Ребенок отождествляет себя с животным: что делать?

Ребенок отождествляет себя с животным что делатьЧасто дети ставят в тупик молодых родителей, настойчиво проявляя вдруг откуда-то взявшееся воображение. Мамы и папы малышей пугаются оригинального поведения и на всякий случай, не зная как реагировать, стараются запретить всё, что с их точки зрения выходит за рамки нормальности.

Дети в возрасте 2-5 лет в норме играют в разные сюжетно-ролевые игры. Они начинают проигрывать роль персонажа, который оказался в поле их зрения и показался интересным. Одним из пугающих родителей моментов в поведении ребенка является перевоплощение в животного: кошечку, собачку, змею.

Так, моя приятельница выразила тревогу по поводу того, что четырехлетняя дочка изображает "кыску" и в детском садике, и во время прогулки на улице. Ребенок ходит на четвереньках, мяукает, трется об руки и показывает "царапки". Естественно, что с улицы малышка возвращается с грязными коленками, что также раздражает родителей, ратующих за чистоплотность. Чтобы пресечь такое поведение родители заявляют, что им не нужна "кыска", у них уже есть дома котенок, им нужна дочка, на что ребенок спокойно отвечает, мол, придем домой, и буду дочкой.

По сути, ребенок уже прекрасно осознает и выделяет себя из окружения как отдельную личность и умением включиться в игру перевоплощения демонстрирует это, как бы говоря: "На самом деле я адекватный человек, я - ваша дочка, но сейчас я буду играть роль кошечки, и Вам не о чем беспокоиться!" Надо отметить, что в этом смысле дети гораздо адекватнее взрослых, которые зачастую не могут растождествиться с той или иной своей ролью, возвращаясь домой, они играют двойные роли: муж-актёр, жена-начальник, муж-психиатр...

Что стоит за отождествлением ребенка с каким-то персонажем?
Какой вклад в развитие личности ребенка вносит подобное перевоплощение?
Как вести себя родителям?

1. Ребенку изначально присуще творчество и воображение, благодаря которым он познает мир и проигрывает, как бы "прощупывая" различные жизненные ситуации. Если присущая детям спонтанность не ограничивается постоянными жесткими запретами, творческие задатки активно развиваются, и в будущем помогают решать сложные задачи, используя нетрадиционные подходы и решения.

Многие известные люди в детстве были во многом предоставлены сами себе, ничего не мешало их творческому развитию. Например, знаменитый Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию по литературе 1913 года, написал 50 поэтических сборников, где почти 1000 стихов и 2000 песен, 12 романов и повестей, около 100 рассказов, 30 пьес, несколько литературных и публицистических работ, за которые в народе его прозвали творцом современной Индии, был в семье четырнадцатым ребенком! Русский иммунолог Илья Ильич Мечников, нобелевский лауреат премии по медицине (1908 год) родился в деревне пятым ребенком, его отец был занят собой, рано проигрался в карты, мать же не только не ограничивала сына, но всячески поощряла его любопытство и творческий подход к играм. Русский физик Павел Алексеевич Черенков, лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года, родился в деревне вблизи Воронежа в крестьянской семье, где основной заботой родителей было прокормить детей, а не ограничивтаь их в играх. Подобные примеры можно продолжать достаточно долго.

2. В сюжетно-ролевых играх развивается эмоциональная сфера. Ребенок учится вчувствованию в образ другого, неважно, будет это роль врача, продавца, домашнего питомца или увиденного в зоопарке животного. В результате перевоплощения в другой образ развивается эмпатийность - способность к сопереживанию, взаимопониманию и сочувствию. Формируется отношение к другим и к миру как известная позиция по Э. Берну "Я - Ok, Ты - Ok".

Иногда в такой игре ребенок показывает те чувства и эмоции, которые ему запрещено показывать как ребенку своих родителей - "царапки", т.е. он может так выражать табуированные злость, обиду и раздражение на родителей. В этом случае следует включиться в игру и спросить ребенка: "За что кыска сердится на нас?" Бывает, что малыш в этом случае прекращает игру и совершенно определённо объясняет родителям, за что он злится на них.

3. Умение перевоплощаться в другой образ способствует формированию гибкости мышления. Ведь способность посмотреть на ситуацию с разных позиций и точек зрения развивает системный взгляд на вещи и события.

Запрещая отождествляться ребенку с разными персонажами, родители, во-первых, нарушают все эти важные аспекты в развитии ребенка, во-вторых, ставят рамки, в которых они готовы принимать своего сына или дочь ("Нам нужна дочка"). Т.е. ребенок понимает, что он нужен своим родителям только таким, каким они хотят его видеть, а не таким, какой он есть на самом деле. В этом случае ребенок может принять решение лгать своим родителям, скрывать от них свои потребности и не доверять им.

Если ребенок играет необычную роль на улице, а родители смущаются и стыдятся такого проявления, малыш может расценить свое поведение как постыдное, начать замыкаться и переносить фантазирование на внутренний план. В этом случае может тормозиться растождествление с персонажем и нарушаться полноценное развитие ребенка.

Таким образом, родителям следует давать простор для фантазии ребенка, чтобы он мог свободно проигрывать роли разных персонажей, по возможности тоже включаясь в игру. Чаще всего, если родители не заостряют внимания на том или ином персонаже, у ребенка не происходит на нем фиксации, развитие мыслительной, эмоциональной и творческой сфер идет в соответствии с возрастными нормами.

Автор Стражкова А.Н., педагог-психолог, тренер, психолог-психотерапевт. 



Просмотров: 586
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Ты теперь большой!", или в семье родился младший ребенок
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Драматургия развода. Акт 5-й: "Роль отца в отношениях «ребенок-отчим»"
  • На самом ли деле ребенок " не хочет в детский сад"?
  • Лояльность ребенка родителям, как "измена себе"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь