Исследование: ценнности психоаналитиков и гуманистических психологов.

Совсем недавно я защитила ВКР и, дабы мои труды не пропадали зря, а так же по просьбам трудящихся, хочу поделиться некоторыми интересными результатами, которые я получила, проводя исследование. 

Исследование было посвящено поиску различий в ценностных ориентациях у двух групп студентов: 1) интересующихся психоанализом (ПА, или психоаналитики - далее), и 2) интересующихся гуманистической психологией (ГУМ, или гуманисты - далее). Естественно, все опрашиваемые были студентами старших курсов (3,4,5) и обучались по специальности "психология" или что-то очень близкое к ней (пр. клиническая психология, хотя была пара людей со специальностей вроде соц.работы, но в их интересе к психологии у меня не было сомнений). 

Всю формальную часть я здесь опущу (кому интересно про методы, организацию, выборки и тюпю - обращайтесь в личные сообщения или комментарии- все расскажу). 

С самого начала исследования была заметна забавная тенденция студентов ПА задавать много вопросов. Они определенно задумывались над ответами и многие вопросы их просто ставили в тупик, после чего они писали мне, а я, сочувственно кивая, объясняла что эти вопросы действительно двусмысленные или паранойяльные и я ничем помочь не могу - так составили авторы стандартизированных методик. Ну сами смотрите, нужно было оценить согласие с утверждениями:

"У меня нередко возникает чувство, что тот, с которым  я мысленно с разговариваю, мне неприятен"; Т.е., отвечая на этот вопрос любой оценкой, мы с вами соглашаемся с тем, что вообще с кем-то мысленно разговариваем. Это навязчивые диалоги, знаете ли.

"Иногда я спорю со своим внутренним голосом и нередко выхожу победителем, и тогда он замолкает." Тихо сам с собой веду беседу, сам себя переспорил, да еще и остался победителем. Если не согласиться с утверждением, то мы  не согласимся с чем? С тем, что иногда спорю с внутренним голосом, с тем, что выхожу победителем, или с тем, что он замолкает?

"Внутри меня есть некое существо, которое хранит чистоту моей души." Такая Тётя Зина, которая каждую пятницу протирает совесть и подтачивает остроумие. 

"Иногда в сердце человека звучит голос Бога." Отмечаем "не согласен" и получается, что не иногда, или не голос, или не Бога...

Это, конечно, все критика методик, но, столь бы ущербными они ни были, тем не менее, кое-что интересное они показать могут. 

Дополняя наблюдения могу сказать, что никто из выборки студентов ГУМ не задал вопросов по поводу странности вопросов. Либо они удивляются молча, либо понимают вопросы. Я склоняюсь ко второй версии, так как степень согласия по вопросам у них была высокой, т.е. вся группа примерно одинаково отвечала на довольно большую часть вопросов. В то же время у ПА недоумение было видно и по результатам. Общих ответов для всей группы выделить удалось довольно мало. Оценивали либо средним баллом (да не достанься же ты никому), либо оценки очень расходились (половина ставит высокие, половина - низкие). В общем, трудно аналитикам было придти к общему ответу.

Однако, что совсем не удивительно, большинство ПА согласились с тем, что главной ценнностью в жизни считают получение удовольствия и поиск ярких впечатлений.  Так же, для них важнее, чем для ГУМ - конфиденциальность в работе и непересечение контекстов (отсутствие иных отношений, кроме профессиональных). 

Гуманистические психологи сошлись во мнениях о том, что для них всех на первое место выходят отношения с другими людьми. Они стремятся развивать свои личностные качества, становиться более способными, широкомыслящими, умными. ПА, кстати, этого тоже хотят, но поменьше, и, для них еще важно быть независимыми.  Для ГУМ выражены высокая оценка таких качеств как: социальность, ответственность, преданность, социальная справедливость, поддержание традиций. Для ПА здесь только наслаждение и яркие впечатления. 

ПА показали высокую заинтересованность в освоении теоретического материала, владении терминологией и стремление к обучению.  Аналогично этим результатам, для ГУМ характерна заинтересованность в личностных характеристиках (добрый, ответственный, понимающий, заинтересованный и т.д.).

И, кроме всего этого, было обнаружено различие в заинтересованности своей профессией. Среди студентов ГУМ было несколько людей, кто рад своей профессии и любит ее, несколько тех, кто почти не заинтересован в профессии, остальные - средняя заинтересованность. А в группе ПА все оценки были средние или выше среднего (примерно поровну). 

Вот такие дела. 

Какой самый общий вывод я сделала? Для ГУМ характерна заинтересованность в ценностях качеств своей личности, в то время как для ПА качества личности маловажны, но важно удовольствие от всего, чем они занимаются в личной жизни и профессии. 



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "я хочу вернуть то, что у меня было"
  • "У меня было два детства: плохое и хорошее..."
  • "Как было бы, если было бы..."
  • "В советском союзе психологов не было и ничего..."
  • Вопрос расстановщику. "У матери было пять абортов..."
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Из простой интрижки в эмоциональную зависимость или "не было печали"…
  • "Чего я хочу от своей будущей профессии"?
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Мы не сможем вернуть то, что было..."
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Новый учебник для студентов и психологов "Психологическое и социальное консультиование"
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь