|
Активные формы и методы обученияАвтор статьи: Курышова Любовь Анатольевна
Образование – является одним из важнейших институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Пожалуй, впервые в её истории отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразований. Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались 10 - 15 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса "шокотерапии" постперестроечного периода, экономических реформ. Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в образовательный процесс. Решение этой проблемы позволит создать ученику комфортные условия в среднем образовательном учреждении, повысить качество образования и гарантировать успешность его обучения в ВУЗе. Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату, более того, применение учителем авторитарного стиля управления по отношению к правополушарным детям может существенно ухудшить психологическую обстановку в классе, загнать ситуацию в тупик. Психологи утверждают, что познавательная активность школьника - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебе. Единственной формой обучения в школе является урок. Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок - это показатель производительности труда учителя и учащихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика. Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Взаимодействие структурных компонентов урока, характер их связей вытекает из законов, закономерностей и принципов обучения. Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения и другие. Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также - одаренным детям. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает - никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам. Творческие принципы нетрадиционных уроков.
Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения. Классификация нетрадиционных уроков.
Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. Конечно, формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д. Кроме того, активными методами обучения можно назвать те, которые направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика, это словесные методы (рассказ, беседа, чтение); наглядные (демонстрация учебных пособий, опытов), методы проблемно-поисковые и репродуктивные. Эти методы можно применять на многих уроках. Новые формы уроков позволяют использовать эти методы оптимально сочетая их, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. В подготовке к таким урокам учитель сам выбирает форму и методы проведения, это позволяет не только совершенствоваться в области методики проведения, но и откроет в себе творческие идеи и замыслы. Конечно же, такие уроки требуют большой подготовки не только учителя, но и учащихся. Любому уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими. Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. 1. Подготовительный В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, презентаций, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д. 2. Собственно урок (выделяется три основных этапа) Первый этап Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности. Второй этап Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. Третий этап Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов. Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме
Очевидно, что рассмотренные вопросы - это только ориентиры, намётки для педагогического творчества. Но они помогут начать, устанавливая некоторые точки опоры. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|