Эстетическое измерение профессионального сознания и развития психолога-практика


       Кризис осознанной «профессиональной некомпетентности» молодых психологов-практиков в условиях проведения Болонских реформ, прагматично ориентированных на рынок труда, – одна из актуальных проблем отечественной прикладной и консультативной психологии; одновременно – следствие методологического кризиса современной психологической науки.

Зафиксированный практиками и исследователями разрыв между академической подготовкой психологов и их возможностями в реальной профессиональной деятельности (Василюк, 1998; Кринчик, 2004) приобрел форму сознательного отказа от профессиональной самореализации выпускников в качестве психологов (Фокин, 2001) и усугубил внутриличностные конфликты студентов-психологов (Быкова, 2007; Короткая, 2009).

       Нашему пониманию сути кризиса осознанной «профессиональной некомпетентности» молодых психологов-практиков близка ее интерпретация в терминах предельно широкого образования сознания, задающего «имплицитную теорию специалиста как профессионала "естествоиспытателя" или "гуманитария"» (Фокин, 2006).
       Выход из кризиса мы видим в сближении этих точек зрения на психологию - на уровне профессионального сознания, посредством «проработки» его нерефлексивного слоя: ведь кроме семантических структур сознания содержание психики составляют феномены эстетической природы, т.н. «композиты выражения», которые детерминируют проявления эмоциональной сферы личности, структурируют «чувственную ткань» образов (Тулупов, Шевандрин, 2000). При этом под эстетикой подразумевается не столько наука о прекрасном, сколько наука о выражении (Croce, 1928). Психосемантическая и психоэстетическая подсистемы связаны отношениями дополнительности, многоуровневого соответствия; как информационные процессы, они протекают относительно независимо, организуя аффективный и интеллектуальный опыт личности (Тулупов, Шевандрин, 2000).
       Исходя из этого, мы полагаем, что в образовательном контексте одними из ведущих средств развития соответствующих метакомпетенций психолога-консультанта, а также осмысления психологической практики, являются средства искусства и эстетики – в том числе со включением эмпирического материала искусствоведения (традиционно исследующего сферу выражения) в феноменологию психологии.
       Следует признать, что в широком контексте истории психологической науки и образования наша теоретическая позиция не выглядит новационной; более того, мы фиксируем ее принадлежность к научной школе: одним из первых психологов вопрос о необходимости включения средств искусства и эстетики в систему воспитания и образования поставил и обсудил Л.С. Выготский. За искусством он признавал «общественную технику чувства», отмечая, что оно систематизирует ту сферу психики, которую мы привыкли обходить стороной – сферу чувств и эмоций: «Искусство – есть работа мысли, но совершенно особенного, эмоционального мышления»; оно приводит к тому же, к чему приводит научное познание, но другим путем (Выготский, 1986). Приобщение … к восприятию художественных произведений способствует «превращению глаза телесного в глаз духовный… направленный не только вовне, но и внутрь самого себя»; в то время как лишение такого опыта делает его «ущербным» (Выготский, 1926). Ценный вклад в теорию и практику развивающего обучения детей, которые способны не только «думать и говорить», но «делать и чувствовать», внесли работы В.В. Давыдова по развитию эмоций в процессе эстетической деятельности (проводимые в последние годы жизни), труды по развитию эстетических способностей учащихся (Торшилова, Морозова, 2001).
       Однако применительно к профессиональному образованию психологов-практиков подобные проекты выглядят по-прежнему инновационно: с позиции деятельностного подхода развитие эстетического измерения профессионального сознания психолога возможно только посредством обретения опыта эстетической деятельности.
       Наш опыт апробации авторского курса Д.Г. Сорокова и Ф.Е. Василюка «Метанавыки консультативной работы» в рамках ИОП МГППУ «Психологический театр», исследование влияния эстетического опыта на развитие эмоционального интеллекта учащихся, сравнительное исследование личностных особенностей выпускников-психологов, оставшихся в профессии и покинувших ее, подтверждают возможность и необходимость создания образовательных программ по целенаправленному развитию соответствующих метакомпетенций психологов-практиков с использованием средств искусства и эстетики, а также нормативно-правовых и организационных условий для их реализации на всех уровнях высшего профессионального и послевузовского образования. (Опубликовано: Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы научной конференции 19-21 октября 2010 г. Часть 2. / Отв. Ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 592 с.- стр. 85 и http://kogdatrudno.ru/articles.html).



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Беседы психологов-практиков. Беседа «О сути психотерапии».
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Проф обучение психологов-практиков
  • Эмоциональное и профессиональное выгорание психологов практиков
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Взгляд психологов на проблему профессионального выгорания
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Особенности формирования профессионального самосознания педагогов-психологов.
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • У каких психологов есть клиенты и у каких психологов нет клиентов?
  • Технология Осознания Реальности для "Чайников"-2: для психологов и не только.
  • Категории нормы и патологии в деятельности психологов и психиатров
  • Новый учебник для студентов и психологов "Психологическое и социальное консультиование"
  • b17 для психологов и не только
  • Сказ о том, как "бегающий" клиент психологов перессорил и сам расстроился
  • Психологическое кино для психологов и не только
  • «Пиши, сокращай» для психологов и не только
  • Сказка о родителях и детях (только для психологов)
  • Бежать от таких психологов. Мой собственный первый опыт работы с психологом.
  • "Не люблю я этих психологов" 2: сопротивление
  • Как выбрать психолога? Типология практикующих психологов.
  • Как выбрать психолога? 7 правил защиты от психологов-упырей.
  • Нет хороших психологов. Нет плохих психологов.
  • "Не люблю я этих психологов"
  • Новая политика соцсетей: "с ног на голову". Пришло время психологов!
  • "Требуется психолог". Как и где набирают психологов.Испытано на себе.
  • Как и почему люди "не доходят" до психологов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь