|
Мотивация как ключевой элемент формирования профессиональных компетенций специалистаАвтор статьи: Перков Артем Александрович
Проводимые в Российской Федерации реформы системы подготовки кадров вызвали много споров и раскололи всех причастных к образовательной сфере на два лагеря. Одни считают систему, основанную на понятии «компетенция», чуждой отечественному образованию, другие ратуют за изменения, полагая, что это поможет избавиться от существующих проблем. Реализация компетентностного подхода требует пересмотра многих аспектов образовательной деятельности. В условиях изменения целей и задач образования логичным видится изменение самого процесса преподавания, появление новых методов и форм, которые будут использоваться педагогами для формирования необходимых компетенций профессионала. В системе подготовки специалистов происходит реформирование педагогической технологии: на смену традиционным формам приходят формы инновационные, которые помогают реализовать цели компетентностно - ориентированного обучения. Прежние формы обучения, ориентированные на простое усвоения некого комплекса знаний, не могут удовлетворить потребность в высокопрофессиональном специалисте, который знает, как решить ту или иную проблему, возникающую в процессе деятельности и умеющий ее предотвратить. Технологизация процесса подготовки профессионалов предполагает формирование у выпускников алгоритма, стереотипов поведения в профессионально значимых ситуациях. Среди признаков технологичности образовательного процесса выделяют: наличие модели компетентностей сотрудника, выступающей ориентиром; профили компетенций, где отражено поэтапное освоение обучаемыми необходимых компетенций; наличие развивающей среды, способствующей раскрытию потенциала будущего профессионала. Выбор тех или иных способов подготовки сотрудников зависит от вида используемой педагогической технологии. Используемые в компетентностном подходе виды обучения (модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение и др.) являются по своей сути активными, так как предполагают взаимодействие обучающегося и обучающего, их партнерские отношения в достижении главной цели – овладение компетенциями. Такое обучение имеет деятельностный характер, может принимать формы анализа реальных случаев из практики деятельности сотрудников полиции, моделирования проблемных ситуаций и др. Активные методы обучения позволяют достичь целей подготовки компетентного сотрудника полиции, который будет способен решать служебные задачи. Для применения активных форм обучения необходимо соблюдать дидактические условия. Необходимо обеспечить ведущую роль теоретических знаний посредством планомерного освоения тем и разделов дисциплин, сочетания практических заданий и теории, роста интеллектуальных навыков. Все это способствует освоению всего курса и формированию компетентности. Важным является также соблюдение принципов единства образования, воспитания и развития обучаемого. Овладение знаниями, навыками и владениями путем выполнения практических заданий, самостоятельной работы, что способствует развитию умственных способностей учащегося. В процессе обучения формируется отношение к профессии, приобретаются нравственные качества, что позволяет перевести получаемые знания через чувства и эмоции в убеждения. Главным дидактическим условием формирования компетентности специалиста является стимулирование и мотивация положительного отношения к обучению. Осваивая учебный материал, обучающийся начинает понимать важность компетентности как ключевого аспекта будущего профессионализма. Следует отметить, что само понятие компетентности специалиста подразумевает наличие мотивационного компонента (мотивация, качественные, мотивационно-волевые и другие качества). У обучающегося вырабатывается установка, заключающаяся в формировании у него положительного отношения к деятельности по выполнению оперативно-служебных задач. Наличие подобного отношения будет способствовать формированию мотивации у курсантов и слушателей. Рост компетентности неразрывно связан с системой ценностей. Выявление ценностных ориентации индивида, оказание ему помощи с целью более ясного их осознания, разрешения ценностных конфликтов и оценки альтернатив представляет собой необходимый элемент становления специалиста. Эффективное построение образовательной деятельности предусматривает развитие оценочной деятельности самого обучающегося, его саморазвитие. Психологические особенности формирования компетенций многообразны, так как сама деятельность сотрудника полиции имеет сложный характер. Здесь необходимо привести мнение, выдвинутое Дж. Равеном, который отмечал, что «…развитие компетентности должно основываться на системе личных ценностей»[1]. Это утверждение противоречит мнению, согласно которому само содействие когнитивной деятельности обучающегося является первоочередной задачей и самоценностью. Дж. Равен обращает внимание, что, например, не все родители готовы к тому, чтобы их ребенок стал четко основывать свою деятельность на личных взглядах и принципах, отстаивал их. Следует сделать акцент на том, что сама когнитивная деятельность требует у учащегося наличия любопытства, готовности использовать книги для поиска информации, способности к обобщению и планированию, умения предвидеть возможные затруднения и придумывать способы их разрешения, т.е. наличия мотивации. Стоит отметить тот факт, что личность обучающегося является краеугольным камнем развития компетентности. В рамках профессиональной подготовки необходимо делать акцент на развитие общих способов мышления, типичных проявлений чувств и устойчивым формам поведения, так как они оказывают большое влияние на любую ситуацию, повышению мотивации, что, безусловно, сложнее формирования специальных навыков. Таким образом, формирование компетентности не может идти в отрыве от развития ценностей саморазвития и самодетерминации, формирования мотивации специалиста. Согласно принципам компетентностного обучения, предложенным Н.Ф. Ефремовой, развитие компетентности возможно при условии: партнерского взаимодействия, проблемности содержания учебной деятельности, рефлексивного поведения студентов и преподавателей, интеллектуально-эмоционального напряжения и расслабления, разделение ответственности участниками образовательной деятельности. Эти принципы способствуют формирования образовательной среды, так необходимой для развития компетентности и подготовки современного специалиста. Согласно Дж. Равену, развивающая среда - это среда, где люди имеют возможность стремиться к интересующим их целям и в процессе этого развивать свою компетентность. Здесь строиться коммуникация с единомышленниками, со старшими товарищами, с тренерами.
Библиографический список:
[1] Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. – М.: Когнито-Центр, 2002. С. 247.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|