Использование группы как инструмента супервизии

Группа как инструмент супервизии. «Незнание» и негативная способность

При использовании группы как посредника супервизии важно полностью задействовать ее потенциал. Супервизия отражает фундаментальную систему ценностей групп-анализа и подразумевает важность таких принципов, как взаимность и взаимозависимость. В групп-анализе подчеркивается, что терапевтический процесс в группе – это «... анализ группы, осуществляемый самой группой, включая ведущего» (Foulkes 1964).

Использование группы как инструмента супервизии
Все члены группы, как и ее ведущий, подвергаются влиянию событий, которые происходят в матрице группы во время сессии. Ведущий группы в большей степени подвержен влиянию событий на сессии, чем индивидуальный аналитик, поскольку сидит в кругу на таком же стуле, как и прочие участники, и каждый из них может его видеть. Его сопротивления и защиты могут быть в определенной степени видны, как и у любого другого участника группы.

Пациенты всегда боятся чрезмерного раскрытия в терапии, и ведущий группы оказывается в таком же уязвимом положении. Это отрезвляющее переживание, которое постоянно вынуждает возвращаться к оценке функции стыда и раскрытия в терапии и в супервизии.
 
Эта сложность коммуникаций и событий на каждой групповой сессии временами может ощущаться как чрезмерная. Это может быть следствием проективных идентификаций, атакующих способность терапевта мыслить, но есть и другие ситуации, когда в группе реверберируют резонансы, ассоциации амплифицируются и объединяются, что приводит к феномену групп-аналитического конденсатора (condenser). Это моменты, когда группаналитик должен выносить «незнание» и помнить идею «доверия группе» Фоулкса.

Феномен конденсатора - это события, при которых терапевтический или супервизорский процесс может переходить на новый уровень понимания или смысла, подобно квантовому скачку в физике.
 
Оставаться в «незнании» бывает сложно, но эта способность важна для любой осмысленной терапевтической деятельности, включая супервизию. Когда специалист постепенно учится выносить «незнание», он развивает в себе то, что Китс (1817) назвал «негативной способностью, когда человек может пребывать в неуверенности, с тайной, с сомнением, без раздраженного цепляния за факты и причины».

В рамках этого пространства, подобного «О» Биона, может возникнуть творчество и трансформация, и из этого пространства появляется смысл. Это относится к терапии, а также и к супервизии. Если ведущий группы или супервизор может справиться с этими сложными моментами и работать в этих условиях, что означает способность поддерживать или своевременно восстанавливать возможность мыслить, то пациенты постепенно также научатся этому.

Способность идентифицировать это пространство «незнания» и дифференцировать его от сопротивлений и защит предполагает наличие у ведущего или у супервизора способности к трансляции – это еще один групп-аналитический термин.
В дополнение к психоаналитической концепции интерпретации, Фоулкс (1964) вводит понятие трансляции, при помощи которой отслеживается и определяется смысл.

Трансляция – это групп-аналитический эквивалент превращению бессознательного в сознательное. Это вербальная коммуникация, которая переводит первичный процесс на язык вторичного процесса или выводит симптоматическое на символический уровень мышления и понимания.

Это может принимать различные вербальные формы, например, привлечение внимания к чему-либо, установление связи, конфронтация или интерпретация. Трансляция представляет собой существенную часть коммуникации, с учетом того, что каждый индивид – и кстати, каждая группа – обладает своим специфическим языком или идиомами. В терапевтической работе мы всегда транслируем (переводим) язык пациента на свой язык и обратно, а супервизия должна жонглировать дополнительными процессами трансляции, особенно выраженными в групповой супервизии.

 ------------------

Гордеева Юлия,
к.ф.-м.н., психолог, психоаналитический терапевт,
психодинамический коуч, групп-аналитик, супервизор
Цикл заметок по материалам курса обучения групповой супервизии IGA (Лондон)

Групповые супервизии для начинающих

Интенсив-группа супервизии по субботам (on-line)



Просмотров: 725
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пять особенностей групп-аналитической супервизии
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Три типа супервизии с групп-аналитической точки зрения
  • Параллельный процесс и эмпатия в групповой супервизии
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • О групповой супервизии
  • О ревери в групповой супервизии
  • Феномены прямого и обратного отзеркаливания в групповой супервизии
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • К вопросу об определении эффективности терапии в процессе супервизии
  • Супервизорская практика в России: проблемы и обучающий потенциал психоаналитической супервизии
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Наверху всегда солнце. Кое-что о супервизии.
  • Нюансы супервизии. Запрос на супервизию.
  • Мир снов и Мир групп - Диалоги индейского племени и культурных конвенций - Сны в групповой терапии
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Забавные моменты супервизии
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Правила терапевтической группы
  • Интегративная супервизия. Организация группы.
  • Работа группы в унисон | Програмирование пространства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь