Феномены прямого и обратного отзеркаливания в групповой супервизии

Психодинамический тренинг и групповая супервизия. Феномены прямого и непрямого («обратного») отзеркаливания в групповой супервизии

 Феномены прямого и обратного отзеркаливания в групповой супервизии

Феномены отзеркаливания присутствуют в супервизорских группах и балинтовских группах в той же степени, что и в терапевтических группах. Когда удается их заметить и исследовать, то они помогают нам лучше понять вербальный материал в группах и различные бессознательные уровни группового процесса. На практике необходимо различать два типа феноменов отзеркаливания – это прямое отзеркаливание и «обратное» отзеркаливание.

Феномены прямого отзеркаливания в групповой супервизии отражают бессознательные отношения между докладчиком-терапевтом и его клиентом.  Феномены непрямого или «обратного» отзеркаливания – это  процессы, связанные с неразрешенными конфликтами, которые вызывают отчуждение. Эти феномены непрямого («обратного») отзеркаливания часто создают препятствие основной цели работы супервизорской группы, а именно - пониманию тех отношений терапевт-клиент, которые выносятся на супервизию и являются предметом рассмотрения.

Прямое отзеркаливание
Феномены прямого отзеркаливания в аналитической практике. Термином «феномены прямого отзеркаливания» обозначается то, что известно в психоанализе со времен Зигмунда Фрейда как «трансфер» (пененос). Считается, что аналитик должен действовать как зеркало, отражая пациенту его слова или невербальные сигналы: «терапевт должен показывать лишь то, что показали ему» (Freud, 1912: 384). Это идеальное требование едва ли выполнимо на практике. В реальности терапевт не может вести себя как идеальное зеркало. Скорее, если продолжить метафору, это будет зеркало со сколами, трещинами и иными дефектами, которые сами по себе создают помехи прямому отзеркаливанию.

Если мы, помимо того, рассмотрим сознательные и бессознательные процессы самого терапевта, результирующий образ получится более сложным, нежели простое отзеркаливание.
Внутри самого терапевта происходит множество различных процессов, которые можно представить как «вертикальную» плоскость (внутриличностные или интрапсихические процессы терапевта), в отличие от отзеркаливания между пациентом и терапевтом в «горизонтальной» плоскости (межличностные отношения). К ним относятся процессы восприятия, понимания восприятий, регистрации трансфера, соотнесения с личным опытом и тестирования полученных восприятий и оценок в соответствии с психоаналитической теорией.

Феномены прямого отзеркаливания в супервизорских группах
Когда супервизант супервизорской группы рассказывает о своих отношениях с пациентом, между докладчиком и другими членами группы возникают непроизвольные трансферы. Слова докладчика создают образ отношений между описываемыми людьми «там и тогда», обсуждаемых в «здесь и сейчас» группы. Докладчик, в своей бессознательной идентификации с пациентом, может переносить на другого члена группы эмоцию, который пациент переносил на него. Если этот другой член группы будет реагировать на эти трансферные эмоции, то тогда он, по сути, будет отзеркаливать эмоции пациента в группе. Такой трансфер в «здесь и сейчас» супервизорской группы можно, применяя термин, который вводит Дантлграбер (1977), назвать трансфером «второго порядка» в противоположность трансферу первого порядка изначальной терапевтической ситуации.

Феномены непрямого или «обратного» отзеркаливания
Непрямое или «обратное» отзеркаливание в целом. Вместо «непрямого» нам следует, вероятно, говорить об «обратном» отзеркаливании, поскольку термин «непрямое» не вполне точно отражает ситуацию. Это нечто, что происходит не прямо, а при посредстве третьего объекта. Например, фотограф либо прямо освещает своей вспышкой объект, который он хочет сфотографировать, либо делает это непрямым образом, когда свет вспышки отражается от потолка. Здесь же подразумевается «обратное» отзеркаливание, то есть, отзеркаливание пациентом того, истоки чего находятся в терапевте.

Часто забывают, что у терапевта развиваются и собственные трансферы на пациента, который, в свою очередь, их отражает. Поэтому важно, чтобы терапевт осознавал собственные трансферы, поскольку в противном случае он будет считать их отзеркаливание пациентом первичным трансфером пациента, а не собственным трансфером, отраженным или отзеркаленным пациентом. Это бы неизбежно привело к серьезным ошибкам в оценке ситуации пациента.

«Обратное» отзеркаливание в супервизорской группе
Возникающие в супервизорской группе желания, страхи и защиты могут быть не связаны с представленным на супервизию случаем, а быть следствием конфликта между членами группы или ведущим и членами группы. Тогда представленный на супервизию случай отзеркаливает конфликты самой группы. Нормальное отзеркаливание случая группой при этом становится обратным. И тогда дальнейшая работа группы становится под угрозу.

В супервизорских группах, состоящих из практикующих врачей, ординаторов психиатрических клиник и университетских студентов-психологов, такого рода феномены отзеркаливания происходят довольно часто. Они могут приводить к существенному отчуждению в работе группы, изначально нацеленной на лучшее понимание супервизируемого случая и рассматриваемого пациента, и создавать препятствия неискаженному рассмотрению психической реальности пациента и терапевта в процессе группового обсуждения.



В своей практике я регулярно пользуюсь возможностью получить "супервизию супервизии" своей работы как ведущего группы, и снова убеждаюсь, что именно объемное разворачивание ситуации на супевизорской группе помогает "ухватить" эти бессознательные феномены и возможность исследовать свои контрпереносные чувства.

Итак, феномены «обратного» отзеркаливания тормозят и иногда даже полностью блокируют работу супервизорской группы. Из личного опыта, я могу  рекомендовать всем участкам групповой супервизии, включая ведущего, быть внимательнее к рамкам отношений в данной супервизионной группе, проходить личный анализ и регулярно рефлексировать себя и свою практику, помня о том, что "дьявол кроется в деталях" и соблазн в этой профессии сопутствует нам постоянно, принимая различные формы.

 Гордеева Юлия,
к.ф.-м.н., психолог, психоаналитический терапевт,
психодинамический коуч, групп-аналитик, супервизор

 
------------
При подготовке этой статьи были использованы материалы:
Peter Kutter. Group Analysis (SAGE, London, Newbury Park and New Delhi), Vol. 26 (1993), pp. 177-181 

Новые тренинги в 2018:
Групповые супервизии онлайн для начинающих https://www.psyoffice.ru/training.php?id=44360
Интенсив-группа супервизии онлайн по субботам (on-line) https://www.psyoffice.ru/training.php?id=40057
"Анализ сновидений" практика в on-line группе. Тренинг для психологов https://www.psyoffice.ru/training.php?id=40710



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Использование группы как инструмента супервизии
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Феномены группового взаимодействия
  • Как увидеть феномены нарушения границ в своей жизни.
  • Феномены близких отношений.
  • Феномены близких отношений. Часть 2
  • Феномены близких отношений. Часть 1
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Отзыв участницы группы "Навстречу к себе"
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • "Лови дракона", или 10 недель мужской группы. Неделя 1
  • Внутренние феномены пограничного состояния. Хороший внутренний объект
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Портрет подростка группы "Суицид"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь