Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге

В работе рассматривается процесс формирования и развития групп-аналитических групп на основе синтеза теорий и взглядов Г. Фукса, У. Биона, В. Шиндлера. Показано, что группа формируется как целое (становится рабочей группой), когда сформирована групповая матрица и когда она прошла все три позиции базовых допущений. 

Соотнося три базовые позиции группы с основными инстинктами (самосохранение, продолжение рода, забота о потомстве) и используя анализ трех базовых позиций как рабочий инструмент, можно проследить борьбу влечений в динамике группы. Показано, как два драйва, либидо (как стремление к удовольствию) и танатос (как стремление познать ограничения этого удовольствия),  проявляют себя через все три базовые групповые позиции, соотнесенные с тремя основными инстинктами, и как в этом динамическом процессе эволюционируют и развиваются базовые чувства. Группа создается как единый организм и превращается в рабочую группу, когда начинают работать групповые инстинкты. Либидо и танатос при этом могут рассматриваться как движущие драйвы эволюции группы. Основной механизм развития - балансировка либидо и танатоса, баланс между которыми приводит к сублимации и к образованию безопасного пространства, в котором могут формироваться стыд, вина, печаль, нежность, любовь и другие чувства.  Группа создает условия для возникновения этих чувств и обучает, как ими пользоваться. Так в группе могут проявляться и рождаться новые чувства, необходимые для эволюции и развития.

 ------------------------

В настоящей работе я хочу рассмотреть процесс формирования и развития групп-аналитических групп на основе синтеза теорий и взглядов Г. Фукса (психоанализ индивида в группе, посредством группы и посредством психоанализа группы), У. Биона (группы базовых допущений: зависимость, борьба-бегство, образование пар), В. Шиндлера (группа – мать, ведущий – отец, участники - дети)  и показать, что группа становится рабочей, когда сформирована групповая матрица и когда она прошла все три позиции базовых допущений. Соотнося три базовые позиции группы с основными инстинктами, и используя анализ трех базовых позиций как рабочий инструмент, я попытаюсь проследить борьбу влечений (влияние либидо и танатоса) на динамику групп.

Клиническим материалом для данной работы является личная практика автора по ведению групп-аналитических групп, а также материал личного опыта автора, супервизий групповой работы, наблюдения за различными групп-аналитическими группами в еженедельном и шаттловом сеттинге, которые проводились в рамках обучающего проекта Международной Школы группового психоанализа (патронат COIRAG, Италия, IAGP) на базе Московского Института Психоанализа (2008 - 2015 гг).

В настоящей работе будет показано, как динамика группового процесса может быть рассмотрена с опорой на несколько следующих основных теорий:

  1. Теория З. Фукса, в которой можно выделить три основные аналитические "измерения": психоанализ индивида в группе - анализ индивидуального материала каждого участника; психоанализ посредством группы ("анализ группой") - обмен участников чувствами, историями, фантазиями, возникающими в процессе латеральных переносов; и психоанализ группы (анализ группы как целого) - здесь полезно будет учесть уровни развития группы по У. Биону. По мнению Фукса, группа задает рамки, в которых рассматривается динамика, группа как целое и отдельный индивид. Также здесь следует упомянуть понятие "групповая матрица" (группа больше, чем сумма ее участников) и отметить функцию ведущего как динамическое администрирование границ (ведущий группы как "дирижер оркестра").
  2. Теория У. Биона (группы базовых допущений (зависимость, борьба-бегство, образование пар), а ведущий  группы представляется как "пустое место").
  3. Теория В. Шиндлера, в которой группа представляется как мать, ведущий – отец, участники – дети.

В норме носителем коммуникации, а тем самым движущей силой терапии, являются сознательные вторичные процессы, то есть логическое мышление и артикулированный язык. При неврозе и особенно при психозе коммуникация осуществляется через первичный процесс, то есть посредством примитивного паралогического мышления, языка симптомов, конверсии и других телесных эквивалентов вытесненных эмоций.

Фукс говорит о четырех уровнях коммуникации в группе, которые он обозначает как актуальный уровень, уровень переноса, проективный уровень и первичный уровень. К актуальному уровню относится то, что составляет в данный момент тему обсуждения в группе (проблемы на работе, напряженность в отношениях, идеологические дискуссии и т.д.). На уровне переноса участники или ведущий воспринимаются как целостные объекты, подобные тому или иному персонажу из первичной семьи – отцу, матери, братьям или сестрам. На проективном уровне (частичного объекта) части собственной личности помещаются в других и идеализируются или, напротив, осуждаются и вызывают борьбу. Под «первичной» коммуникацией Фукс понимает в основном соматические процессы. В первую очередь толкованию подвергаются проекции и механизмы переноса, но и здесь рекомендуется сдержанность и немногословие, то есть интерпретация дается только в случае необходимости – преимущество всегда следует оставлять группе и преждевременно не брать на себя мыслительный труд, которую она способна выполнить сама.

В процессе групповой работы полезно рассматривать и переключать внимание между четырьмя уровнями коммуникации в группе: актуальный уровень, уровень переноса, уровень проекций, первичный уровень. Технически в первую очередь интерпретируются проекции и механизмы переноса. Достаточно хорошая работа групп-аналитика по ведению группы задействует все три теории, и тогда каждая сессия может быть завершена анализом групповой динамики. Для групп-аналитика в практической работе очень полезным является умение рассматривать групповой процесс с различных точек зрения. Многообразие теорий позволяет увидеть терапевтическую ситуацию с разных перспектив, при этом важно постоянно сохранять критический подход к каждой отдельной теории, опираясь на собственный опыт и знания. Это разнообразие дает аналитику возможность в терапевтической ситуации менять перспективу и приближаться благодаря этому к истине индивида и группы как целого.

Рассмотрим подробнее все три теории и покажем, что группа формируется как целое (становится рабочей группой), когда сформирована групповая матрица и когда она прошла все три позиции базовых допущений. 

Прежде всего, важно отметить, что У. Бион предположил существование некоего группового мышления, которое объединяет группу в единое целое. Взаимодействие между групповым мышлением и желаниями отдельных индивидов приводит к формированию групповой культуры, которая включает в себя структуру, задачи, и организацию, которую она принимает для решения этих задач. По типу организации и способу решения поставленных задач У. Бион подразделял группы на "рабочие группы" и "группы базовых допущений".

Рабочая группа  - это группа, которая ориентирована на восприятие реальности, способна вести диалог, терпеть фрустрации и решать проблемы, стоящие перед группой в целом и каждым участником в отдельности. В отличие от рабочей группы, группы базовых допущений направлены на защиту от примитивных эмоциональных переживаний, имеющих психотическую природу. В группе разворачиваются архаические процессы, восходящие к самым ранним стадиям развития отношения мать-дитя и связанные с этим психотические страхи воспринимаются как сильная угроза. Эти специфические формы группового функционирования получили название "базовые допущения": "зависимость", "борьба-бегство" и "образование пар". В групповом процессе проявляется следующая динамика: участники группы ведут себя так, словно осознают данное допущение, и именно по этой причине толкование базового допущения вносит ясность. Поведение группы в таких случаях становится объяснимым, если рассматривать его как следствие базового допущения.

Из практики следует, что как только группа проживает все три базовые позиции, она ставится рабочей. За время одной сессии группа может несколько раз перейти от состояния рабочей группы группе базового допущения, причем возможна также и смена самих базовых допущений.

Итак, представляя эти три позиции базовых допущений как три рабочих инструмента, можно проследить, как происходит борьба влечений (либидо и танатоса) в аналитической группе.

Группа формируется как целое, когда сформирована групповая матрица, и когда она прошла все три позиции базовых допущений. Это обязательный фундамент для создания рабочей группы. Однако обычно группа одновременно стремится и сплотиться (потому что участникам хорошо вместе), и рассыпаться (участникам тревожно и страшно), и представить это процесс можно через борьбу либидо и танатоса.

Далее покажем, как два драйва, либидо (как стремление к удовольствию) и танатос (как стремление познать ограничения этого удовольствия),  проявляют себя через все три базовые групповые позиции У. Биона, соотнесенные с тремя основными инстинктами, и как в этом динамическом процессе эволюционируют и развиваются базовые чувства.

Формирование и развитие группы борьба влечений в групп аналитическом сеттинге

Инстинкты есть в эволюции любого вида, но человек отличается от животного, тем, что если основная задача животного – сохранить  вид, то задача человека – сохранение и развитие и вида, и окружающей среды. Только человек как вид изменяет среду до неузнаваемости и накапливает культуральные знания. Человек сохраняет вид, видоизменяя и его, и окружающую среду. Это верно как для индивида, так и для группы. Но в дальнейшем для развития вида этого недостаточно. Для своего развития группа (как и вид) опирается на базовые позиции и создает новые чувства и смыслы.

Рассмотрим три основных инстинкта (инстинкт самосохранения,  продолжения рода, инстинкт лидера)  и соотнесем с тремя базовыми позиции по У. Биону. Покажем, как либидо и танатос проходят через все три базовые позиции, как проверяются групповые инстинкты  и как они запускают рабочую группу.

У. Бион описал три типа основных повторяющихся эмоциональных состояний, пронизывающих все взаимодействия в группе: 1) агрессия, враждебность и страх; 2) оптимизм и полное надежд ожидание; 3) беспомощность или благоговение.

Таким образом,  у нас есть три инстинкта и два драйва (либидо и танатос). Если успешно пройдены все три базовые позиции – то значит, групповые инстинкты заработали – значит, группа создалась как единый организм, и превратилась в рабочую группу.

Динамический процесс в группе можно представить следующим образом: прежде всего, бессознательно участниками проверяется – работают групповые инстинкты или не работают. Появляются страх и тревога, и, чтобы с ним справиться посредством объединения в группу, нужно проверить работу этих инстинктов. Так  образуются и сменяют друг друга три  базовые позиции. 

 


Табл. 1. Формирование групповых инстинктов

 

В табл.1 предпринята попытка представить в наглядной форме связь групповых инстинктов через их соответствие базовым групповым позициям. Из табл.1 видно, как инстинкты и эмоции трансформируются -  перетекают из одной базовой позиции в другую (по часовой стрелке). Покажем, как либидо (как стремление к удовольствию) и танатос (как стремление познать ограничения – в том числе как крайности "жив – мертв" в шизоидно-параноидной позиции),  проявляют себя через все три базовые групповые позиции, соотнесенные с тремя основными инстинктами, и как в этом динамическом процессе циркулируют (эволюционируют и развиваются) базовые чувства.

Как видно, каждое базовое допущение включает несколько инстинктов и разные эмоции, в большей или меньше пропорции. Например, инстинкт самосохранения проявляет себя как в позиции "зависимость" (через чувства беспомощности либо благоговения), так и в позиции "борьба-бегство" (через чувства агрессии, враждебности, страха, боли и тревоги). Далее  инстинкт самосохранения трансформируется в инстинкт продолжения рода через возникающие чувства оптимизма и полное надежд ожиданий, и далее в "заботу о потомстве" к "рождению мессии" ("потомство" понимается как новые смыслы).

Согласно теории психосексуального развития личности, группа как организм в процессе своего рождения проходит те же стадии,  что и личность (О. Ранк, "травма рождения").

То же самое происходит и с группой: участники испытывают боль, страх, тревогу, затем беспомощность или благоговение – так формируется группа зависимости. Затем, двигаясь через танатос как поиск ограничений, через чувства агрессии, враждебности, страха, боли, тревоги - формируется позиция "борьба-бегство" и  далее - поиск нового лидера, образование пар, удовольствие и фантазии о мессии – как групповые защиты, формируются безопасные базовые позиции.

Рассмотрим, как базовые чувства перерабатываются группой, и как они развиваются и эволюционируют: Опишем динамику группы как переход из одного чувства в другое.

  1. На старте группы большую роль играет либидо ведущего и его желание быть аналитиком: идея состоит в том, что группа собирается на либидо ведущего, и участники испытывают чувства влечения и удовольствия (оптимизм и полное надежд ожидание), благоговение перед ведущим / методом.
  2. Первая базовая позиция: "Зависимость" – проявляется через чувства беспомощности, агрессии, враждебности, страха, боли и тревоги.
  3. Вторая базовая позиция: "Борьба-бегство" – включается инстинкт самосохранения, борьба за лидерство (танатос действует как ограничение удовольствия, либидо здесь проявлено минимально, направлено на самого себя).
  4. Третья базовая позиция: "Образование пар и рождение мессии" - вновь через либидо (влечение и удовольствие) – к "образованию пар" и "продолжению рода". Агрессия присутствует в либидо как обязательная компонента, проявляется в отношениях в паре, а затем как забота о потомстве (защита потомства и освоение новых территорий).

Таким образом, либидо и танатос проходят через инстинкты самосохранения, лидерства и продолжения рода, последовательно двигаясь сквозь чувства беспомощности, благоговения, страха к агрессии и враждебности, затем агрессия присоединяется к либидо в виде фантазии о сексуальном единении -  и снова во влечение и удовольствие к оптимизму и полному надежд ожиданию (эйфория), и так снова и снова - в зависимости от эмоционального вклада участников и их бессознательных страхов в данный момент.

Базовые позиции вновь актуализируются при принятии новых членов и возникновении фрустрирующих ситуаций. Группу отбрасывает на базовые позиции, и если группа рабочая, то она их быстро проходят и движется дальше. Новые участники приходят на уже сложившуюся групповую матрицу и встраиваются в нее.

 

Клинические примеры (виньетки)

Первая базовая позиция стадия "зависимость" особенно хорошо видна в начале группы. Участники часто молчат, не знаю, о чем говорить, но пока настроены скорее оптимистично и ожидают помощи "свыше" - от ведущего, который представляется им как знающая и могущественная фигура, которая скажет, что им следует делать. На этой стадии участники стараются вести себя социально приемлемо, показывают себя с лучшей стороны, знакомятся. На этом этапе часто следуют попытки установить знакомые рамки: поступают предложения "рассказывать по очереди", "по 10 минут на каждого", "давать обратную связь безопасным нетравматичным способом" и прочее.

На более поздних стадиях группы позиция зависимости выглядит как желание "отсидеться" (пусть говорят другие), переждать, опоздать, не прийти – все это в надежде, что вся групповая ситуация благополучно разрешится без их личного участия и результат будет приготовлен кем-то другим и останется только присвоить его себе.

Когда исчезает надежда на помощь ведущего, участники все больше начинают чувствовать неприятные чувства спектра "боль, страх, тревога". Появляется злость, разочарование, сожаление, раздражение, враждебность, участники пытаются атаковать - задать вопросы ведущему и выяснить, зачем же они тут собрались. Это переход к  базовой позиции "борьба-бегство" (здесь еще больше чувствуется боль, страх, тревога, появляется злость, разочарование, сожаление).

Далее участники разочарованы, обескуражены и слегка рассержены. Начинается поиск успокаивающих знакомых способов снятия тревоги: попытка установить свои собственные правила, изменить границы сеттинга, начинаются прямые нападки на ведущего и его правила и открытые выражения недовольства. Ведущий атакуется и обесценивается. Если это сопротивление не интерпретируется аналитиком и не обрабатывается группой, то возможен преждевременный уход участников из группы. Если же участники убеждаются в прочности ведущего как гаранта рамки (сеттинга), то они постепенно начинают выращивать свою собственную ответственность внутри группы (интериоризируют правила).

"Бегство" как отыгрывание на группе может выглядеть как нежелание участвовать в процессе (нежелание говорить), совершать любые действия вместо вербализации (пить, говорить по телефону, выходить из комнаты), опоздания, пропуски и уход из группы рассматриваются как крайний случай "бегства".

Борьба за власть происходит обычно за лидерство и друг с другом, и с ведущим группы. Может выглядеть как испытание ведущего на прочность личными или профессиональными вопросами. Сюда же относится попытка стать лидером и утвердить свою компетентность в какой-либо области (пример: это может быть сфера бизнеса, психологии, духовные практики и др.).

Шизоидно-параноидная позиция и агрессия на группе часто может выглядеть как поиск козла отпущения (это оборотная сторона искомого мессии) – проекция своих страхов на других участников (пример: один из участников обвиняет другого и публично изобличает его в "тайном умысле" участия в группе и "разоблачает" предполагаемый шпионаж за остальными участниками).

Как на группе может выглядеть процесс образования пар? На начальной стадии группы тревога столь велика, что участники быстро могут довольно выбрать себе в пару "безопасного" участника и вступить в диадные отношения, либо же участники могут фантазировать о своих эксклюзивных отношениях с ведущим, исключая при этом группу. Может образовывается подгруппа из нескольких участников, которая будет пытаться создать альтернативную группу без этого ведущего, выбирая себе нового лидера. Такая подгруппа часто пытается отколоться от основной группы и таким образом законсервировать свои психотические страхи, лишая себя возможности их проработать.

Если участники пары или группы вступают в какие-либо реальные отношения (а соблазн отыграть отношения вовне очень велик), то это часто приводит к уходу участников из группы. Пример образования пар как нарушение сеттинга: некоторые участники группы предпочитали вместе ходить до метро и пить кофе после группы, причем были неоднократно осуждаемы группой, но продолжали практиковать такое поведение. В дальнейшем один уз этих участников покинул группу и объявил остальным, что теперь он свободен от ограничений сеттинга, и с ним можно иметь другие социальные контакты. Здесь прослеживается также фантазия о рождение мессии – нового более привлекательного смысла вне группы, за ее пределами, иллюзия быстрого "излечения" и бегство от анализа.

В контексте теории В. Шиндлера это можно понять так, как если "отец" (ведущий группы) устанавливает запреты (сеттинг), то далее в зависимости от своей структуры личности, участник, как ребёнок, может проверять эти запреты.  Если участники не приняли к сведению запрет, а начали его активно проверять и нарушать (нет "отца" в голове), то аналитик может задать себе вопрос – а что было в их биографии в отношениях с отцами, и вести групповую работу с учётом этого понимания.

Фактов отыгрывания с нарушением сеттинга тем больше, чем больше в биографиях участников отца, которого приходилось проверять на прочность. Наиболее активно обесценивают и расшатывают рамки сеттинга те участники, у которых были "отсутствующие" отцы. При этом часто группа (как мама) хотя и указывает на нарушения, но не бывает услышана (отцом). Такая мать, не доверяющая отцу, не может убедить участников соблюдать рамку.

В реальности в результате прохождения групп-анализа участники группы научаются интегрировать свои либидонозные и агрессивные импульсы, становятся более толерантны друг к другу, ценят группу как место для самопознания и поддержки. Появляется толерантность к инакомыслию (это тоже эволюционный механизм), устойчивость к фрустрации, способность к рефлексии и лучшему пониманию эмоций.

Итак, в работе было показано, что либидо и танатос могут рассматриваться как движущие драйвы эволюции группы. Основной механизм развития - балансировка либидо и танатоса, баланс между которыми приводит к сублимации и к образованию безопасного пространства, в котором могут формироваться стыд, вина, печаль, нежность, любовь и другие чувства. Таким образом, группа создает условия для возникновения этих чувств и обучает, как ими пользоваться. Так работают необходимые эволюционные механизмы группы и индивидуума, и в группе могут проявляться и рождаться новые чувства, необходимые для эволюции и развития.

 

Гордеева Юлия,
к.ф.-м.н., психолог, психоаналитический терапевт,
психодинамический коуч, групп-аналитик, супервизор

Групповые супервизии онлайн для начинающих

Интенсив-группа супервизии онлайн по субботам (on-line)

Список литературы

  1. Гринберг Л., Сор Д., де Бьянчеди Э.Т. Введение в работы Биона: группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика. Когито-центр, М, 2009. 158 с.
  2. Кеннард Д., Роберте Дж., Уинтер Д. Групп-аналитическая психотерапия. Питер, 2002. 192 с.
  3. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов [Текст]./ Пер. с англ. – http://psylib. myword.ru /index. [электронный ресурс ]
  4. Притц А., Выкоукаль Э. Групповой психоанализ. Теория - техника – применения. Verte, 2009. 504 с.
  5. Bion Experiences in Groups and other Papers. London: Tavistock Publs. 1961 г.

6.             Foulkes S.H., Anthony E.J. Group Psychotherapy (The psychoanalytic approach). Karnac Books, 1965. — 282 р. 

 



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • "А если бы я пришел с..." или как мне поможет психотерапевтическая группа?
  • "Лови дракона", или 10 недель мужской группы. Неделя 1
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Отзыв участницы группы "Навстречу к себе"
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Портрет подростка группы "Суицид"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Как не "провалить" экзамен по воспитанию. 2 Опасные родительские позиции.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь