Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.

Одной из задач гештальт-психотерапевта, ведущего группы, - это принятие и осознание того факта, что он такой же участник группы как и остальные. Если ведущий группы выступает как эксперт, то это группа из терапевтической превращается в тренинговую, а психотерапевт становится тренером, коучем – педагогом.

            Терапевтическая группа создается для свободы жить участникам группы, а не свободы – жить так, как хочет тренер, ведущий группы.

            Терапевт переживает происходящее в группе, так как, он чувствует, рефлексируя и проводя одновременно анализ происходящих процессов, - не говорит, что делать и куда двигаться, а говорит о том, что происходит.

            Одним из полезных моментов в групповой работе это анализ векторов реагирования участников. Так например, участники с ярко выраженными психотическим вектором – «победят» участников в нарциссическом векторе, как хаос, который всегда побеждает систему.

            В группе происходит совмещение личностной проблемы участника группы с групповой проблемой. Терапевт видит и чувствует носителя групповой темы и помогает продвигать групповую тему.

 

Фазы групповой динамики.

 

Терапевтическая группа длится от 3 до 9 месяцев и более, проходит четыре фазы.

 

  1. На первой фазе, это начальная фаза группы, – происходит социальное приспособление участников группы друг к другу. На этой фазе участники испытывают тревожность, неизвестность , происходит изображение социальных ролей.

            Возникают вопросы у членов группы:

  • Эти ведущие группы, психологи, кто они такие ?
  • Что они будут с нами делать?
  • Это разве может помочь?
  • Зачем я за это заплатил и для чего я сюда пришел?
  • Что мне здесь делать ? Говорить или молчать?
  • Если группа социальная модель, какая суть и цель ?

 

            Тема сплочения и безопасности – одна из ключевых тем первой фазы.

Раздробленный мир участников группы не насыщается, терапевт для этого проводит «столкновения» участников между собой.

            На начальном этапе участники знакомятся на своих проблемах. Знакомство происходит на единстве схожести проблем.

            Участники в нарциссическом векторе проявляются, но говорят не о том, не о проблеме группы. Такие участники могут покинуть группу в самом начале. Нарциссы первые отвергают, чтобы не быть отвергнутыми. Участники в шизоидном векторе, как правило, рефлексируют, молчат.

            Все участники группы показывают свой привычный способ предъявления в мир.

            «Я так привык взаимодействовать в социальном мире !» - посыл участников на начальной фазе.

            Задача терапевта – показать каждому участнику, что он не один, а в группе, поддержать тему общности группы. Если это удалось, участники группы все сделают сами. Важно сформировать общность, а не рассматривать личные проблемы участников. Если нет общности, группа рефлексирует, - участники засыпают, отвлекаются или «залипают» в телефоне. Поэтому на начальном этапе важно не проводить терапию участников, а поддержать интерес участников друг к другу.

Начальный первый этап может длиться от одного дня до 2-3-х встреч.

 

  1. На второй фазе участники переживают два полярных чувства – желания рискнуть и быть видимым со страхом оценивания и страхом отвержения. Возникающее чувство неполноценности, несостоятельности, страх негативной оценки вызывает вопросы у участников:

 

  • Какой я здесь ?
  • Могут ли меня понять в группе?
  • Как выразить свою точку зрения и не быть отвергнутым?

 

            Терапевт ищет того, кто будет предъявлять себя и поддерживает этого члена группы, понимая, что все равно страх негативной оценки присутствует.

            Одной из тем участников группы на второй фазе может быть страх смерти:

  • Мне никто не поможет ....

На самом деле это мысли про желание жизни :

  • Я одинок,
  • Я хочу жить,
  • Я блокирую это желание.

 

III. На третьей фазе интесивность работы падает. Общность группы разъеденяется и действия нет. Поэтому никто ничего не делает. Возникает кризис. Это сложный период для терапевта, на этом этапе нельзя на себя взять функцию – рассказать как жить группе.

            Единственный выход из кризиса тетьего этапа это спонтанное проявление чувств друг к другу. Как правило – это агрессия и злость, направленная участниками между собой и на терапевта.

            Происходит разрушение социальной обстановки. Если группа ведется в ко-терапии, может возникает злость и агрессия между ко-терапевтами, которая на самом деле, является нереализованной злостью или агрессией между участниками.            Происходит выделения себя из фона других и это часто проявляется как агрессия и злость:

  • Зачем мне это ?
  • Мне больно и страшно потому, что меня отвергают.

            Страх сближения – одно из основных чувств участников группы.

Упражнения от ведущего при проведении группы уместны, если они выходят из фона группы, на всех фазах, а это не «домашняя заготовка».

            Задача терапевта – показать какая проблема «тормозит» группу.

Очень часто, начиная вести группы, терапевт хочет провести тренинг, рассказать как жить другим, донести свои достижения, а на самом деле должен дать жить группе своей жизнью, отследить, осознать, проявить и интегрировать свои чувства в группе, найти в себе то, что не может найти группа и предъявить это группе.

            В этом плане важна ответственность терапевта, как готовность к встрече с ответом другого. Многие психотерапевты работают с балансом брать-давать в отношениях, с нарушением этого баланса. Это ложна концепция. Ответ есть всегда. Ответ: «Иди на…», это ответ. Другое дело, что он может не устраивать. Вопрос в том, почему мы получаем такой ответ ? Если мы получаем злость и отвержение, то почему ? В любом случае необходимо признать, что другой – дает, но не то, что мы хотим.

            Третья фаза напряженная для тех, кому сложно любить или тем, кто говорит, что их не любят (хотя они сами не умеют любить). Это «герои» третьей фазы. Самостоятельность и самовыражение уже не работает – важна любовь.

            Страх любви – в данном случае это страх подчинения. Участники путают любовь и близость с подчинением. Тема третьей фазы – тема сближения и зависимости. Тема о не скорбности любви, а о не возможности любви. Терапевт поддерживает возможность любить.

            На третьей фазе происходит конфликт полярностей : гордость – унижение, свобода – любовь, независимость – служение. Участники группы хотят что-то получить, а не дать в замен.

            Третья фаза это чередующиеся темы в треугольнике : служение – унижение – любовь.

IV фаза – принятие собственной уникальной ценности и любви к себе, с ознованием причастности к группе. Данная фаза наступает достаточно редко на практике. Подлежит дополнительному изучению.

            Необходимо отметить, что при переходе с одной фазы на другую – достижения предыдущей фазы – блокируются. Например – предъявление себя блокирует ощущение и желание быть с другими или достижение второй фазы – способность говорить и проявлять себя – блокирует важность другого человека к себе.

            Постоянной задачей терапевта на всех фазах – это основание фигуры группы, возникающего контр-переноса.

            На всех фазах группового процесса терапевт должен выдерживать :

  • хаос,
  • бардак,
  • неизвестность,
  • злость,
  • агрессию,
  • раздражение,
  • непонимание,
  • регрессию группового процесса,
  • теплоту,
  • любовь.

            Задача терапевта это фасилитация процесса на всех фазах – помочь людям встретить друг друга. Всегда уместна фраза : - Говорите не про себя, скажите это другому. Терапевт рефлексирует (думает и чувствует) задавая себе вопросы:

  • Что со мной происходит?
  • Что я проживаю?
  • Я отстраняюсь ?
  • Что происходит с группой?

Терапевт откликается на основной посыл группы.

            Ценность группового процесса в осознании того, что есть присутствие с другим в комнате жизни, готовность идти к другому в риске отвержения или злости от другого, готовность к встрече с другим с пониманием неизвестности того, что произойдет, в получении удовольствия от этого риска, в создании новой реальности, во фрустрации старого способа и выработки нового способа взаимодействия с миром.



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • «Потеря близкого. Что происходит и как это пережить».
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Как получить пользу от терапевтической группы?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Если студент говорит о суициде (памятка кураторам студенческой группы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь