О чувствах терапевта

Среди начинающих специалистов бытует мнение, что необходимо быть стойким и сильным, все эти "нельзя показывать своих чувств" и "нельзя плакать над чужими историями" - создают в моем сознании образ "терапевтической машины". Машины которая "должна" быть какой-то очень терапевтичной и при этом достаточно "мертвой". Картинка тревожная.

Пока я сама училась в университете я слышала много комментариев от преподавателей, которые можно воспринять неоднозначно. "Вы что, тоже будете плакать вместе с клиентом?", "Как вы собираетесь держать границу с клиентами, если так сильно вовлекаетесь?"... в этих фразах можно услышать много резкого на свой счет, и складывается представление, будто нельзя быть вовлеченным и эмоциоанльным рядом с клиентом. Но на самом деле это совершенно нетак.

Постулат "чувства терапевта не должны мешать работе" - абсолютно верен, однако он не дает нам никакой возможности понять, куда же эти чувства девать? Если задавить их в себе, они все равно в определенный момент постучатся наружу. Кроме того, без искренней вовлеченности и без собственной чувствительности работа терапевта (гештальт-терапевта во всяком случае) не может называться психотерапией. Вовлеченность в процесс клиента это одно из необходимых условий, в процессе работы у любого профессионала рождаются собственные переживания и чувства, это абсолютно нормально, более того, они важны в работе. Вопрос в том, каким образом терапевт обходится с этими переживаниями. Терапевту необходимо уметь осознавать собственные переживания, и уметь привносить их в контакт, и выбирать когда это стоит делать, а когда нет. Осознавание собственных переживаний приобретается в ходе личной терапии, а навык грамотного и ясного самопредъявления отрабатывается в ходе обучения. Именно грамотное самопредъявление позволяет делиться с клиентом своими чувствами таким образом, чтобы быть ясным и при этом оставаться на границе контакта, соблюдая терапевтические границы.

Важность чувств терапевта часто недооценивается. Привнося чувства в контакт терапевт в определенном смысле "приглашает" клиента делать то же самое, делается в глазах клиента живым человеком, а не терапевтической машиной, которая только расспрашивает и анализирует, интересуется, мотает на ус и не дает ничего в ответ. С живым терапевтом клиенту намного спокойнее, живому терапевту можно довериться, можно задавать ему вопросы, можно быть с ним разным - потому что живой терапевт тоже разный. 

Я думаю, что с клиентом можно и плакать, и смеяться, и злиться, и бояться. Другой большой вопрос - нужны ли клиенту чувства терапевта, потому что иногда правда не нужны. Действительно, есть клиенты (они не так часто встречаются), которые сильно реагируют на чувства терапевта возмущением и удивлением: "Я к вам тут вообще-то со своей проблемой пришел, а вы мне не помогаете ее решить, а просто переживаете рядом со мной" - в таком случе это то, что может стать хорошим фокусом работы. Интересно, какой именно помощи ждет клиент от терапевта, вожможно он желает переложить часть ответственности за собственную жизнь на терапевта, ждет чтобы терапевт рассказал ему как "надо жить" и "что делать", чтобы все у него было хорошо. И не менее важно, насколько клиенту вообще свойственно обесценивать чувства окружающих. 



Просмотров: 285
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Трудности "перевода" (размышления гештальт-терапевта)
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 4
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 3
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 2
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 1
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 6
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 5
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 7
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "Ищу терапевта с опытом, похожим на мой" - подводные камни такого подхода
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Баланс "можно" и "нельзя"
  • "Мой сын ведомый и зависимый..."(Заметки песочного терапевта)
  • Метафорические карты. Упражнение "Нейтральность терапевта"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь