Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы

Групповая терапия в подходе И Ялома Часть 3 Задачи ведущего группы

В предыдущих статьях я писал о том, как действует групповая терапия. Понятно, что львиную доли работы выполняет сама группа. Но сама по себе она не может стать действительно эффективным механизмом, способствующим терапевтическим изменениям у каждого из участников. Я видел работу разных групп и могу с уверенностью сказать, что если просто собрать семь человек и посадить их в кружок, позволив говорить «по душам», никакой терапии не получится. Ведущий должен приложить определенные усилия для того, чтобы сделать группу по-настоящему рабочей. Сама по себе группа к этому состоянию не стремится, а иногда и довольно активно сопротивляется.

Итак, коротко задачи ведущего группы изложены на рисунке:

Разделение на этапы довольно условно. Ведущему приходится выполнять все эти задачи на всех этапах. Вопрос лишь в количестве усилий и в акцентах.

Так на первом этапе большая часть сил и внимания уходит на формирование групповых норм и на оказание поддержки. Первое необходимо для того, чтобы впоследствии группа могла самостоятельно решать терапевтические задачи и делала это эффективно. Второе — для создания атмосферы безопасности и сплоченности группы.

Формирование норм — чистой воды бихевиоризм. Демонстрируется  и подкрепляется желательное поведение (ведущий является неким образцом), а нежелательное не подкрепляется или (в некоторых случаях) наказывается. Если уделять этому занятию достаточно сил и внимания, нормы формируются очень быстро.

Поддержка — занятие более сложное и тонкое, но необходимое. Опять по опыту: чем меньше фрустрации на начальном этапе группы, тем быстрее она становится сплоченной и способной решать серьезные терапевтические задачи.

Сплоченность — аналог терапевтических отношений

Налаживание коммуникаций между участниками — задача, которую ведущий выполняет на протяжении всей группы. На первом этапе этим приходится заниматься больше, поскольку участники поначалу стремятся общаться друг с другом не напрямую, а через ведущего или других участников. Если их постоянно направлять на прямое взаимодействие, эта норма усваивается, и ведущий может переключить внимание на решение других задач.

Вот так Ялом рисует два типа коммуникаций

На удержание группы в «здесь и сейчас» тоже требуются определенные усилия. Опять же, на первом этапе этим приходится заниматься активнее. Но и продвинутые рабочие группы нет-нет, да и норовят уйти в «там и тогда», особенно если в группе есть серьезное сопротивление. Так что с этой задачей ведущий работает все время.

Одна из наиболее сложных задач -- удержать группу в здесь и сейчас 

Анализ группового процесса — это, пожалуй, единственная функция, которую группа выполнять не будет. Обычно находятся участники, которые берут на себя роль ведущего и довольно успешно удерживают группу в «здесь и сейчас», следят за прямыми коммуникациями, дают поддержку и т.д. Но анализировать процесс редко кто отваживается, так как группа агрессивно воспринимает попытки других участников выполнять «работу терапевта». Так что эту задачу ведущий решает в одиночку. На первом этапе анализу процесса отводится относительно немного времени. Он должен быть мягким, очень аккуратным — сопротивление сильное и грубые интервенции будут отвергнуты или не услышаны. По мере увеличения опыта участников, роль такого анализа возрастает.

Анализировать процесс -- прерогатива ведущего

Уровень активности ведущего зависит от этапа группы и ее формата. Если говорить о долгосрочных группах, то в самом начале ведущий проявляет довольно много активности. У него хлопот полон рот — формировать нормы, поддерживать, налаживать коммуникации, удерживать группу в «здесь и сейчас» и т.д. Если все это пустить на самотек и хранить мудрое молчание, фрустрация в группе может быть очень сильной, что приводит зачастую либо к формированию непродуктивных норм либо к развалу группы. Впоследствии активность ведущего снижается до минимума — группа в состоянии сама проделывать большую часть терапевтической работы. Один раз наладил, потом оно уже само едет.

Хочешь сделать хорошо -- сделай это сам

 

В краткосрочных группах ведущий остается активным на протяжении всей работы группы. Дефицит времени не позволяет пускать дело на самотек. Очень важно в кратчайшие сроки вывести группу на рабочий уровень, то есть сделать ее сплоченной, сформировать правильные нормы и наладить продуктивное взаимодействие. Поэтому в краткосрочных группах пассивности ведущего места нет. Можно сколько угодно верить в потенциал клиента и групповую динамику, но если эти вещи не направляются мягко и осторожно в нужное русло, 80% работы будет проделано вхолостую.

Понятно, что все нюансы ведения терапевтической группы в подходе Ялома в трех коротеньких статьях не осветить, но основные вешки я все-таки расставил. Более подробно про групповую терапию можно почитать в толстых умных книгах: 

Ну и как водится, об авторе:

 



Просмотров: 674
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Групповая терапия: вмешательство ведущего с целью создания и сохранения терапевтической среды
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Если студент говорит о суициде (памятка кураторам студенческой группы)
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Если все хорошо, но «что-то не так»
  • Как получить пользу от терапевтической группы?
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Часть 1. Травля ребенка в школе: обычное дело или болезнь группы?
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь