с болезнь-центрированного подхода в своей работе на клиент - центрированный.

Аргументом в пользу такого метода групповой супервизии служит и то, что консультативная деятельность профессионала в области помогающих профессий имеет ряд специфических особенностей, которые невозможно формализовать, внести в жестко структурированные схемы, а эффективность действий помогающего специалиста, особенно с точки зрения получателя услуг, трудно оценить однозначно. Групповая работа дает участникам большую степень внутренней свободы и открытости, защищает от клишированных интерпретаций.

Помощь в групповой супервизии осуществляется посредством того, что группа профессионалов дает опыт нового и более конструктивного переживания той неизвестности, которая существует в работе каждого из специалистов помогающих профессий с получателями услуг. Профессиональное сообщество, работая в тандеме, повышает у специалиста самооценку и степень удовлетворенности работой, тем самым в значительной степени способствуя профилактике эмоционального выгорания. Участие в группах способствует развитию социального оптимизма, креативного мышления и нового уровня самопонимания и коммуникативной компетентности, что позволяет специалистам выйти на более высокий уровень устойчивости к различным фрустрирующим аспектам профессиональной деятельности.

Важно отметить границы супервизии и ее отличие от психотерапии.

Под супервизией мы понимаем профессиональную поддержку специалиста, фокус внимания направлен на взаимоотношения «специалист – клиент», прояснение разнообразия аспектов психотерапевтического процесса, систему развития и углубления профессиональной рефлексии, адекватность использования форм работы с конкретным случаем клиента.

Процесс психотерапевтической работы является системой психологического воздействия (при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое состояние) на психику клиента с целью профилактики, коррекции или достижения иных целей.

 В буквальном переводе супервизия означает «надзор или наблюдение за чьей-то работой», позволяющее супервизанту систематически осознавать, видеть, понимать, анализировать собственные профессиональные действия и собственное профессиональное поведение в работе с клиентами.

Супервизия проводится с целью закрепления этических и профессиональных норм в практике и повышения профессиональности супервизируемого и участников супервизии, служит для предотвращения феномена «эмоционального выгорания» и исследования сложных случаев работы с клиентами в качестве усовершенствования навыков консультирования и повышения качества оказываемых специалистом социально-психологических услуг. Все вышеперечисленное и является очевидным отличием супервизии от психотерапии.

Процесс супервизии строится на определенной этической основе. Перечислим семь базовых принципов (PageandWosket):

  1. Соблюдение баланса между ответственностью за работу супервизируемого и уважение его самостоятельности.
  2. Проявление заботы о благополучии клиента, его защита с уважением его автономии.
  3. Действие в границах собственной компетенции.
  4. Лояльность.
  5. Отказ от использования подавляющих действий.
  6. Открытость конструктивной критике и обратной связи вместе с обязательством продолжать учиться.
  7. Самый главный принцип - «не навреди»!

Таким образом, участие профессионала в супервизиях, регулярных интервизиях является обязательным условием для специалистов помогающих профессий наряду с непрерывным образованием, самообразованием и личной терапией. Кроме того, стоит отметь, что супервизия решает чрезвычайно важную и актуальную задачу – задачу превенции и коррекции профессиональных деформаций (эмоционального, профессионального выгорания) специалиста, что способствует сохранению надежности деятельности сотрудников и, способствует сохранению и росту высоких стандартов качества оказания социальных услуг.

Литература

  1. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия: индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб: Речь, 2002
  2. Залевский Г.В. Психологическая супервизия. Томск, Изд-во ТГУ, 2008
  3. Винер Дж. и др. Супервизия супервизора: Практика в поисках теории. М.: Когито-Центр, 2006
  4. Залевский Г.В. Супервизия./Супервизорство.: проблемы и дефиниции (по материалам зарубежных исследований). Сообщение 1-5 //Сибирский психологический журнал.1998-2002.Вып. 7, 8-9, 13, 14-15, 16-17

 

Е.С. Юферова.

Заведующая

отделением экстренной психологической

 помощи 



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Простые инструменты для супервизии психотерапевтической работы
  • Мотивация как ключевой элемент формирования профессиональных компетенций специалиста
  • Расстановка как способ супервизии работы с семьей.
  • Использование группы как инструмента супервизии
  • Параллельный процесс и эмпатия в групповой супервизии
  • Три типа супервизии с групп-аналитической точки зрения
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • О групповой супервизии
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • О ревери в групповой супервизии
  • Поиск работы и упаковка образа специалиста: правила игры в практическом пособии
  • Феномены прямого и обратного отзеркаливания в групповой супервизии
  • Как найти психолога? На что опираться при выборе специалиста?
  • Нюансы супервизии. Запрос на супервизию.
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • Как выбрать своего специалиста ? На что стоит обращать внимание ?
  • Наверху всегда солнце. Кое-что о супервизии.
  • Как выбрать специалиста? Сложности выбора.
  • Супервизия для психолога - развитие профессионализма и способностей с целью улучшения практики
  • Как увеличить ценность своих услуг в глазах клиента?
  • Пять особенностей групп-аналитической супервизии
  • О супервизии в начале практики для начинающих психологов
  • Эссе на тему «Мой опыт получения супервизии».
  • Готовимся к супервизии: план представления случая
  • Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.
  • Супервизии. Необходимость или унижение?
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь