|
Технология супервизии в системе труда и социальной защиты населения Забайкальского края.Автор статьи: Екатерина Сергеевна Юферова
Профессии типа " человек - человек" предполагают постоянную работу профессионала с получателями услуг - людьми, которые, как правило, находятся в состоянии эмоционального реагирования, зачастую направленного на самого специалиста. Эмоциональные реакции и аффективное поведение клиентов могут негативно сказываться на профессиональном здоровье профессионала. Кроме этого, специфика работы специалиста помогающего типа труда определяется и личностными особенностями, которые могут влиять не только на качество оказываемых им услуг, но и способствовать развитию симптомов профессионального выгорания. Для сохранения профессионального здоровья и разрешения негативных профессиональных деформаций необходимо осознание контрпереносов во взаимоотношениях «специалист – клиент». Как показывает опыт, осознать эти чувства и реакции в одиночку крайне сложно, есть риск запутаться в лабиринте оправданий и необъективно оценить сложившуюся ситуацию. Как отмечают исследователи, именно сложности отношений и личностные особенности специалиста, влияющие на качество оказываемых услуг, обуславливают больше критических инцидентов, ведущих к изменению эффективности специалиста, чем какие- либо иные факторы. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что способность специалиста обращаться за поддержкой и принимать помощь - одна из важнейших профессиональных компетенций. На сегодняшний день одним из самых современных и эффективных методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в форме профессионального консультирования и анализа целесообразности, качества используемых практических подходов и методов работы, одним из инструментов ментальной экологии специалиста является супервизия. Некоторые специалисты считают супервизию рискованным мероприятием и опасаются её; другие видят в ней особенно изощренное манипулятивное средство контроля и надзора за сотрудниками в той или иной организации. Все это может вызвать затруднение в обращении специалиста к супервизору. Для преодоления негативного восприятия процесса супервизии у представителей социономических профессий необходимо, на наш взгляд, предоставить объективную информацию о целях, функциях, формах супервизии и ее отличии от психотерапии. Итак, супервизия является общепризнанным методом сопровождения, образования, коррекции, развития специалистов помогающих профессий и организаций в целом, как саморазвивающихся инновационных систем. Супервизия призвана реализовывать стандарты в области политики повышения качества предоставляемых социальных и социально-психологических услуг. Глобальной целью супервизии является повышение качества оказываемых услуг посредством профилактики и коррекции профессиональных, профессионально-личностных затруднений и деформаций, возникающих вследствие предоставления специалистами социально-психологических услуг. В супервизорской практике реализуются следующие задачи:
Следует отметить, что в психологии выделяют три основные функции супервизий:
Также выделяют оценочную супервизию или экспертную, целью которой является контроль достижения целей, сформулированных в супервизорском контракте между супервизируемым и супервизором. Супервизия может осуществляться в индивидуальной, групповой или коллегиальной форме в зависимости от объекта супервизии. Выбор формата супервизии определяется запросом супервизируемого и возможностями супервизора. Индивидуальная супервизия осуществляется по контракту между супервизором и супервизируемым. Pet Hunt (1986) в своих трудах подчеркивает ценность контракта на супервизию, она говорит о необходимости «супервизорского альянса», предполагающего «большую открытость и ясность относительно методов, используемых в супервизии, причины их выбора, стиля и целей супервизии, желательной формы достигаемых отношений и ответственности каждого партнера по супервизии». Заключая контракт с супервизором, необходимо обсудить, как вы оба представляете себе цели, выяснить ожидания и исследовать надежды и страхи относительно рабочих отношений. Должны быть установлены правила, касающиеся частоты встреч, их продолжительности и места, а также формы представления случаев. Материалом для данного варианта супервизии может выступать доклад специалиста, предоставление видео- или аудиозаписи конкретного случая индивидуальной работы с получателем услуг. Работа супервизора при этом состоит в анализе представленного материала и в заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым. Разбору подлежат такие переменные как: трудности и ошибки в проведении социально-психологического консультирования (в установлении контакта, в стиле интервью, в выполнении принципа информированного согласия, в целенаправленности, последовательности и мастерстве выполнения каждой из продемонстрированных техник и т.д.) Супервизия в данном формате считается наиболее эффективной и требует более тщательной подготовки как от супервизора, так и от супервизируемого. В то же время, существует ряд причин, на основании которых специалисты предпочитают групповую форму супервизии. Основными из этих причин являются экономия времени и финансовых затрат. Следующее преимущество состоит в том, что в группе создается благоприятная атмосфера, в которой специалисты могут поделиться своими переживаниями с коллегами и получить поддержку от группы. Третье преимущество в том, что в групповой форме имеются более широкие возможности для получения обратной связи от коллег, а не только от супервизора. Еще одним преимуществом является использование акционных техник как часть супервизии. В группе можно использовать скульптуру и техники обмена ролями (например, техника «ролевого воспроизведения ситуации»). Использование подобных техник в работе даёт возможность группе получить новый опыт, по-новому увидеть взаимоотношения «клиент - терапевт». Одной из эффективных и востребованных форм современной аналитической супервизии в группе является балинтовская группа. М. Балинт предложил в этой технологии очень эффективный метод, помогающий специалисту снизить свою эмоциональную напряженность в работе с «трудными» клиентами. Балинтовские группы способствовали тому, что профессионалам удавалось перейти к «межличностной психологии», исследуя в каждом случае характер своих взаимоотношений с получателями услуг и факторы, осложняющие эти отношения, а также связанное с этим снижение эффективности самой работы. Технология балинт-групп помогает специалистам постепенно сменить акцент с болезнь-центрированного подхода в своей работе на клиент - центрированный. Аргументом в пользу такого метода групповой супервизии служит и то, что консультативная деятельность профессионала в области помогающих профессий имеет ряд специфических особенностей, которые невозможно формализовать, внести в жестко структурированные схемы, а эффективность действий помогающего специалиста, особенно с точки зрения получателя услуг, трудно оценить однозначно. Групповая работа дает участникам большую степень внутренней свободы и открытости, защищает от клишированных интерпретаций. Помощь в групповой супервизии осуществляется посредством того, что группа профессионалов дает опыт нового и более конструктивного переживания той неизвестности, которая существует в работе каждого из специалистов помогающих профессий с получателями услуг. Профессиональное сообщество, работая в тандеме, повышает у специалиста самооценку и степень удовлетворенности работой, тем самым в значительной степени способствуя профилактике эмоционального выгорания. Участие в группах способствует развитию социального оптимизма, креативного мышления и нового уровня самопонимания и коммуникативной компетентности, что позволяет специалистам выйти на более высокий уровень устойчивости к различным фрустрирующим аспектам профессиональной деятельности. Важно отметить границы супервизии и ее отличие от психотерапии. Под супервизией мы понимаем профессиональную поддержку специалиста, фокус внимания направлен на взаимоотношения «специалист – клиент», прояснение разнообразия аспектов психотерапевтического процесса, систему развития и углубления профессиональной рефлексии, адекватность использования форм работы с конкретным случаем клиента. Процесс психотерапевтической работы является системой психологического воздействия (при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое состояние) на психику клиента с целью профилактики, коррекции или достижения иных целей. В буквальном переводе супервизия означает «надзор или наблюдение за чьей-то работой», позволяющее супервизанту систематически осознавать, видеть, понимать, анализировать собственные профессиональные действия и собственное профессиональное поведение в работе с клиентами. Супервизия проводится с целью закрепления этических и профессиональных норм в практике и повышения профессиональности супервизируемого и участников супервизии, служит для предотвращения феномена «эмоционального выгорания» и исследования сложных случаев работы с клиентами в качестве усовершенствования навыков консультирования и повышения качества оказываемых специалистом социально-психологических услуг. Все вышеперечисленное и является очевидным отличием супервизии от психотерапии. Процесс супервизии строится на определенной этической основе. Перечислим семь базовых принципов (PageandWosket):
Таким образом, участие профессионала в супервизиях, регулярных интервизиях является обязательным условием для специалистов помогающих профессий наряду с непрерывным образованием, самообразованием и личной терапией. Кроме того, стоит отметь, что супервизия решает чрезвычайно важную и актуальную задачу – задачу превенции и коррекции профессиональных деформаций (эмоционального, профессионального выгорания) специалиста, что способствует сохранению надежности деятельности сотрудников и, способствует сохранению и росту высоких стандартов качества оказания социальных услуг. Литература
Е.С. Юферова. Заведующая отделением экстренной психологической помощи Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|