|
Проф обучение психологов-практиковАвтор статьи: Котва Иван Викторович
К вопросу о проблемах профессионального обучения психологов
В области подготовки кадров по специальности «психология» складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия психолога престижна, интересна и широкоприменима, а с другой стороны, выпускники многочисленных образовательных учреждений по этой специальности не могут найти себе работу. Остановимся подробнее на данном утверждении. Психологом быть престижно – это не только сложившееся общественное мнение. На самом деле, изучение психологии позволяет человеку приобщиться к специфичному предмету – душе. Познание внутреннего мира человека и реализация этих знаний путем оказания помощи другим людям всегда были в почете. Вопросами о душе занимались служители церкви, врачи, правители и другие авторитетные люди. Их рекомендации и советы высоко ценились в обществе. За годы советской власти роль указанных социальных групп взяли на себя идеологические органы: профсоюзные, комсомольские и партийные работники. Чем выше был их уровень в социальной иерархии, тем лучше они были подготовлены и необходимо отметить, что с задачей «душеведов» они справлялись неплохо (в рамках идеологических установок). После перестройки в образовавшийся вакуум кинулись все, кому не лень. В стране появилась масса экстрасенсов, колдунов, религиозных сект, в том числе укрепило свои позиции традиционное православие. Огромные стадионы собирали психотерапевты и целители. Возникло ошибочное мнение, что психология за годы советской власти не развивалась и была в подполье. Конечно, это не так. Проводились конференции, разрабатывались научно-практические теории, советская психологическая наука известна во всем мире. И сейчас изучаются труды Божович Л.И., Блонского П.П., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Запорожца А.В., Корнилова К.Н., Костюка Г.С., Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Ломова Б.Ф., Макаренко А.С., Мясищева В.Н., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Эльконина Д.Б. и многих других. Кроме известных корифеев психологической науки много сделано и рядовыми сотрудниками. Мнение об отсталости психологии возникло по тем основаниям, что не было распространения практических служб, кроме медицины и педагогики. Отрицательное влияние оказала сама власть, направлявшая в психиатрические клиники неугодных. Постепенно ситуация стабилизируется, создаются психологические службы и территориально, и функционально. Стало хорошим тоном получать индивидуальные консультации. Психологи работают во всех социальных уровнях: от детского садика до президентской администрации. Престижность профессии психолога возрастает. Многие учебные заведения готовят психологов, как по основной программе, так и по программе дополнительного образования. Почему же выпускники остаются безработными? На наш взгляд, дело заключается в специфике работы. В США, например, разрешение на консультационную деятельность могут получить специалисты психологии и философии (философия заслуженно имеет там прикладное значение) не моложе 30 лет. Такой подход обоснован, так как необходим практический и жизненный ценз, чтобы помогать другим. Можно назвать основной объективной причиной невостребованности молодых специалистов-психологов (как впрочем и других профессий) отсутствие опыта не только их индивидуального, но и общественного. Всем известна ситуация на рынке труда в России с момента преобразований. Сначала возникла потребность в бухгалтерах, потом в юристах, теперь в психологах и социальных работниках. Проблема в том, что у всех этих специалистов мало опыта. Реализация программ обучения психологов в Калининградском регионе мало отличается от всей России. В начале столичные филиалы и местные негосударственные учреждения успешно заняли эту образовательную нишу. Позже и основной ВУЗ – Калининградский государственный университет – получил лицензию на подготовку данных специалистов на факультете педагогики и психологии. Факультет организует учебный процесс в соответствии с государственным стандартом, ориентированным на выпуск, действительно, профессионалов. В настоящее время существуют различные виды обучения. Во-первых, это классическое вузовское пятилетнее образование по очной форме обучения. К сожалению, выпускники дневных отделений с трудом находят работу из-за специфики работы психолога – необходимый практический и жизненный ценз. Молодые профессионалы пополняют ряды малооплачиваемых специалистов в сфере образования. Во-вторых, заочники – это будущие специалисты, которые обучаются без отрыва от работы, они, как правило, уже имеют рабочее место или оно ими уже определено. В-третьих, получение второго высшего или высшего на базе среднего специального (медицинского или педагогического) образования, обычно в течение трех лет. И четвертая группа, переподготовка по программам дополнительного образования в течение обычно двух лет (1200 часов). По этим программам занимаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование. Получаемые ими дипломы приравниваются ко второму высшему или среднему специальному образованию. Все заочные и сокращенные программы рассчитаны на людей, работающих не только в области психологии, но и в сфере политики, педагогики, правоведения и правоохранительной деятельности, менеджмента, социальной и лечебно-оздоровительной, культурно-творческой и других сферах деятельности. Конечно, эти знания и практические навыки нужны каждому человеку, но чтобы получить такой диплом желательно работать по специальности. Многие помнят, что в советское время каждый студент-заочник обязан был, начиная с третьего курса, работать по специальности. Согласитесь, что такое требование вполне оправданно. Работать по избранной специальности - не обязательно быть психологом. Главное, чтобы студент на своем рабочем месте был связан с теми сферами, о которых сказано выше. Процесс профессиональной подготовки психологов строится с учетом определенных требований. Прежде всего, это субъект-субъектное взаимодействие, позволяющее реализовать личностно-ориентированный подход, без которого в дальнейшем невозможна профессиональная деятельность психолога. Курс должен помогать овладеть необходимыми знаниями: практическими приемами самопознания, саморегуляции, личного и профессионального роста, искусства общения и творческой организации профессиональной деятельности. Кроме этого, базовый курс обучения решает основную задачу - заложить в студентах системный подход к практической психологии, сформировать ориентацию в многотомной противоречивой информации и многочисленных семинарах, часть из которых проводится недостаточно квалифицированными специалистами. Преподавательский состав необходимо формировать как из специалистов из вузов, так и практикующих психологов. Любая подготовка не может быть обеспечена простым подбором хороших преподавателей отдельных курсов – важно, чтобы содержание учебного предмета и манера изложения были четко скоординированы. Именно такая, постоянно совершенствующаяся работа должна обеспечивать студентов материалами, содержащими наиболее ценную отечественную и зарубежную информацию из рекомендованных источников. Правильно составленные списки основной литературы избавят от поиска дополнительной литературы, значительно сокращая материальные и временные затраты, и позволят не просто изучить материалы, а творчески переработать и применить их на практике в соответствии с прилагаемыми к ним заданиями, тестами и упражнениями. Каждый студент имеет возможность в процессе обучения получить любую устную или письменную консультацию, как учебную, так и личную. Особое внимание уделяется подготовке студентов-психологов заочной формы обучения. Востребованность подготовленных кадров – дипломированных специалистов - основана на том, что в настоящее время нужны опытные педагогические и медицинские работники, получившие дополнительную специальность психолога без отрыва от работы. Именно они составляют важное ядро всех практикующих психологов, где кроме знаний необходим жизненный опыт и достижения. Требования, выдвигаемые к студентам-заочникам, такие же как в любом другом учебном заведении, но есть специфика. Большое количество самостоятельной работы, как и малые объемы лекций и семинаров, с одной стороны, выглядят облегчением, а фактически, повышают личную ответственность за качественность индивидуальной работы, так как после окончания учебного курса надо будет продемонстрировать не только знание всех разделов, но и наглядно показать их взаимосвязь и умение использовать. Вот почему материалы обучающих курсов ориентированы на интеграцию знаний через соединение теоретической и практической подготовки. Поговорка «сапожник без сапог» не может быть отнесена к опытному практическому психологу: он решает свои проблемы более грамотно, успешнее и менее болезненно, чем непрофессионал. А вот молодые специалисты должны еще наработать опыт, проверить свою компетенцию. Для них, в первую очередь, подходит групповая работа с детьми и подростками. Они могут работать помощниками психологов или вторыми психологами в детских садах и школах. Как и в любой профессии, сначала нарабатывается опыт, который оплачивается довольно скромно, но целеустремленные специалисты добиваются успехов, не чураясь никакой работы, путем приобретения знаний, опыта, расширяя свой кругозор. Подводя итог нашим размышлениям, хочется пожелать скорейшего общественного признания психологов, в какой сфере они бы не работали. И, в первую очередь, это признание зависит от качества нашего труда.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|