К вопросу об определении эффективности терапии в процессе супервизии

Сегодня прочитала в одном психологическом сообществе любопытный комментарий. Неожиданно захотелось высказаться на предложенную тему.

Пост в психологическом сообществе (человек приглашает народ в супервизорскую группу) гласит: "Сложности и чувства, с которыми терапевт сталкивается в своей работе и во время супервизии – нормальны, обычны и бывают у всех. Это не страшно и не стыдно иметь такие проблемы, и их можно решить, опираясь на помощь коллег, а супервизор готов принять возникающие чувства и не осуждать их..."

Комментарий: " Вопрос. Есть ли предел количества этих самых сложностей и чувств у терапевта всплывающих на супервизии, при которых можно уже сказать, что терапия клиенту скорее не эффективна, чем эффективна...".

Обращает на себя внимание прежде всего тот факт, что вопрос этот - не вопрос. Там нет вопросительного знака. Это утверждение, в котором чувства и сложности терапевта связываются с эффективностью терапии.  Очевидно, что, по мнению автора утверждения, между этими параметрами имеется отрицательная корреляция: чем больше сложностей у терапевта, тем менее эффективна терапия (а также, возможно, наоборот). Мне это  высказывание показалось любопытным и знакомым: где-то я уже встречала такую логику, и не один раз. Что я думаю по этому поводу?

Речь идёт о двух совершенно разных вещах: сложностях и чувствах. Сложность - это когда я хочу что-то сделать, а у меня не получается. Это бывает не всегда (даже, как ни странно, для терапевта). Иногда сделать что-то бывает просто. Для терапевта может быть сложно (или просто): быть рядом с другим человеком и его переживаниями (в том числе направленными на терапевта); не спасать и не давать личных советов; выносить собственную тревогу и беспокойство во время работы; выбирать из множества возможных ходов во время каждой ответной реплики; анализировать собственную работу постфактум etc. Действительно, логично было бы предположить, что терапевты, для которых сложно и трудно переносимо практически всё происходящее на сессиях, работают менее эффективно. Возможно, даже имеет место быть предел, обозначенный в комментарии, хотя я очень сомневаюсь, что его можно унифицировать. Мне кажется, это предел очень личный и у каждого терапевта с каждым клиентом свой. Но - внимание! - можно ли определить такой предел по количеству сложностей, всплывающих на супервизии? Мой ответ: конечно, нет.  Почему?

1. Существуют высокая рефлексивность и высокая когнитивная дифференцированность. Высоко рефлексивные и когнитивно дифференцированные  люди, если перед ними стоит такая задача, всегда находят в своей работе (и в жизни в целом) гораздо больше сложностей, чем люди с низкой когнитивной дифференцированностью. Значит ли это, что люди с более низким уровнем когнитивной дифференцированности (более неопытные в данной области, менее внимательные к своей работе, более глупые, наконец) работают лучше? Вряд ли.

2. Существует вытеснение. Одни люди вытесняют воспоминания о травмирующих ситуациях гораздо лучше, чем другие - это временный или постоянно работающий скилл. Первые будут предъявлять на супервизии гораздо меньше сложностей. Дальнейший ход мысли, по-моему, очевиден.

3. Существует склонность к преувеличению. Многие люди склонны преувеличивать свои сложности и заострять на них внимание - в силу разных причин. Например, в силу личного опыта (пока не заостришь внимание, никто тебя даже слушать не будет) или в силу определённой акцентуации характера. Дальше см. п. 2. Неинформативно.

Что же касается чувств, то вообще-то чувства у нас всегда есть, просто мы не всегда обращаем на них внимание. Если я обратила внимание на себя во время работы и поняла, что я ничегошеньки не чувствую, это признак защиты (временной или постоянной) от стрессовой ситуации. В комфортной ситуации чувства обычно есть, их можно осознать и как-нибудь назвать, более или менее дифференцированно. В исходном посте, скорее всего, имелись в виду "неудобные" чувства вроде сильной агрессии или всепоглощающей любви к клиенту. Наличие такого рода чувств, как и любых других, никоим образом не характеризует ни успешности терапевта, ни эффективности его работы. Наличие такого рода чувств просто говорит нам о том, что терапевт живой. Хорошо это или плохо, решать ему. Разговор о чувствах к клиенту на супервизии, как правило, говорит о том, что самому терапевту не очень комфортно от того, какие чувства он испытывает (или не испытывает, такое тоже бывает). Это личное дело терапевта.  Задача супервизора, как мне представляется, состоит в том, чтобы маркировать факт наличия чувств, по возможности помочь их назвать и легитимизировать их присутствие, то есть сказать, что это совершенно нормально - быть живым и испытывать чувства. Дальнейшую работу, если это ему нужно, терапевт проделает со своим терапевтом.

В целом же, мне кажется, определение эффективности работы терапевта не входит в задачу супервизора. Супервизоры нужны затем, чтобы с ними консультироваться и получать от них обратную связь по поводу содержательной стороны работы, а не затем, чтобы накладывать вето на всё что ни попадя, давать права делать терапию или лишать этих прав - одним словом, не затем, чтобы лишать терапевта его доли ответственности. Принятие решения об эффективности работы - это совместная ответственность терапевта и - в первую очередь - клиента. В том случае, разумеется, если этот вопрос их вообще волнует. Потому что бывает ведь, что и нет. И это тоже нормально.



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • О самораскрытии терапевта. Что стоит рассказывать о себе клиенту, а что - лучше не надо?
  • "Ищу терапевта с опытом, похожим на мой" - подводные камни такого подхода
  • О личных качествах терапевта, необходимых в работе с клиентом
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Как клиенту опустить терапевта ниже плинтуса
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 3
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 1
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 4
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 2
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 5
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 7
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 6
  • О чувствах терапевта
  • О бессилии в работе терапевта
  • Успеть сказать: последняя минута перед уходом от терапевта
  • Мифы о работе песочного терапевта.
  • Психологическое присутствие терапевта первично по отношению к содержанию терапии
  • Можно ли сделать так, чтобы враждебные чувства не возникали?
  • Такие ли уж терапевты нормальные или «внутренний безумец» терапевта.
  • "Мой сын ведомый и зависимый..."(Заметки песочного терапевта)
  • Трудности "перевода" (размышления гештальт-терапевта)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь