|
Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группыАвтор статьи: Алексеев Кирилл Константинович
В предыдущих статьях я писал о том, как действует групповая терапия. Понятно, что львиную доли работы выполняет сама группа. Но сама по себе она не может стать действительно эффективным механизмом, способствующим терапевтическим изменениям у каждого из участников. Я видел работу разных групп и могу с уверенностью сказать, что если просто собрать семь человек и посадить их в кружок, позволив говорить «по душам», никакой терапии не получится. Ведущий должен приложить определенные усилия для того, чтобы сделать группу по-настоящему рабочей. Сама по себе группа к этому состоянию не стремится, а иногда и довольно активно сопротивляется. Итак, коротко задачи ведущего группы изложены на рисунке: Разделение на этапы довольно условно. Ведущему приходится выполнять все эти задачи на всех этапах. Вопрос лишь в количестве усилий и в акцентах. Так на первом этапе большая часть сил и внимания уходит на формирование групповых норм и на оказание поддержки. Первое необходимо для того, чтобы впоследствии группа могла самостоятельно решать терапевтические задачи и делала это эффективно. Второе — для создания атмосферы безопасности и сплоченности группы. Формирование норм — чистой воды бихевиоризм. Демонстрируется и подкрепляется желательное поведение (ведущий является неким образцом), а нежелательное не подкрепляется или (в некоторых случаях) наказывается. Если уделять этому занятию достаточно сил и внимания, нормы формируются очень быстро. Поддержка — занятие более сложное и тонкое, но необходимое. Опять по опыту: чем меньше фрустрации на начальном этапе группы, тем быстрее она становится сплоченной и способной решать серьезные терапевтические задачи. Сплоченность — аналог терапевтических отношений Налаживание коммуникаций между участниками — задача, которую ведущий выполняет на протяжении всей группы. На первом этапе этим приходится заниматься больше, поскольку участники поначалу стремятся общаться друг с другом не напрямую, а через ведущего или других участников. Если их постоянно направлять на прямое взаимодействие, эта норма усваивается, и ведущий может переключить внимание на решение других задач. Вот так Ялом рисует два типа коммуникаций На удержание группы в «здесь и сейчас» тоже требуются определенные усилия. Опять же, на первом этапе этим приходится заниматься активнее. Но и продвинутые рабочие группы нет-нет, да и норовят уйти в «там и тогда», особенно если в группе есть серьезное сопротивление. Так что с этой задачей ведущий работает все время. Одна из наиболее сложных задач -- удержать группу в здесь и сейчас Анализ группового процесса — это, пожалуй, единственная функция, которую группа выполнять не будет. Обычно находятся участники, которые берут на себя роль ведущего и довольно успешно удерживают группу в «здесь и сейчас», следят за прямыми коммуникациями, дают поддержку и т.д. Но анализировать процесс редко кто отваживается, так как группа агрессивно воспринимает попытки других участников выполнять «работу терапевта». Так что эту задачу ведущий решает в одиночку. На первом этапе анализу процесса отводится относительно немного времени. Он должен быть мягким, очень аккуратным — сопротивление сильное и грубые интервенции будут отвергнуты или не услышаны. По мере увеличения опыта участников, роль такого анализа возрастает. Анализировать процесс -- прерогатива ведущего Уровень активности ведущего зависит от этапа группы и ее формата. Если говорить о долгосрочных группах, то в самом начале ведущий проявляет довольно много активности. У него хлопот полон рот — формировать нормы, поддерживать, налаживать коммуникации, удерживать группу в «здесь и сейчас» и т.д. Если все это пустить на самотек и хранить мудрое молчание, фрустрация в группе может быть очень сильной, что приводит зачастую либо к формированию непродуктивных норм либо к развалу группы. Впоследствии активность ведущего снижается до минимума — группа в состоянии сама проделывать большую часть терапевтической работы. Один раз наладил, потом оно уже само едет. Хочешь сделать хорошо -- сделай это сам
В краткосрочных группах ведущий остается активным на протяжении всей работы группы. Дефицит времени не позволяет пускать дело на самотек. Очень важно в кратчайшие сроки вывести группу на рабочий уровень, то есть сделать ее сплоченной, сформировать правильные нормы и наладить продуктивное взаимодействие. Поэтому в краткосрочных группах пассивности ведущего места нет. Можно сколько угодно верить в потенциал клиента и групповую динамику, но если эти вещи не направляются мягко и осторожно в нужное русло, 80% работы будет проделано вхолостую. Понятно, что все нюансы ведения терапевтической группы в подходе Ялома в трех коротеньких статьях не осветить, но основные вешки я все-таки расставил. Более подробно про групповую терапию можно почитать в толстых умных книгах: Ну и как водится, об авторе:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|