|
О чувствах терапевтаАвтор статьи: Зубкова Анна Андреевна
Среди начинающих специалистов бытует мнение, что необходимо быть стойким и сильным, все эти "нельзя показывать своих чувств" и "нельзя плакать над чужими историями" - создают в моем сознании образ "терапевтической машины". Машины которая "должна" быть какой-то очень терапевтичной и при этом достаточно "мертвой". Картинка тревожная. Пока я сама училась в университете я слышала много комментариев от преподавателей, которые можно воспринять неоднозначно. "Вы что, тоже будете плакать вместе с клиентом?", "Как вы собираетесь держать границу с клиентами, если так сильно вовлекаетесь?"... в этих фразах можно услышать много резкого на свой счет, и складывается представление, будто нельзя быть вовлеченным и эмоциоанльным рядом с клиентом. Но на самом деле это совершенно нетак. Постулат "чувства терапевта не должны мешать работе" - абсолютно верен, однако он не дает нам никакой возможности понять, куда же эти чувства девать? Если задавить их в себе, они все равно в определенный момент постучатся наружу. Кроме того, без искренней вовлеченности и без собственной чувствительности работа терапевта (гештальт-терапевта во всяком случае) не может называться психотерапией. Вовлеченность в процесс клиента это одно из необходимых условий, в процессе работы у любого профессионала рождаются собственные переживания и чувства, это абсолютно нормально, более того, они важны в работе. Вопрос в том, каким образом терапевт обходится с этими переживаниями. Терапевту необходимо уметь осознавать собственные переживания, и уметь привносить их в контакт, и выбирать когда это стоит делать, а когда нет. Осознавание собственных переживаний приобретается в ходе личной терапии, а навык грамотного и ясного самопредъявления отрабатывается в ходе обучения. Именно грамотное самопредъявление позволяет делиться с клиентом своими чувствами таким образом, чтобы быть ясным и при этом оставаться на границе контакта, соблюдая терапевтические границы. Важность чувств терапевта часто недооценивается. Привнося чувства в контакт терапевт в определенном смысле "приглашает" клиента делать то же самое, делается в глазах клиента живым человеком, а не терапевтической машиной, которая только расспрашивает и анализирует, интересуется, мотает на ус и не дает ничего в ответ. С живым терапевтом клиенту намного спокойнее, живому терапевту можно довериться, можно задавать ему вопросы, можно быть с ним разным - потому что живой терапевт тоже разный. Я думаю, что с клиентом можно и плакать, и смеяться, и злиться, и бояться. Другой большой вопрос - нужны ли клиенту чувства терапевта, потому что иногда правда не нужны. Действительно, есть клиенты (они не так часто встречаются), которые сильно реагируют на чувства терапевта возмущением и удивлением: "Я к вам тут вообще-то со своей проблемой пришел, а вы мне не помогаете ее решить, а просто переживаете рядом со мной" - в таком случе это то, что может стать хорошим фокусом работы. Интересно, какой именно помощи ждет клиент от терапевта, вожможно он желает переложить часть ответственности за собственную жизнь на терапевта, ждет чтобы терапевт рассказал ему как "надо жить" и "что делать", чтобы все у него было хорошо. И не менее важно, насколько клиенту вообще свойственно обесценивать чувства окружающих. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|