Формирование нравственного сознания у детей

Воспитание детей всегда строится на основе каких-либо принципов. В разные периоды истории и в разных странах это были (и есть) весьма разнообразные основы, создаваемые, порождаемые самим обществом или его частью. Однако в любой период времени существуют и в той или иной степени воздействуют на формирующуюся личность нравственные, общечеловеческие ценности. Правда, последние могут преследоваться конкретной социальной средой, обществом как нежелательные. Таким образом, существуют моральные и нравственные ценности.

Человек в процессе жизни проявляет себя в двух формах:

-       конечной – как представитель данного общества, данной социальной группы,

-       и бесконечной – как представитель человеческого рода.

Общество через мораль приспосабливает человека к своей системе, к своей, конечной форме существования. Усвоение моральных норм приводит к адаптации человека в данном обществе. Однако моральные требования могут вступать в противоречие с нравственными. И в жизни человек очень часто оказывается в ситуации конфликта между моральными и нравственными требованиями (не говоря уже о конфликте эгоистических и нравственных).

При воспитании детей существует ряд объективных трудностей:

  1. Трудности демографического характера.

Эти трудности связаны с определенной структурой семьи. Все больше становится семей с одним ребенком. В результате чего он становится центром семьи. Ребенок растет среди взрослых, постоянно ощущая поток заботы на себе, причем это время очень удлинено. Дети совершенно освобождены от заботы о других членах семьи. Это негативный процесс. Нравственность не может формироваться из рассказов, поучений. Она формируется в реальной жизни, в ситуациях реального выбора.

Исследования, проведенные в Средней Азии, Монголии и Кубе показали, что дети из многодетных семей намного чаще дают альтруистические реакции. Это объясняется тем, что в многодетной семье ребенок видит и ощущает не только поток внимания и заботы по отношению к себе, но и то, что братья и сестры заботятся друг о друге и о родителях. Дети быстрее схватывают формы поведения старших братьев и сестер, они привыкают делать очень многое, заботясь о всех членах семьи. Эти дети рано включаются в посильную трудовую деятельность, уровень ответственности у них намного выше.

  1. Трудности социального характера.

Если ребенок находится в разных системах воспитания (родительская семья, детский сад, прародительская семья) то выполняет требования той системы, которая менее жестка. До определенного возраста ребенок выбирает самый «мягкий» путь.

  1. Трудности этического характера.

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети ориентированы на поведение взрослых. И в этом раннем возрасте ребенок открывает для себя: взрослый может говорить одно, а делать другое. Ребенок быстро усваивает эту возможность, причем он склонен подражать не словам, а действиям.

  1. Трудности психологического характера.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста одной из ведущих является потребность в признании со стороны взрослого. Ради нее в присутствии взрослого все его требования ребенок старается выполнять. Ориентируясь на признание взрослого, ребенок не осознает нравственные требования как ценные сами по себе.

Вторая сторона психологической проблемы – невыгодность нравственного поведения.

Самый прямой и простой путь формирования нравственности – это работа взрослого над собой, над развитием своей личности, своей души. Все другие способы – вторичны, однако и они могут внести свою лепту в душу ребенка.

И один из таких вторичных способов – развитие рефлексивных структур в сознании ребенка. Рефлексия – это способность осознать и оценить свое поведение. Это очень ценное качество. Как отмечал Бруно Беттельхейм: если Вы не можете поступать как должно, если не хватает воли не совершать какой-то поступок, то для сохранения в себе Человека, очень значимо хотя бы оценить насколько плохо то, что ты сейчас делаешь, насколько этим поступком Вы теряете или предаете что-то в себе.

Одна из трудностей формирования нравственного сознания состоит в том, что ребенок не умеет оценивать себя, свое поведение. Он может осознать себя как деятель (внимательный – невнимательный, красиво пишу - некрасиво), но механизма оценки себя как личности у детей нет лет до 12, у некоторых и много позже. А этот механизм и лежит в основе нравственного поведения.

Один из способов развития рефлексивных структур у детей дошкольного и младшего школьного возраста - формирование самооценки ребенка через сравнение себя с литературным персонажем.

Когда мы говорим о нравственном поведении, мы вынуждены применять оценочные критерии. Это едва ли не единичный случай правильного применения оценочных критериев. При этом мы оцениваем не человека, а сам поступок, который можно всегда определить в категориях «добро - зло». Причем каждый человек, и ребенок тоже, так или иначе, соотносит свое поведение с этими эталонами.

 Однако детям трудно соотнести свои поступки с отрицательным полюсом. Если ребенок и соотносит себя с эталоном, то часто это делается формально. Совершая несправедливость, он находит для себя оправдание. Проблема заключается в том, чтобы при оценке поведения создать у ребенка переживание плохого поступка.

Чем конкретнее норма, тем легче ей следовать. У Достоевского: «… он считал себя честным человеком, так как он никогда не возьмет денег со стола в чужом доме». Поэтому есть такое направление работы по развитию нравственного сознания: конкретизация норм. Например, анализируя сказку «Золотой ключик», дети приходят к выводу, что Буратино хороший, а Карабас Барабас плохой. И, когда после этого ребенок должен соотнести какой-то свой конкретный поступок с тем: «я поступил как Буратино или как Карабас» - наступает сильнейшая эмоциональная разрядка. Ребенок осознает то, что он сделал. В подобной ситуации ребенок уже не повторяет негативного поведения.

Классическая детская литература дает богатейший материал для совместного проживания ребенком со взрослым образов героев и формирования с раннего возраста у детей действенных регуляторов поведения, помогающих им ориентироваться в таком неоднозначном мире.  

Кроме этого вторичного способа формирования нравственного сознания, поведения есть и другие: создание ситуаций нравственного выбора, эмоциональное заражение, использование положительной предвосхищающей оценки, снятие контроля над поведением ребенка, приобщение ребенка к мировой культуре, к истории человечества и т.д.

Однако основным подходом при воспитании ребенка все же остается работа над собой воспитателя: «Спаси себя самого и вокруг тебя спасутся тысячи».





Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Трехлетний ребенок открывает для себя мир конфликта
  • Ребенок выбирает плохое поведение для достижения своей цели.
  • 3 способа не выйти из себя, когда ребенок доводит
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Ребенок, который ведет себя плохо
  • Ребенок плохо ведет себя в общественном месте. Что делать?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.
  • Ребенок плохо себя ведет: причины и способы справиться
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Ребенок отождествляет себя с животным: что делать?
  • Ребенок плохо себя ведет?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Признаки расстройств пищевого поведения: как определить, что мой ребенок страдает РПП?
  • Как должен вести себя правильный ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь