|
Феномены группового взаимодействияАвтор статьи: Пестов Максим Геннадьевич
Отношения в группе можно разделить на несколько стилей взаимодействия. В первом случае один участник группы ощущает себя акцептором эмоциональных процессов другого участника. То есть взаимодействие остается односторонним. Фигурой контакта становится только изолированное действие, на которое можно реагировать по разному - действовать в ответ, интерпретировать, игнорировать, переживать токсические эмоции и так далее.
В другом случае я, как участник группы, не просто ощущаю на себе действие другого, но и рассматриваю это действие как часть его жизни и логики построения отношений. Мне становится доступным не только измерение моих реакций, но и пространство мотиваций другого, его жизненная ситуация. Это позволяет мне посмотреть на меня самого глазами другого, временно отождествиться с ним для того, чтобы пережить его необходимость поступать именно так, а не иначе. Теперь за действием я могу видеть фон, из которого оно вырастает и мне становятся доступными другие возможности для реагирования. Теперь я - это не только мои реакции на другого, я это еще и часть пространства отношений, которая вызывает подобные действия, я - соучастник, а не мишень. Эта перспектива является очень сложной для использования. Она предполагает отказ от Я-центризма и от привычного способа организации поля восприятия. В той ситуации мы словно бы одалживаем чужой психический аппарат и наблюдаем себя не как центр известной вселенной, а как одно из многих явлений, не сильно выделяющееся на общем фоне. Возможность сесть в чужое кресло и увидеть реальность под другим углом преломления является важной ценностью зрелой группы. Также особенность группы состоит в том, что в ней одновременно происходят два процесса. Точнее, происходящее можно оценивать сразу в двух плоскостях. Во-первых, наблюдаемые процессы являются этапом развития групповой динамики, логика которой выражается в движении от отношений, обусловленных ролями и сценариями к близости через признание разницы и отдельности. Это сложный процесс, каждый этап которого с трудом укладывается в канву естественного развития, если смотреть на это изнутри. Но при взгляде из несколько дистанциированной мета-позиции универсальный и закономерный характер происходящего не может ставиться под сомнение. Во-вторых, мы можем видеть, как общая групповая фигура и этапы ее развития преломляются через индивидуальные цели и задачи, которые ставит перед участниками групповая ситуация. Переживание неопределенности, характерное для группы как мини- модели окружающей реальности побуждает каждого участника к регрессу на ту стадию психо-социального развития, которая нуждается в окончательной проработке. Общая и индивидуальная задачи решаются одновременно. Группа делает акцент на необходимости преодоления личных сложностей для того, чтобы работать на благо группы и тем самым для себя, только на другом, более обобщенном уровне. В переносе на терапевта проявляются те фигуры, которые уже существуют в группе между участниками, и которые не получают своего развития вследствие сопротивления. Поэтому любые агрессивные выпаду в сторону терапевта в групповом процессе направляются не к его человеческому образу, а к той роли, которую он играет в группе. Это не связано ни с оценкой его работы, ни с его полезностью или бесполезностью, ни с правильностью интервенций. Перенос на ведущего является необходимым инструментом, с помощью которого проявляются скрытые групповые темы. Понимание этого феномена придает устойчивость ведущему, который не стремиться сгладить противоречия, а наоборот, поощряет их развитие, тем самым подставляясь под агрессию участников. Задачей ведущего является таким образом, обозначение тем, которые он наблюдает, без воздействия на их развития. Ведущий скорее делает скрытые процессы в группе явными, чем замещает своей активностью активность группы. Кроме переносов на ведущего в поле группы попадает множество переносов участников друг на друга. Задачей групповой динамики становится такое построение отношений, при котором прошлый опыт перестает мешать устанавливать адекватное взаимодействие с людьми из настоящего. Отыгрывание переноса в группе чаще всего приводит к разобщению участников и это не способствует его переработке. В этом смысле перенос скрывает за собой актуальную групповую ситуацию и не дает проявляться ее динамике.. Например, трудность удерживаться в позиции сиблинговой конкуренции создает невозможность обнаруживать интерес и признание других участников, что в свою очередь увеличивает объем группового бессознательного. Уважение к переживанию отличия другого человека это то, что цементирует группу, делает ее возможной. Задача группы не сливаться в экстазе и не уничтожать за инаковость, а продолжать существовать в поиске возможностей для взаимодействия. Групповая проекция, которая неизбежно возникает на этапе ориентации в обстановке, имеет три источника возникновения - это личный материал, материал другого и материал ситуации. Таким образом, в ней содержится доступ к информации о том, как живет группа в целом.Вопрос который полезно задавать после группы - что осталось не выраженным, о чем нельзя говорить на группе, что кажется неуместным и неудовлетворенным. Этот вопрос представляет доступ к фигурам избегания, которые создают ландшафт группового бессознательного. Эти феномены активно поддерживается одним или несколькими участниками. Например, фигурой избегания на ранних этапах развития группы является невозможность конкурировать с ведущими или в открытую выражать свое неодобрение происходящим. Это ограничивает степень свободы личного присутствия. Задачей ведущих группы в этой ситуации становится легализация фигур избегания и поддержка конфронтации с ней тех участников, которые ранее являлись ее проводниками. Двойные послания на группе это способ остаться в одиночестве, например, плакать и не говорить о чем, не связывать аффект с происходящим, не завершать коммуникацию или не направлять ее к конкретному участнику. Двойные послания это одновременно и обозначение своей позиции и дистанцирование от эмоциональной вовлеченности в происходящее. Например, можно рассказывать о трагической истории из “большой жизни” и не связывать этот рассказ с потребностью говорить об этом именно на этой группе и именно в этот момент времени. То есть всякая ситуация или тема, которая активно не связывается с групповым взаимодействием, является попыткой получить новый опыт без его переживания. Допустим, участник группы пытается понять для себя, зачем необходима злость. Спрашивает у других, какое знание они получают о себе, когда идентифицируются со своей агрессией. Когда он наконец начинает злиться на то, что его игнорируют, то перестает задавать вопросы и включается в отношения. Взаимодействие между участниками в группе направлено не на модификацию их поведения, а для предельного обозначения собственной позиции. Говорить про другого человека на группе позволительно для того, чтобы дать возможность говорящему что-то понять про себя. Если на группе один участник говорит другому “ты меня злишь”, это не эквивалентно посланию “немедленно прекрати вызывать во мне отрицательные эмоции и покайся”. Это означает скорее возможность для дальнейшего контактирования и прояснения, поскольку ситуация перестала быть нейтральной и в ней появились новые фигуры интереса. Одной из важнейших особенностей группового процесса, на мой взгляд, является безусловное вовлечение во взаимодействие всех его участников. На группе очень трудно отсидеться незамеченным, ибо она является целостным организмом и поэтому происходящие в ней процессы затрагивают все элементы системы. Индивидуальное сознание, опознавая себя как часть группового взаимодействия, обнаруживает в себе малоисследованные черты и качества. Соответственно, задачей групповой терапии, является возвращение в сознание отчуждаемых элементов, посредством их проживания и интеграции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|