|
Урок синтеза как метод формирования нового мировоззренияАвтор статьи: Макаров Владимир Александрович
Сложности введения духовного образования Главную проблему современности К.Г. Юнг определил как основной конфликт между верой и знанием. Этот конфликт отразился тотальным неврозом всего человечества. [2] Введение в современное образование предмета православной культуры - опрометчивая попытка решить эту проблему. В нашей стране охватывающей огромную территорию, имеющую многочисленные религиозные ареалы, введение в школьное и высшее образование любой религии может привести к разжиганию межрелигиозной вражды и затруднить интеграцию народов на территории Евразии. Руководствуясь документом «Всеобщей декларацией прав человека» (п2 ст.26) мы считаем, очень важным предложить такой вариант духовного образования[1], который максимально отвечал бы всем основным положениям мировой духовной культуры. Затрагивая сферу духовно-нравственного воспитания в государственной школе, следует четко придерживаться пространства правовых норм. Анализируя материалы «Журнала российского права» [1] мы выделяем несколько важных критериев предъявляемых к воспитательным задачам Российского образования: - создание нового гуманизма на основе синтеза веры и знания, - воспитание человека способного участвовать в решении глобальных проблем современности, - формировать ясные представления об альтернативных мировоззренческих системах.
Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть этапы развития сознания человечества рис. №1. Мифология[2] была первой формой мировоззрения, на смену ей пришла религия.[3] Мы находимся в конце третьего периода, когда вслед за наукой[4] должна возникнуть переходная синтетическая форма научно-мифологического мировоззрения (НММ)(рис.№1 D). Движение эволюции происходит по спирали, следовательно, замыкание витка создаст новый качественный уровень. Этот уровень может обеспечить только системная (целостная) триада (D+A+B) [3] так как по отдельности и в другой форме этот синтез просто невозможен. [8] Вершиной синтеза должно стать [i]синтетическое мировоззрение[ii] (СМ) (A+B+D=C). Проводя интеграцию науки и мифологии, мы осуществляем эволюционно-поступательное движение и встречаем меньше противодействий со стороны религиозных конфессий. С позиции аналитической психологии такой подход адекватен тем, что слои коллективного бессознательного оперируют универсалиями мифологической природы и являются базисом для любого сознания и религиозной системы. …«миф и научная аксиома лежат в основании человеческого мышления не как противоположности, а как комплиментарные (дополнительные) компоненты одного и того же процесса.» [4] указывает Е.В. Зорина. На наш взгляд психология объединившись с культурологией, натурфилософией и другими междисциплинарными науками может претендовать на роль интегратора в создании нового мировоззрения. Выдающийся психолог Б.Г. Ананьев наделял психологию наивысшим правом интегративной функции: «В наши дни осуществляется историческая миссия психологии как интегратора всех сфер человекознания и основного средства построения его общей теории». [5]
Делая обобщение вышесказанного можно выдвинуть первый критерий к новым педагогическим технологиям. Подача учебного материала должна иметь понятийные параллели в трех мировоззренческих системах.(рис.2 ) (A+B+D=C) Для этого в первую очередь необходимо перевести религиозные воззрения в категории психических и энергетических процессов и на основе мифологических корней создать синтетическое мировоззрение.
Проблемы интеграции
Современная система обучения выглядит в виде отдельно стоящих пирамид-блоков вертикально связанных между собой. (рис 3) Выпадение одного из блоков нарушает всю пирамиду и создает пробелы в знаниях. Создание горизонтальных связей между пирамидами посредством проведения параллелей привело бы к интеграции дисциплин, созданию фрактальности образования и выработки целостного мировоззрения. По выражению древних, человек может, познать лишь то, что находит соответствие в его сознании. Следовательно - осознание целостной картины мира невозможно без интеграции сознания. «Стремление для психики восстановить свою целостность всегда выражалось в стремлении слить себя со всеобщим – с богом.». «Символом этого архетипа выступает мандала – символизирующая бога».. (К.Г. Юнг 1998г.) С позиций аналитической психологии интеграция сознания возможна при условии объединения сознания с бессознательным. К.Г. Юнг подчеркивал, что освоение
бессознательного невозможно без опоры на высшее начало человека его монады или высшего Ego.[7] Этот процесс можно назвать вертикальным контуром интеграции сознания, он относится к сферам влияния духовных практик.
Методики современного образования развивают интеллектуальную сферу, которая является горизонтальным контуром интеграции сознания. В современном историческом периоде необходима тотальная интеграция сознания[iii], объединяющая два контура интеграции.
Рассмотрим подробнее горизонтальный контур интеграции. Мы представим его в виде мандалы, (рис.4) которая в духовной практике является критерием целостности, отражая степень интеграции сознания. Законы диалектики и синергетики указывают, на спиральное развития всех самоорганизующихся структур. Поэтому логическо-прямоленейное построение школьного материала нельзя считать естественным и удобным для развития сознания. Следовательно - развитие сознания возможно только при спиральной структуре построения материала в процессе, которого происходит кругообразное движение вокруг некого центра или архетипа. Это движение[iv] (спиральное), ограждающее центр личности от хаоса и есть рост сознания и прототип всех мандал. Возникает вопрос, на каких принципах и психических основах возможна интеграция научных дисциплин и сознания? Универсальную взаимосвязь всего сущего может осуществлять только всеначальная[v] или психическая энергия (рис. 5), о чем указывала Е.И. Рерих. Современные теории (лептонных, торсионных полей, нитевидной материи и т.д.) квантовой физики адекватны этим воззрениям. В педагогической области преподавания эффект «разворачивание материала»· возникает при спонтанном и диалектическом развитии идеи или понятия (как при диалогах Сократа). Аналогичный эффект возникает при трансдисциплинарном движении сквозь дисциплины, К.Г. Юнг в психологической практике рассматривал всплывшие содержания сознания через различные исторические параллели разных культур. Этот метод К.Г. Юнг назвал амплификацией (расширением понятия) и использовался в процессе индивидуации.. Проведение параллелей и движение от междисциплинарных связей к трансдисциплинарному прохождению сквозь дисциплины есть не что иное, как спиральное движение. Физик Фритьеф Капра считает что «шнуровка»[vi] (рис.4) дисциплин ведет к целостному восприятию. Этот метод посредством междисциплинарных связей занимает очень длительное время (преподаваемый в течение года как например элективная программа по «Биопсихологии» В.А. Макаров, Т.И. Сотникова ) и связывает несколько дисциплин. Трансдисциплираный урок может связать как минимум 3 дисциплины а, как правило, совершается целый виток, охватывая множество предметов. Одним из предметов интеграции в школе, по мнению Б.У.Родионова, могла бы стать натурфилософия.[vii] «… натурфилософия как «предмет» междисциплинарна.» [7] Действительно натурфилософы древности и нашего времени (Эйнштейн, Н. Бор, Шредингер, Гейзенберг, Паули, Цилковский, Вернадский, Чижевский, архиепископ Лука (Войно-Ясенский), П.Флоренский) подходили ко всему как живому или одухотворенному, что и подтверждает современная физика, рассматривая мир с энергетической парадигмы. В этом случае дух имеет физические характеристики энергии и (или) информации. Происходит стирание граней между духом и материей, психологией и физикой (рис.6 )
В педагогической практике, для связывания нескольких дисциплин необходимо рассмотреть материал через энергетическую парадигму и вписать необходимые предметы в тринитарную схему (рис.7) Следующий важный момент в синтетическом познании интеграция религиозных знаний. (рис. 8) Интеллектуально такую работу можно реализовать посредством сравнительного анализа посредством проведением параллелей (например, лингвистических). Из психологов такую работу проводили К.Г. Юнг, Стив Волинский из физиков Фритьеф Капра и д.р.Живая Этика решает эту проблему кардинально, переводя духовные практики на универсальные понятия. Современная наука начинает переходить на понятийный аппарат Живой Этики, трансдисциплинарно пронизывая религии и конфессии, такими понятиями как всеначальная или психическая энергия, Надземный мир, причинно-следственные связи, сила мысли, мыслеобраз, иерархия и т.д. Далее мы рассмотрим построение урока синтеза или трансдисциплинарного урока. Постараемся отразить его основные элементы. Формально цели и задачи урока синтеза могут соответствовать всем методическим правилам (по каждому заявленному предмету в междисциплинарных уроках). Главное чтобы его «внутренняя сущность» соответствовала следующим целям и задачам.
Цель: формирование целостной картины мира. Задачи: раскрытие идеи всеединства и взаимосвязей всего сущего. формирование понятия микракосм-макрокосм воспитание личного чувства ответственности за судьбу мира. осознание причинно-следственных законов
Урок содержит в себе: - познавательный компонент - воспитательный компонент - практический компонент Урок синтеза можно проводить синтетическим и аналитическим способом. Мы рассмотрим аналитический способ. Подбирается готовый трансдисциплинарный материал, но обычно его приходится составлять. Лучше всего использовать научно-популярные видеофильмы. Школьникам на уроке видеоматериал подается небольшими фрагментами с последующим обсуждением и анализом. В процессе анализа выделяются «смыслы», проходящие сквозь дисциплины. Эти смыслы одновременно могут быть как трансдисциплинарными так и междисциплинарными. Для большого осознания учениками «трансдисциплинарности» урока мы придумали специальную таблицу, (таб. 2) в которую учащиеся вписывают встречающиеся научные термины (таб.2) В процессе обсуждения видеофрагментов учитель постоянно выводит учащихся (спираль диалога) на нравственные категории. Важно постоянно переводить внимание и полученные знания учеников на личную ответственность за свое будущее, рода, класса, человечества. Важным элементом урока является практическое применение полученных знаний. Высшее нравственное знание не должно быть недостижимой абстракцией. Психологический эксперимент воздействия мысли на ростки пшеница, на органолептические качества воды завершают урок. На примере, можно, показать силу влияния человеческой мысли на окружающую среду. В заключительной части урока задается домашнее задание в виде опросника по пройденной теме или научно-популярная статья для размышления. На данный момент подготовлены и проведены уроки синтеза на основе научно-популярных фильмов «Живая вода» и «Квантовая генетика» в стадии разработки урок по космологии «След на воде» (ак. В.Д. Плыкин). На примере этого урока мы хотим продемонстрировать учащимся взаимосвязь сознания и космоса. Мы надеемся, что и другие учителя подхватят нашу эстафету и направят свои усилия на формирование нового поколения волгоградцев способных в будущем решать глобальные проблемы. Этим мы выполним миссию России, которая всегда заключалась в спасение всего человечества.
Список литературы 1. Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних//Журнал российского права, 2003.№ 2, С.43-50. 2. Юнг К.Г. Синхроничность РЕФЛ-БУК ВАКЛЕР 1997г. с.95-96 3. Баранцев Р.Г. «Структурная методология целостного подхода: от анализа – к синтезу» / Реальность и субъект, Ежеквартальный научно-философский и культурологический журнал №1 том 5 СПб 2001г. с.68. 4. Зорина Е.В. «Эзотеризм в России ХХ века» Дельфис, ежегодник 2001г. Материалы Московской междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего»/, с.21 5. Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное СПб 1997г. С.76 6. Юнг К.Г. Йога и Запад: Сборник: Пер. с нем. - Инициатива ; К.: Airland, Киев 1994.- 230. –(Паломничество в страну Востока). 7. Родионов Б.У Ноосферная физика. В сб. “Этика и наука будущего”, ежегодник “Дельфис”-2002, с.154-157 8.Акимов А.Е. «Синтез знаний как путь к истине», тезисы международной научно-духовной просветительской конференции «Эволюция космоса и сознания человека», Воронеж ВРОО «Новый Солнечный Мир»- 2004, с 3-4
[i]Следует твердо указать, что существуют два пути: путь расчленения и путь синтеза. Можно найти много промежуточных состояний. … Но после … опять придем к троичному построению… АУМ 12.133. [ii] Именно, задача национального гения и состоит в том, чтобы претворить и пропустить через призму своего сознания достижения всех народов и веков и дать свой неповторенный синтез этого конгломерата творческих выявлений …Елена Рерих_ Письма в Европу, 1935-1938. Параграф 17.1.36 [iii] Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным.Елена Рерих_ Письма, 1932-1955 гг. 8.06.36 [iiii] Сознание растет синтезом… Движение сознания будет от центра, захватывая круги нового понимания. АУМ 12.088. 33. [v] Обычно говорят о синтезе науки и духовности, но оба понятия остаются неопределенными. Между ними требуется некий огонек, называемый восхищением, без него и познание, и сама духовность останутся мертвыми и не соединенными. Братство 14.225. [vi] Некоторые … считают, что синтез всего понемногу…. Но разве синтез есть знание всего? Наука со всеми ее отраслями не может быть усвоена одним лицом, но смысл ее должен быть осознан. Он может быть вполне усвоен и утвержден в сознании. АУМ 12.499. [vii] Неведение все разъединяет и разлагает, но Великое знание … все объединяет и синтезирует. 4.6.37
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|